Цель: расширить читательский кругозор учащихся знакомством с книгами; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы провести читательскую конференцию “Книга в кругу чтения”, тема которой звучит так: “Книги поколений”
Мы с вами познакомимся со знаменитыми книгами, на которых выросло не одно поколение детей, изучим творчество русского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, подробнее рассмотрим и проанализируем его произведение “Аленушкины сказки”.
III. Знакомство с правилами общения на конференции
У вас на руках программа нашего вечера. Давайте познакомимся с планом и правилами конференции. На конференции нужно:
- Быть вежливым и внимательным;
- Не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
- Не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
- Не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
- Если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.
IV. Введение в новую тему
Слайд 1
Итак, давайте приступим.
Вашему вниманию предоставляется презентация книг поколений, а точнее книг, которые вот уже многие годы радуют наших детей. Некоторые из них ещё совсем молодые, а некоторые уже прожили несколько десятилетий, но, несмотря на свой солидный возраст до сих пор любимы и востребованы. Написанные десятилетия или столетия назад эти проверенные временем книги стали классикой, вошли в школьный курс литературы и внеклассного чтения для детей. В чем же секрет этих книг, ребята? Как вы думаете? Ведь эти книги ещё читали ваши родители, бабушки и дедушки, а некоторые, возможно, и прабабушки, прадедушки.
Слайд 2
Вот что написал когда-то о таких книгах великий детский писатель, которого вы все знаете и любите – Самуил Яковлевич Маршак:
“Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство.
И если прозаик или поэт сохраняют своё значение и вес в течение веков, то это объясняется … тем, что и новое поколение признает их ценными для жизни”.
Про Самуила Маршака мы вспомнили сегодня неслучайно. Мы отмечаем юбилей – 125 лет со дня рождения этого великого писателя, с творчеством которого мы познакомимся с вами попозже, а именно в рамках недели детской книги, которая пройдет у нас в апреле.
Давайте познакомимся со знаменитыми книгами, которые завоевали сердца читателей ещё много-много лет тому назад.
Слайд 3
С.Я.Маршак всегда отвечал на письма своих читателей. А писем было множество. Каждый день почтальон приносил ему приветы со всех концов земли. Их многих стран приходили его собственные книжки, переведенные на разные языки. Для всех он находил время, внимание и ласку. В стихотворении “Почта” он возвысил труд почтальона.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.
Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным,
Слава честным почтальонам,
С толстой сумкой на ремне!
Слайд 4
Это рассказ о том, как неизвестный молодой человек мужественно спас девочку, оставшуюся в горящем доме, не требуя взамен никаких наград. Это книга служит примером нашим читателям. Она о смелости, мужестве, патриотизме и любви ко всему человечеству.
Слайд 5
Знаменитая “Азбука”, написанная Толстым специально для детского чтения, состоит из басен, притч, рассказов и сказок. Здесь и всем известный “Филиппок”, и “Три медведя”, и рассказ “Птичка” – о том, как Сереже подарили на именины сетку, чтобы птиц ловить. “Я их в клетки посажу. Они будут петь, а я их буду кормить!” Сережа действительно поймал чижа, но однажды забыл закрыть клетку. Чиж обрадовался, полетел через горницу к окошку, но не увидел ее стекла… “С тех пор Сережа никогда не ловил птиц”. [1]
Слайд 6
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с особым вниманием и заботой относился к детям, у него самого их было четырнадцать: одиннадцать родных и трое приемных.
Его первая повесть “Детство Тёмы” – автобиографическая, писатель рассказал о своем детстве, о пережитых им самим радостях, проказах и мечтах. [1]
Слайд 7
К. И. Чуковский писал о Гарине-Михайловском: “Вся его сила в душевной тревоге… Читаешь и волнуешься за Тёму: выдержит ли он латинский экзамен? Выздоровеет ли после смертельной болезни?...Волнуешься так, что даже забываешь подумать, какими литературными средствами достигается это волнение”. [1]
Слайд 8
Особенно запоминается глава “Тема и Жучка”.
“… – Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.
- И-и, – отвечает няня. – Жучку в старый колодец выбросил какой-то ирод. – И, помолчав, прибавляет, – хоть бы убил сперва, а то так, живьём… весь день, говорят, визжала сердечная”. И мальчик, пересиливая страх, ночью лезет в заброшенный колодец и спасает Жучку” [1]
Слайд 9
Вспомнив К.И.Чуковского, нельзя не отметить его замечательные произведения, на которых выросло не одно поколение детей. Это – знаменитые:
“Мойдодыр”:
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
Слайд 10
“Тараканище”:
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
Эти произведения отмечают своё 85-летие.
