Читательская конференция "Книги поколений"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель: расширить читательский кругозор учащихся знакомством с книгами; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы провести читательскую конференцию “Книга в кругу чтения”, тема которой звучит так: “Книги поколений”

Мы с вами познакомимся со знаменитыми книгами, на которых выросло не одно поколение детей, изучим творчество русского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, подробнее рассмотрим и проанализируем его произведение “Аленушкины сказки”.

III. Знакомство с правилами общения на конференции

У вас на руках программа нашего вечера. Давайте познакомимся с планом и правилами конференции. На конференции нужно:

    • Быть вежливым и внимательным;
    • Не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
    • Не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
    • Не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
    • Если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

IV. Введение в новую тему

Слайд 1

Итак, давайте приступим.

Вашему вниманию предоставляется презентация книг поколений, а точнее книг, которые вот уже многие годы радуют наших детей. Некоторые из них ещё совсем молодые, а некоторые уже прожили несколько десятилетий, но, несмотря на свой солидный возраст до сих пор любимы и востребованы. Написанные десятилетия или столетия назад эти проверенные временем книги стали классикой, вошли в школьный курс литературы и внеклассного чтения для детей. В чем же секрет этих книг, ребята? Как вы думаете? Ведь эти книги ещё читали ваши родители, бабушки и дедушки, а некоторые, возможно, и прабабушки, прадедушки.

Слайд 2

Вот что написал когда-то о таких книгах великий детский писатель, которого вы все знаете и любите – Самуил Яковлевич Маршак:

“Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство.

И если прозаик или поэт сохраняют своё значение и вес в течение веков, то это объясняется … тем, что и новое поколение признает их ценными для жизни”.

Про Самуила Маршака мы вспомнили сегодня неслучайно. Мы отмечаем юбилей – 125 лет со дня рождения этого великого писателя, с творчеством которого мы познакомимся с вами попозже, а именно в рамках недели детской книги, которая пройдет у нас в апреле.

Давайте познакомимся со знаменитыми книгами, которые завоевали сердца читателей ещё много-много лет тому назад.

Слайд 3

С.Я.Маршак всегда отвечал на письма своих читателей. А писем было множество. Каждый день почтальон приносил ему приветы со всех концов земли. Их многих стран приходили его собственные книжки, переведенные на разные языки. Для всех он находил время, внимание и ласку. В стихотворении “Почта” он возвысил труд почтальона.

По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.
Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным,
Слава честным почтальонам,
С толстой сумкой на ремне!

Слайд 4

Это рассказ о том, как неизвестный молодой человек мужественно спас девочку, оставшуюся в горящем доме, не требуя взамен никаких наград. Это книга служит примером нашим читателям. Она о смелости, мужестве, патриотизме и любви ко всему человечеству.

Слайд 5

Знаменитая “Азбука”, написанная Толстым специально для детского чтения, состоит из басен, притч, рассказов и сказок. Здесь и всем известный “Филиппок”, и “Три медведя”, и рассказ “Птичка” – о том, как Сереже подарили на именины сетку, чтобы птиц ловить. “Я их в клетки посажу. Они будут петь, а я их буду кормить!” Сережа действительно поймал чижа, но однажды забыл закрыть клетку. Чиж обрадовался, полетел через горницу к окошку, но не увидел ее стекла… “С тех пор Сережа никогда не ловил птиц”. [1]

Слайд 6

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с особым вниманием и заботой относился к детям, у него самого их было четырнадцать: одиннадцать родных и трое приемных.

Его первая повесть “Детство Тёмы” – автобиографическая, писатель рассказал о своем детстве, о пережитых им самим радостях, проказах и мечтах. [1]

Слайд 7

К. И. Чуковский писал о Гарине-Михайловском: “Вся его сила в душевной тревоге… Читаешь и волнуешься за Тёму: выдержит ли он латинский экзамен? Выздоровеет ли после смертельной болезни?...Волнуешься так, что даже забываешь подумать, какими литературными средствами достигается это волнение”. [1]

Слайд 8

Особенно запоминается глава “Тема и Жучка”.

“… – Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

- И-и, – отвечает няня. – Жучку в старый колодец выбросил какой-то ирод. – И, помолчав, прибавляет, – хоть бы убил сперва, а то так, живьём… весь день, говорят, визжала сердечная”. И мальчик, пересиливая страх, ночью лезет в заброшенный колодец и спасает Жучку” [1]

Слайд 9

Вспомнив К.И.Чуковского, нельзя не отметить его замечательные произведения, на которых выросло не одно поколение детей. Это – знаменитые:

“Мойдодыр”:

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…

Слайд 10

“Тараканище”:

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

Эти произведения отмечают своё 85-летие.

