Цели: Через эксперимент исследовать функции целочисленного округления, классифицировать их.
План урока:
Повторение:
- понятия функции;
- функции Qbasic, используемые в системе
программирования.
Целеполагание:
- решение задачи;
- постановка проблемы;
- формулирование темы и целей урока.
Работа за компьютером:
- эксперимент, заполнение таблицы данных;
- исследование результатов эксперимента;
- вывод: назначение функций.
Закрепление:
- составление программы, отладка на компьютере;
- самостоятельное решение задачи.
Рефлексия.
Домашняя работа.
Ход урока
Повторение.
- Что такое функция?
- Какие функции мы использовали в системе программирования? Привести записи на доске в соответствие:
1. SIN(X) 2. RND(1)
3. COS(X)
4. ABS(X)
5. SQR(X)6. TAN(X)
А) извлечение квадратного корня;
Б) абсолютное число;В) sin x
Г) cos x
Д) случайное число
Е) tg x
- Формат записи.
Примерные ответы:
- функция – заранее определенная последовательность действий над данными;
- использовали функции: 1-В, 3-Г, 6-Е – тригонометрические, 2-Д, 4-Б, 5-А
- формат записи: название функции (параметр)
Найдем алгоритм решения следующей задачи: Дано двузначное число. Определить, какая из его цифр больше, первая или вторая?
Этапы решения
Математическая модель.
Для сравнения необходимо:
- выделить каждую цифру, обозначив их промежуточными величинами. К алгоритму выделения подвести, рассмотрев несколько примеров получения цифры из числа: например, как получить 2 и 3 из 23; 8 и 6 из 86?
C = целая часть (X/10)
D = X – целая часть (X/10)*10.
- сравнить C и D, если C>D, то вывести на экран текстовый ответ “Первая цифра больше второй”, иначе – “Вторая цифра больше первой”;
- контрольные точки:
а) дано – 23
б) дано - 86
ответ - “Вторая цифра больше первой”
ответ - “Первая цифра больше второй”
2) Определение данных:
аргументы: X – вещ.
результаты: A$, B$ - текст.
промежуточные величины: C, D – цел.
Создание блок-схемы.
Создание программы
Постановка проблемного вопроса: как записать функцию выделения целой части?
Уточнение темы урока “Функции целочисленного округления в Qbasic” и формулировка целей учащимися.
Для решения проблемного вопроса проведем эксперимент. Необходимо заполнить таблицу, вычисляя значение предложенных функции в быстром окне Qbasic.
А | FIX(A) | INT(A) | CINT(A) |
85,13 29,95 -5,7 -16,35 |
Сделать вывод по каждой функции.
После работы за компьютером, в ходе исследования полученных результатов, обсуждения формулировок вывода подвести учащихся к грамотному определению назначения каждой функции:
FIX(A) – отбрасывание дробной части
INT(A) – выделение дробной части в сторону меньшего
CINT(A) – математическое округление
Закрепление.
Самостоятельно составить программу решаемой в начале урока задачи и проверить ее по контрольным точкам.
Для учащихся, работающих на опережение можно предложить задачу: Определить, является ли число четным?
Рефлексия.
Домашнее задание:
- вторая задача из классной работы
или
- творческое задание – составить задачу, где необходимо использование функции целочисленного округления.