Слайд 11
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поет и орет:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
Это всем известный “Крокодил”, которому исполнилось 90 лет. Его произведения всегда интересны, поучительны и всеми любимы.
Слайд 12
Повесть всеми любимого детского писателя Николая Николаевича Носова наполнена веселыми и поучительными ситуациями, забавными и увлекательными приключениями. Это живая история о детях, дружбе, верности, любви.
Слайд 13
Эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.
Гавриил Троепольский писал о своем произведении: “Слово к маленьким, которые потом будут взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести, преданности”.
Слайд 14
Сказки Шарля Перро очень старинные. Им идет уже четвертая сотня лет.
Поэтому очень интересно читать то, что читали дети в XVII веке: сказки “Спящая красавица”, “Золушка, или хрустальная туфелька”, “Подарки феи” и другие.
Шарль Перро сам себе “поставил закон”, который не нарушал даже ради того, чтобы понравиться читателям: “Не писать ничего, что оскорбляло бы целомудрие или благопристойность”.
Сказки Перро живут в столетиях. По их сюжетам ставятся фильмы и спектакли, пишутся стихи. [1]
Слайд 15
Вильгельм Гримм в 1811 году писал: “Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как искра в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней”.
“Бременские музыканты”, “Золотой гусь”, “Соломинка, уголь и боб”, “Храбрый портняжка”, “Три маленьких лесовика” – эти сказки живут уже 200 лет. [1]
Слайд 16
Взгляните, ребята, на эти рисунки и попытайтесь угадать, фрагменты каких сказок изображены на экране.
Слайд 17
Сказки Редъярда Киплинга – это объяснение окружающего мира.
Уже не одно поколение детей узнает из этих сказок о том, что делали звери, когда ещё были “дикими-предикими”, как они стали друзьями и помощниками людей.
В Англии Киплинг создал сказку “Как было написано первое письмо”: оказывается, его написала смышлёная девочка с именем Таффамай Метталлумай, что означает “девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая шалунья”. [1]
Слайд 18
“Маленький принц” — мудрая притча, как и все книги Сент-Экзюпери, говорит об уважении к людям, об ответственности перед человечеством. Писатель ставил перед собой задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека — того, кто нуждается в любви и кто способен любить. Эта книга наполнена символами, которые каждый понимает по-своему.
“Маленький принц” — сказка, написанная в 1943 году, оказалась последним завершенным произведением читателя. Главный герой сказки — Маленький принц. Маленький принц прилетел со своей маленькой планеты на Землю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населены “странными взрослыми”. У Маленького принца свой мир, поэтому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. [2]
Слайд 19
Ребенок воплощает в себе все самое
доброе, чистое и прекрасное. Писатель
с горечью говорит о том, что взрослые,
расставаясь с детством, нередко забывают
о вечных ценностях; они озабочены важными,
на их взгляд, вещами и ведут скучный
образ жизни.
Путешествие по необъятному миру планет
завершается мудрым выводом о ценности любви
и дружбы. Итог этой чудесной сказки, которую
читают и перечитывают люди со всего мира,
в словах писателя, обращенных к читателю:
“Я в ответе за всех”. [2]
Слайд 20
В ноябре 2007 года исполнилось 155 лет со дня рождения Д.Н.Мамина-Сибиряка и 95 лет со дня его смерти. 110 лет назад были изданы отдельной книгой его “Аленушкины сказки”. Нет необходимости говорить, какую роль играют книги этого писателя в жизни детей и взрослых. По воспоминаниям друзей, Д.Н. Мамин-Сибиряк был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили дети, старики и животные. [1]
Слайд 21
Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – “не жилец”. Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – “тетя Оля” вытащили Аленушку с “того света”. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки.
Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.
В 1897 г. “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные”. Эти слова оказались пророческими. Его “Аленушкины сказки” ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, умением писателя занимательно преподнести нравственные уроки. [1]
Слайд 22
“Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее”
А. Дюма-сын
Книги имеют свою судьбу, — говорили древние. Судьба этих книг, чей юбилей сегодня, сходна в одном — им суждена долгая жизнь.
Самуил Маршак
V. Итог конференции
- Чему вы научились сегодня?
- Какие мысли вас заставили задуматься, поразмышлять?
- Для чего нужны книги человеку?
- Каково место книги в будущем?
- Захотелось ли вам стать писателем?
- О чем бы вы рассказали читателям?
Список литературы:
- Книги-юбиляры-2007: выставка в школьной библиотеке/Авт. – сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова. – М.: Издательство “Школьная библиотека”, 2007. – 40 [16} л.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц: Сказка/Пер.с франц.и послесл. Н.Галь; Рис.автора; Оформл. Е.Ганнушкина. – М.: Дет.лит., 1987. – 94 с., ил. – (Библиотечная серия).