Слайд 11

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поет и орет:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”

Это всем известный “Крокодил”, которому исполнилось 90 лет. Его произведения всегда интересны, поучительны и всеми любимы.

Слайд 12

Повесть всеми любимого детского писателя Николая Николаевича Носова наполнена веселыми и поучительными ситуациями, забавными и увлекательными приключениями. Это живая история о детях, дружбе, верности, любви.

Слайд 13

Эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Гавриил Троепольский писал о своем произведении: “Слово к маленьким, которые потом будут взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести, преданности”.

Слайд 14

Сказки Шарля Перро очень старинные. Им идет уже четвертая сотня лет.

Поэтому очень интересно читать то, что читали дети в XVII веке: сказки “Спящая красавица”, “Золушка, или хрустальная туфелька”, “Подарки феи” и другие.

Шарль Перро сам себе “поставил закон”, который не нарушал даже ради того, чтобы понравиться читателям: “Не писать ничего, что оскорбляло бы целомудрие или благопристойность”.

Сказки Перро живут в столетиях. По их сюжетам ставятся фильмы и спектакли, пишутся стихи. [1]

Слайд 15

Вильгельм Гримм в 1811 году писал: “Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как искра в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней”.

“Бременские музыканты”, “Золотой гусь”, “Соломинка, уголь и боб”, “Храбрый портняжка”, “Три маленьких лесовика” – эти сказки живут уже 200 лет. [1]

Слайд 16

Взгляните, ребята, на эти рисунки и попытайтесь угадать, фрагменты каких сказок изображены на экране.

Слайд 17

Сказки Редъярда Киплинга – это объяснение окружающего мира.

Уже не одно поколение детей узнает из этих сказок о том, что делали звери, когда ещё были “дикими-предикими”, как они стали друзьями и помощниками людей.

В Англии Киплинг создал сказку “Как было написано первое письмо”: оказывается, его написала смышлёная девочка с именем Таффамай Метталлумай, что означает “девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая шалунья”. [1]

Слайд 18

“Маленький принц” — мудрая притча, как и все книги Сент-Экзюпери, говорит об уважении к людям, об ответственности перед человечеством. Писатель ставил перед собой задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека — того, кто нуждается в любви и кто способен любить. Эта книга наполнена символами, которые каждый понимает по-своему.

“Маленький принц” — сказка, написанная в 1943 году, оказалась последним завершенным произведением читателя. Главный герой сказки — Маленький принц. Маленький принц прилетел со своей маленькой планеты на Землю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населены “странными взрослыми”. У Маленького принца свой мир, поэтому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. [2]

Слайд 19

Ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое и прекрасное. Писатель с горечью говорит о том, что взрослые, расставаясь с детством, нередко забывают о вечных ценностях; они озабочены важными, на их взгляд, вещами и ведут скучный образ жизни.
Путешествие по необъятному миру планет завершается мудрым выводом о ценности любви и дружбы. Итог этой чудесной сказки, которую читают и перечитывают люди со всего мира, в словах писателя, обращенных к читателю: “Я в ответе за всех”. [2]

Слайд 20

В ноябре 2007 года исполнилось 155 лет со дня рождения Д.Н.Мамина-Сибиряка и 95 лет со дня его смерти. 110 лет назад были изданы отдельной книгой его “Аленушкины сказки”. Нет необходимости говорить, какую роль играют книги этого писателя в жизни детей и взрослых. По воспоминаниям друзей, Д.Н. Мамин-Сибиряк был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили дети, старики и животные. [1]

Слайд 21

Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – “не жилец”. Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – “тетя Оля” вытащили Аленушку с “того света”. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки.

Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.

В 1897 г. “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные”. Эти слова оказались пророческими. Его “Аленушкины сказки” ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, умением писателя занимательно преподнести нравственные уроки. [1]

Слайд 22

“Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее”

А. Дюма-сын

Книги имеют свою судьбу, — говорили древние. Судьба этих книг, чей юбилей сегодня, сходна в одном — им суждена долгая жизнь.

Самуил Маршак

V. Итог конференции

- Чему вы научились сегодня?

- Какие мысли вас заставили задуматься, поразмышлять?

- Для чего нужны книги человеку?

- Каково место книги в будущем?

- Захотелось ли вам стать писателем?

- О чем бы вы рассказали читателям?

Приложение 1.

Список литературы:

  1. Книги-юбиляры-2007: выставка в школьной библиотеке/Авт. – сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова. – М.: Издательство “Школьная библиотека”, 2007. – 40 [16} л.
  2. Сент-Экзюпери А. Маленький принц: Сказка/Пер.с франц.и послесл. Н.Галь; Рис.автора; Оформл. Е.Ганнушкина. – М.: Дет.лит., 1987. – 94 с., ил. – (Библиотечная серия).