Цели:
- научиться использовать карты для получения новой информации,
- научиться объяснять особенности природных условий,
- познакомиться с природой Австралии и Антарктиды и населяющими их людьми;
- развивать внимание, мышление, познавательный интерес;
- воспитывать коммуникативные качества.
Оборудование: карта полушарий, слайды с видами Австралии и Антарктиды, слайды с изображениями австралийских и антарктических животных, портреты Д.Кука, Р.Скотта, Р.Амундсена.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поиски самого южного материка, а настоящие путешественники берут с собой в дорогу багаж знаний.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что же должен знать настоящий мореплаватель?
- Давайте вспомним, что такое тепловые пояса?
Назовите их.
- Назовите особенности каждого теплового пояса.
- Что такое часть света? Что такое материк?
- Назовите и покажите на карте полушарий основные
части света и материки.
III. Постановка проблемы.
- В древности люди думали, что суши на Земле гораздо больше, чем океанов и морей. Они решили, что в Южном полушарии должен быть такой же большой материк, как и в Северном, который доходил бы до Южного полюса. Очень долго считали, что это Африка. Расскажите об особенностях природы Африки.
- Но Африка – не самый южный материк. Это доказал португальский путешественник Васко да Гамма, который проплыл вокруг Африки и доказал, что к югу от нее расположен океан.
- Какой же материк самый южный? (проблема!)
- Чтобы это узнать, отправимся в путешествие по следам великих путешественников. Сначала летим на самолете в Великобританию, на родину великого мореплавателя и исследователя.
IV. Физкультминутка.
Самолет.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло – вперед, левое крыло – вперед.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.
V. Совместное “открытие” знаний и решение проблемы.
1. Рассказ учителя (сопровождается показом по карте):
- Теперь мы отправимся в морское путешествие. Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на ней английский флаг. Материк назвали “Южной землей”, или Австралией. Но и он оказался не самым южным.
Около девяноста лет назад два отважных путешественника – норвежец Роальд Амундсен и англичанин Роберт Скотт – дошли до самой южной точки Земли – Южного полюса. Это было величайшее открытие! Теперь Антарктида – материк дружбы. На нем работают ученые из самых разных стран.
2. Работа с картой (в паре).
- Найдите у себя в атласах Австралию и
Антарктиду. В каких тепловых поясах расположены
эти материки?
- Какая природная зона занимает Австралию и
Антарктиду?
- Сделайте вывод о климате на этих материках.
3. Знакомство с животным миром материков. Показ слайдовой презентации “Австралия и Антарктида”. (приложение 1) (слайд 1)
Австралия – самый маленький и самый засушливый материк. Около половины территории занимают пустыни и полупустыни, а остальное пространство покрыто влажными тропическими и эвкалиптовыми лесами. (слайд 2)
В пустынях и полупустынях Австралии обитает много ящериц. (слайды 3, 4)
Австралия – место обитания самых диковинных животных.
Только здесь водятся утконос, ехидна, сумчатые млекопитающие: коала, муравьед, сумчатые белки и крысы. Но главное животное – это кенгуру. (слайды 5, 6, 7)
В Австралии водится самая большая птица – страус эму. В лесах огромными стаями летают волнистые попугайчики. (слайд 8)
Здесь можно встретить и дикую собаку Динго. (слайд 9)
На ветвях дерева удобно устроился ленивец. (слайд 10)
В густой траве пробегает вомбат. (слайд 11)
Антарктида – самый южный материк. Он покрыт ледниковым щитом. (слайд 12)
В водах Южного океана, который омывает этот материк, водятся киты, морские львы и леопарды, тюлени. (слайды 13-15)
На побережье строят свои гнезда поморники и снежные буревестники. (слайды 16, 17)
Но самые удивительные обитатели Антарктиды – это пингвины - птицы, которые не умеют летать, неуклюже передвигаются по берегу, но очень ловко плавают. (слайды 18, 19)
VI. Физкультминутка.
- Давайте покажем, как передвигаются пингвины.
(Дети имитируют ходьбу пингвинов под музыку.)
- А кто знает, почему у пингвинов такая походка?
VII. Первичное закрепление.
Работа с учебником тетрадью.
- Наше путешествие близится к завершению. Пришла пора выполнить задания в ваших тетрадях на страницах 40-41. Работать будете в парах.
Проверка выполнения.
VIII. Итог урока.
- Наше путешествие закончилось. Удалось ли нам
решить проблему и найти самый южный материк?
- Где мы еще побывали?
- Кого встретили на своем пути?
- Что помогло нам “путешествовать” по всему
земному шару, не выходя из класса? (Знание карты и
умение с ней работать).
IX. Домашнее задание.
Выполнить задания урока 59 на странице 46-48 вместе с родителями. По результатам будет проведена пресс-конференция.