Основная идея: Развитие ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности.
- Любое знание человек должен прочувствовать, пережить.
- Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
- Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос “Зачем (почему) мы это делаем?”, но и “Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?”.
Проблема: Перед каждым учителем стоит задача создания развивающей образовательной среды.
Актуальность: Образование должно давать не только знания, но также важнейшие качества: самостоятельность, инициативность, активность, целеполагание, креативность. Умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Новизна: Новизна метода – в его прагматическом применении. Мотивируется интересом к конечному результату и возможностью выступления перед аудиторией.
Основная цель: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
- Развитие поисково-исследовательских и коммуникативных умений и навыков сотрудничества, сплочение коллектива.
- Развитие умений работать с информацией формулировать проблемы и находить пути их решения.
Гипотеза: В результате активного использования метода проектов развивается способность к творчеству, мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Этапы проекта:
- Выбор темы и задачи проекта.
- Сбор сведений.
- Выбор проекта.
- Планирование проектной деятельности.
- Реализация проекта.
- Оценка и самооценка проекта.
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат:
- Проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.
- Дает толчок к самостоятельной деятельной деятельности ребят.
- Наглядно утверждает их личностный рост.
- Способствует сплочению классного коллектива.
Проект праздника “День варенья”
В 2002-2003 уч.г. в 4 “а” классе мы с детьми провели праздник “День варенья” по теме “Дикорастущие ягодные растения Якутии”, так как по программе предмета “Национальная культура” предусматриваются уроки здоровья.
Проблема: учащиеся начальных классов не понимают истинного значения дикорастущих ягодных растений.
Цель: Усвоение детьми названий дикорастущих ягодных растений (на русском и на якутском языках). Значение дикорастущих ягодных растений в жизни человека. Бережное отношение к природе.
Задачи:
- Работа с нужной литературой в школьной и сельской библиотеках;
- Развитие умения работать самостоятельно и в группе;
- Развитие творческой активности, усидчивости, сплоченности;
- Развитие умения выступать перед аудиторией.
Ожидаемый результат:
1) учащиеся приобретут:
- первичные умения работы с литературой по теме;
- более глубокие знания о дикорастущих ягодных растениях;
- первые шаги выступления перед аудиторией;
2) повысится познавательный интерес, творческая активность;
3) повысится интерес к коллективной творческой деятельности.
Подготовительная работа:
- На уроках музыки разучивание песен “ Красная смородина”, “В лукошко”.
- На уроках трудового обучения изготовление головного убора для девочек – работа в паре (мальчик, девочка). Украшение – ягоды (по теме докладов).
- Во внеурочное время изготовление настольной игры “Угадай ягоду” (по морфологическому описанию).
- Подготовка к викторине.
- Составление плана докладов:
- название ягодного растения на русском и якутском языках;
- морфологическое описание;
- место произрастания;
- распространение;
- сроки и способы сбора;
- применение.
Содержание праздника
- Музыкальное приветствие (стихи, песни о ягодных растениях).
- Викторина
- Назовите ягодные растения Якутии, Олекминского улуса. Названия ягод на русском и якутском языках.
- Какие ягодные растения растут в тундре?
- Витамина С в них больше, чем в смородине, в лимоне.
- Какие витамины содержатся в ягодах?
- При каких заболеваниях используются ягоды?
- Что готовят, варят из ягод?
- Какое значение имеют для обитателей леса?
- Какие ягодные растения занесены в Красную книгу?
- Выступления учащихся с докладами – “Брусника”, “Голубика”, “Жимолость”, “Земляника”, “Клюква”, “Княженика”, “Малина”, “Смородина красная”, “Смородина черная”, “Черемуха”, “Черника”, “Шиповник”. (Выступают два ученика. Остальные на часах общения, на уроках природоведения).
- Игра “Угадай варенье”. На столе стоят банки с разными вареньями. Одному ученику завязывают глаза. Другой чайной ложкой дает пробовать, тот должен угадать по вкусу. Если ошибется 3 раза, его заменяет другой.
- Игра “Какое это ягодное растение?” (по морфологическому признаку, некоторые ягоды по русскому названию или по якутскому).
- Рефлексия
- Почему вы выбрали эту тему?
- Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?
- Какие трудности вы испытывали?
- Что понравилось? Не понравилось?
Проект праздника “12 месяцев”
2 “а” класс, 2004-2005 уч.г.
Проблема: Ученики 1, 2 классов часто путают, забывают названия и порядок месяцев.
Цель: Усвоение детьми названий (на русском и якутском языках) и порядок месяцевю выяснение отличительных природных явлений по временам года и по месяцам.
Задачи:
- Изучение литературы о явлениях природы.
- Работа с нужной литературой с библиотеках.
- Развитие наблюдательности пот отношению к окружающему миру.
- Развитие умения работать в группе.
- Способствовать развитию у детей творческой активности, сплоченности и яувства доброты.
Ожидаемый результат:
- Запоминание названий месяцев на русском и якутском языках.
- Выяснение отличительных природных явлений по временам года.
