Цели урока: Расширить у учащихся знаний об истории вышивки и практическое применении знаний ручных швов при работе с атласными лентами.
- Образовательная – сформировать у учащихся знания о ленточной вышивке, а так же ее выполнять;
- Воспитательная – активность, культуру труда, эстетический вкус, общение, экономному расходованию материала, правильному распределению своего времени;
- Развивающая – творческое мышление, внимательность и аккуратность.
Методы проведения: беседа с практическим закреплением материала
Объект труда: дидактический материал, готовое изделие
Межпредметные связи: математика (единицы длины); русский язык (написание слов, развитие речи), изо (контраст, композиция, композиционный центр).
Материально-техническое оснащение: оборудование рабочих мест (ножницы, игла для шелковой ленты, прямоугольное панно из ткани 58 /70 см, атласные ленточки шириной 3 и 7 мм, нитки, готовые кармашки из ткани 12/15см), инструкционная карта, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с дополнительной литературой.
Слайд №2 (стихи, тема урока)
С занятным рукодельем жизнь намного краше,
Лишь надо приложить к нему терпенье.
И мастерство становится все выше,
Когда тобой владеет вдохновение.
Организационный момент - 2 мин
Контроль посещаемости
Проверка готовности к уроку (инструменты и приспособления, атласные ленты, кармашки ткани)
Повторение пройденного материала. Задания учащихся и слушание, оценка их ответов.
– Дать определение понятия “вышивание” …
(это техника украшения изделий из различного вида стежками из ниток).
- Сообщения на тему из истории вышивки и многообразием её видов…
(Лариса, Гульнур, Алина, Юлия, Ш.Ирина, Чулпан)…
– Назвать и показать образцы швов: стебельчатый, тамбурный
Слайд №3 (стебельчатый, тамбурный)
Слайд №4 (тамбурный шов)
- необходимо отметить, что в рукоделии татар широко применяется в оформлении национальных костюмов тамбурный шов
Актуализация знаний
- Назвать изделия, которые имеются в доме, в магазине, оформленные цветами из ткани…
- Рассмотрение цветов на слайдах.
Слайд № 5,6 (рисунки картин)
- Удивительно живые, обьемные композиции, причудливая игра света и тени на лепестках…
- Кажется, мы чувствуем аромат сказочных цветов, рассыпанных по ткани.
- Но приглядитесь: Из чего эти цветы? Из ленточек из органзы и шелка!
Слайд №7 (“Силк риббонн”)
- Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого, сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним из увлекательных видов рукоделия, который в настоящее время становится все популярнее – “Силк риббон” - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка, органзы, вуали, атласные ленточки и получая особенный объемный эффект.
Слайд № 8 (немного истории)
- Это искусство зародилось во Франции XIV в., когда ленты были неотъемлемой деталью нарядов знати и верхушки буржуазии
- Именно тогда началась мода на роскошные камзолы и плащи, богато отделанные золотыми лентами, стоит ли говорить и том, что из Франции общепризнанной законодательницы мод, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру?
- Уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета от обуви до панталон
Слайд №9
- Американки в последствии стали столь выдающими, что в XIX веке королева Виктория именно американке доверила украшение своих нарядов. Кроме того, американским женщинам мы обязаны созданием домашнего уюта при оформлении интерьера дома. Набивной хлопок, так любимый хозяйками Америки, облицовывает картины, постельное белье, детскую комнату…
Слайд №10
- В XVII веке в России ленты применялись для декоративного оформления изделий. Например, дамская сумочка в виде кисета на длинном шелковом шнуре, который вешался на руку. В старинном напеве невесты есть строчка: “Да не дали мне ленту алую доносить”. В Ржевском уезде головной убор “шапка” покрывался лентами и золотошвейными узорами.
Слайд №11, 12 (применение цветов в изделии)
В наше время, когда рукоделие во всем мире переживает свое второе рождение, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки, которые мы уже знаем.
- Особенность вышивки лентами состоит в том, что она придает рисунку объемность. За счет того, что лента намного шире нитей, вышивка не занимает много времени, а результат превзойдет ваши ожидания!
Слайд №13 (материалы и отделка)
- Для вышивки лентами сегодня без труда можно приобрести все необходимое – в магазинах широкий выбор лент всех фактур, применяются ткани “Аида”, канва, мешковина
Задачи урока:
1) изготовить украшенные кармашки для отдельных аксессуаров и украшений.
2) в конце урока мы с вами прикрепим их к панно и подарим подготовительной группе.
Слайд №13 14,15 (основные приемы и швы)
Технология вышивки с демонстрацией
- Прежде чем начать работу с оформлением рисунка, давайте вспомним, что такое композиция, основные правила композиции?
Слайд № 16 (термины)
(Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющие единую форму и содержание).
- Как же добиться этой игры цвета?
(Для этого необходимо знать сочетание цветов, например, что контрастные цвета, помещенные рядом, усиливают яркость друг друга – это основные правила композиции)
- Что главное в композиции?
(В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции).
- Итак, всего несколько стежков, несколько шагов до мастерства. Давайте сделаем их вместе!
- Работа в парах: вспомнить основные правила техники безопасности при работе с тканью, санитарно – гигиенические требования.
Самостоятельная работа.
Текущий инструктаж – целевые обходы.
- 1 – обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
- 2 – обход: проверить правильность выполнения рудовых приемов и технологической последовательности операций.
- 3 – обход: проверить правильность выбора размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
Анализ характерных ошибок и их причин.
Рефлексия.
Оформление “Цветника”!!!
- Расскажите об основных присутствующих элементах работе? (швы: узелки, стебельчатый, ленточный, петля, тамбурный, стежок с прикрепом)
- Дать самооценку работе с ленточками?
Слайд №17,18 (литература)
Слайд №19 (домашнее задание)
Итоги урока (оценки)
Домашнее задание: бархатная ткань 30/23, атласные ленты, игла, пяльцы, нитки для изготовления “Мешочка для мелочей”.
Литература для учителя:
- Школа и производство №3, 2007 г.
- Тетрадь для творческих работ 5 класс.
- Занимательные уроки технологии для девочек 7 класс, А.И.Арефьев, Москва “Школьная пресса” 2005.
Литература для внеклассного чтения для учащихся:
- Современна энциклопедия домашнего хозяйства “Уют вашего дома”, Издательство “Внешсигма”, Москва 2000.
- Ж. Магия дома №16, 2007. Украшения из шелковых лент.
- Мир книги, Москва 2007. Донателла Чиотти.
- Вышивка лентами шаг за шагом, Книжный клуб, Харьков 2007.