Можно смело утверждать, что для большинства учащихся самым интересным является урок физической культуры. На мой взгляд, урок по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Важнейшая задача, стоящая перед учителем – создать условия, при которых дети смогут заниматься физическими упражнениями, развивать двигательные качества, учиться технике разных видов спорта, при этом учить их преодолевать большие физические нагрузки – и все это на хорошем эмоциональном уровне
Одной из основных задач учителя физической культуры остается обучение новым, более сложным двигательным действиям, а также совершенствование уже освоенных упражнений, относящихся к спортивной деятельности.
Чтобы достичь лучших результатов в процессе обучения учащихся, перед учителем всегда стоит вопрос “Какой метод сделать ведущим? Какие методические приемы использовать?”
В целом применительно к нашему предмету основными надо назвать группу практических методов: строго регламентированных упражнений (разучивание по частям, в целом и принудительно-облегчающие) и частично регламентированных (игровой и соревновательный). Но единственного, основного или универсального для всех уроков, пригодного для всех участников, метода нет. Так как на выбор методических приёмов, средств обучения влияют многие факторы: задачи и цели обучения, уровень обученности учащихся в конкретном двигательном действии, половые особенности (число которых с возрастом увеличивается), содержание усвоенного материала, возможности учителя, наличие ТСО, состояние материальной базы в целом. Поэтому на каждом конкретном уроке учитель сам определяет какой метод использовать, какие и каком объеме применять те или иные средства обучения.
Обучение и развитие двигательных навыков осуществляется более эффективно, если строится при помощи активизации мыслительных процессов учащихся: наблюдения, анализа двигательных действий, сделанных правильных выводов и обобщений, использования межпредметных связей (физика: механика, электричество; биология, биохимия и др.). Наряду с хорошо известными словесными и наглядными методами, стараюсь использовать проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, познавательные игры, самостоятельную работу и др. Воспитанию самостоятельности учащихся я уделяю достаточно много внимания, т.к. это залог того, что в будущем, во взрослой жизни, наши ученики не растеряют знаний и навыков полученных в школе. Большое значение придаю игровым и соревновательным методам, которые в принципе можно применять на разных этапах обучения и развития двигательных и интеллектуальных способностей, варьируя задачи и условия выполнения.
Из опыта своей работы хочу поделиться методическими приёмами, которые способствуют успешному проведению уроков лёгкой атлетики.
1. Развитие скоростно-силовых качеств.
Скоростно-силовые качества, на мой взгляд, в наибольшей мере определяют уровень физической подготовленности учащихся. Их развитию уделяю особое внимание, особенно в начальных классах. Используя соревновательный метод, прежде всего, добиваюсь качественного выполнения упражнений - “Кто лучше?” На первом уроке лучших исполнителей называю сам, не скуплюсь на “пятерки”, на последующих уроках лучших уже называют учащиеся. Затем начинаются командные соревнования. Например: многоскоки, беговые упражнения, тройной прыжок (для юношей – пятикратный), прыжки толчком двумя ногами и другие выполняют, соревнуясь по одному представителю от каждой из 4-7 команд по сигналу (хлопку, свистку). Жестом на пальцах показываю номер команды, чьи представители получили очко за правильное выполнение задания. Члены команд громко вслух ведут счет своим очкам, иногда это делают освобожденные или записывают на доске. В дальнейшем называю и штрафников (обычно команде штраф они не несут), но сами получают “штрафные” приседания, отжимания или круг “почета”. Штраф больше носит символический характер, но мобилизует волю учащегося, стимулирует качественное выполнение. Упражнения в соревновании на количественный результат (на скорость, дальность, количество повторений) провожу при условии овладения техникой выполненного движения
Большое место в уроке со скоростно-силовой направленностью занимает челночный бег, проводимый поточно и в виде эстафет. Условия варьирую в зависимости от возраста и степени подготовленности учащихся. Ориентирами обычно служат линии волейбольной и баскетбольной площадок в спортзале.
Очень важно дозировать не только нагрузку, но и отдых.
2. Метание малого мяча.
Подготовку учащихся в метании малого мяча начинаю с освоения техники броска. Наряду с распространенными специальными упражнениями, использую броски воланов для игры в бадминтон (а сейчас и специальные мячи для этой же игры). Одновременно в ходу может быть 100-120 воланов. Броски выполняются вместе с учителем, по сигналам свистком, подряд 3-5 бросков фронтально, затем сбор снарядов, замечания учителя, выявление лучших исполнителей и повтор.
Полезными считаю броски двумя руками из-за головы (начальные классы – среднего и большого резинового, средние и старшие классы – баскетбольного мячей) в стену и в парах. Расстояние варьируется. Используя соревновательный метод, постепенно перехожу от качественных показателей к количественным.
Упражнения для метания в стену:
- Кто меньше уронит мяч с отскока от стены;
- Кто больше попадет в круг: 1) за определенное количество бросков; 2) за определенное время; 3) то же другой рукой;
- Кто больше поймает мяч с отскока от стены без падения его на пол (правой + левой с более близкого расстояния);
- Сначала соревнования провожу лично, затем командами (от 2-х до 6 человек);
- У кого дальше отскочит мяч от стены. Первый бросок пробный, затем три на результат. Партнер становится на место отскока. Победители определяются как в парах (тройках), так и лучшие по группам мальчиков и девочек.
Довольно часто применяю на уроках подвижную игру “Перестрелка” - любимую с 3-го по 11-ый класс. Одновременно играет весь класс, в ходу 4 волейбольных или резиновых средних или больших мячей. Наряду с совершенствованием навыков метания, игра способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений; формированию морально-волевых качеств.
3. Прыжки в высоту
Прыжкам в высоту способом “перешагивание” начинаю обучать в третьем классе при групповом способе организации урока. Дети повторяют показ перешагивания через скакалку, которую держат освобожденные учащиеся, при выполнении поддерживаю под мышки, контролируя и подсказывая движения, одобряя старательных учеников. Вскоре девочки, наблюдая за мальчиками, определяют лучших исполнителей техники прыжка, затем судьями становятся мальчики. Выполняя прыжок с одного, двух, трех шагов и с произвольного разбега учащиеся в первую очередь оцениваются за технику прыжка, и лишь на последних (4-6) уроках учитывается и результат. Победители, как правило, в конце урока награждаются аплодисментами своих товарищей. На этих уроках использую 3-4 сектора, для слабых - дополнительные задания (как развивающие упражнения, так и игры, упражнения для удовольствия – “конфетку”).
Вывод:
Профессионально освоенные и разработанные учителем физической культуры методические приёмы применительно к конкретной школе, классу и поиск оптимального отбора содержания учебного материала позволяют успешно решить задачи уроков физкультуры.