- Получение представления о выпуске стенгазет.
- Привитие чувства любви к своей Родине, бережное отношение к природе.
Подготовительная работа:
- Знакомство на уроках чтения с произведениями о природе русских и якутских поэтов, писателей.
- Классный час к 100-летию якутского поэта Серафима Романовича Кулачикова-Элляя.
- Экскурсии на природу осенью и зимой.
- Экскурсия на пекарню “Хлеб всему голова” – родитель Торговкина Екатерина Павловна.
- Участие на праздниках “Урожая” и Нового года.
- Организация выставок рисунков:
- “Золотая осень”;
- “Мин торобут дойдубар сырыттым…” по произведениям С.Р.Кулачикова-Элляя.
- “Зимняя ночь” по рассказу Семена Степановича Яковлева-Эрилик Эристиин.
- Выпуск стенгазет по временам года с помощью
родителей:
- “Осень” – ответственный родитель Еремеева В.К.;
- “Зима” – ответственный родитель Нарахаева В.Ю.;
- “Весна” – ответственный родитель Антонова Д.В.;
- “Лето” – ответственный родитель Корнилова Е.И.;
- Работа в группах по месту жительства. Сбор материала детьми в школьной и сельской библиотеках.
- Изготовление костюмов или атрибутов “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”.
- Изготовление настольной игры – карты “Мой родной край – Республика Саха (Якутия)” – ответственный семья Антоновых.
- Изготовление детьми на уроках трудового обучения настольной игры “12 месяцев”.
Содержание праздника
- Парад костюмов (дети выходят в костюмах):
- музыкальное приветствие (стихи, песни).
- Защита стенгазет по временам года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето” – выступления детей.
- Конкурсы:
- викторина “Лучший знаток природных явлений по месяцам”;
- лучший костюм;
- лучший знаток загадок о природе.
- Подведение итогов праздника – премирование грамотами. Жюри – родители.
- Рефлексия.
Проект кружковой работы по оригами
Руководители – воспитатель детского сада “Кэскил” Соколова Марина Виссарионовна, Малышева Валентина Васильевна.
Сроки
2004-2005 уч.г. – 2 “а” класс.
2005-2006 уч.г. – 3 “а” класс.
Проблема: У половины учащихся класса наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, пространственной ориентации. В связи с чем у учащихся некрасивый почерк.
Тема: Оригами. Цветы.
Цель:
- Развитие у детей мелкой моторики, пространственного мышления.
- Развитие чувства прекрасного.
Задачи:
- Научить пользоваться международными условными
знаками и приемами складывания:
- Термины, используемые в оригами;
- Базовые формы оригами (треугольник, конверт, двойной треугольник, рыба, двойной квадрат, бутон, птица);
- Изготовление цветов (луговые, подснежники, ирисы);
- Изготовление композиций “Луговые цветы”, “Подснежники”, “Ирисы”.
- В 2004-2005 уч.г. – изделия оригами плоские, в 2005-2006 уч.г. оригами объемные.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства доброты – “Научись дарить подарки”.
- С помощью родителей искать информации о цветке ирисе.
Ожидаемый результат:
- Практические умения изготавливать своими руками поздравительные открытки, сувениры.
- Умения дарить подарки друзьям, родителям, учителям.
- Развитие чувства цвета, прекрасного.
Итого года:
- Проведено 7 занятий.
- Изготовлено 6 композиций “Цветы”: “Луговые цветы” – 2 шт., “Подснежники” – 2 шт., “Ирисы” – 2 шт.
- К 60-летию Победы поставили концерт для ветеранов тыла и инвалидов, проживающих в Токкинском приюте. Подарили 2 композиции цветов. Директор приюта Эверстова Н.Н. провела экскурсию по приюту. Поблагодарила детей.
- Композицию “Луговые цветы” подарили Токкинскому детскому саду “Кэскил”. Три композиции оставили для оформления класса.
- Собрали статьи о цветке Ирис.
Рефлексия:
- Чему научились по кружковой работе?
- Были ли достаточна полной проработка выбранной идеи?
- Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?
- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начала разрабатывать этот проект?
Литература:
Тема: Дикорастущие ягодные растения
- А.А.Макаров. Лекарственные растения Якутии, Бичик, 2001.
- Тимофеев П.А., Иванова Е.И. Ягодные растения Якутии, Якутск, 1994.
- С.Р.Попов, А.С.Попова. Дикорастущие съедобные растения, Якутск, 1988.
- Лесная аптека. Составление Л.И.Барановой, В.А.Алексеева, Харьков, 1991.
Тема: 12 месяцев
- Л.Ю.Субботина. Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет, Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
- Г.А.Кирова, Волшебный сундучок, для детей и родителей (стихотворения о месяцах, автор А.Кондратьев).
- Газета “Саха сирэ” (рубрика “Времена года”).
- Антология якутской поэзии.
Тема: Оригами
- Л.В.Иванова “Цветы оригами для любимой мамы”, Сталкер, 2005.
- Журнал “Крестьянка” № 3, 2004 г. Приложение “Усадьба”.