Тема урока: «Решение задач на обработку строкового типа данных».
Цель и задачи урока:
- Образовательные:
- продолжить изучать понятие «строковых величин»;
- добиться усвоения решения задач на обработку строкового типа данных;
- Воспитательные:
- воспитание внимательности, активности на уроке;
- дисциплинированности, ответственности;
- Развивающие:
- развитие навыка решения задач на обработку строкового типа данных;
- развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Методы: практический, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: доска, компьютер, программа «Turbo Pascal», отдельные листы для самостоятельной работы.
План урока:
- Организационный момент.
- Самостоятельная работа.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач.
- Ввод решенных задач на компьютере.
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы изучили с вами, как обрабатывается символьная информация, познакомились с операциями для обработки строк, а также решали задачи с их использованием. Сейчас мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу для того, чтобы определить, как вы усвоили тему предыдущего урока. Но для начала отметим отсутствующих.
Учитель отмечает кого нет в классе.
II. Самостоятельная работа
Ученикам раздается на отдельных листах задание для самостоятельной работы. Учитель просит раздать тетради для самостоятельных работ дежурного ученика.
Учитель:Ребята, работа рассчитана на 7 минут. У кого-нибудь есть вопросы по выполнению самостоятельной работы? Если вопросов нет, то приступайте к ее выполнению.
Вариант №1
1. Какое максимальное количество различных символов обрабатывает компьютер?
2. При помощи операций копирования и склейки из слова «жемчужина» составить слова: «чужие», «муж».
3. A:=’водопровод’;
delete(A,1,4);
Результат типа string А:=…..
Вариант №2
1. Символьная информация описывается данными каких двух типов?
2. При помощи операций копирования и склейки из слова «амортизация» составить слова: «мир», «ритм».
3. A:=’лось’; B:=’со’;
insert(B,A,3);
Результат типа string А:= …
III. Проверка домашнего задания
Учитель:Ребята, возникли ли у вас затруднения и вопросы по выполнению домашней работы? Давайте проверим, правильно ли вы ее сделали. Есть ли желающие выйти к доске и показать решение данной задачи?
(Если желающих нет, то учитель вызывает к доске сам. Один ученик выходит и описывает решение задачи, остальные проверяют на местах).
IV. Решение задач
Учитель:Сегодня мы продолжаем решать задачи на обработку строкового типа данных. Открывайте классные тетради, записывайте сегодняшнее число и тему: «Решение задач на обработку строкового типа данных».
Задача №1: Даны две строки, выяснить совпадают ли их длины.
Вопросы, которые учитель может задать детям, которые затрудняются решить данную задачу:
- Какая операция в языке Паскаль позволяет определить длину строки? (length(st))
- В каком случае длины двух строк могут совпадать? (Длины двух строк совпадают, если количество символов в первой строке равно количеству символов во второй строке)
- Что дано нам в данной задаче? (Даны две строки)
- Если нам даны две строки, что нужно сделать с ними? (Ввести их)
program pr1;
uses crt;
var st1,st2:string;
begin clrscr;
write('введите 1-ую строку: ');readln(st1);
write('введите 2-ую строку: ');readln(st2);
if length(st1)=length(st2) then writeln('длины совпадают') else
writeln('длины не совпадают');
readln;
end.
Задача №2: Дана строка, подсчитать количество вхождений слова «кот» в данную строку.
Вопросы, которые учитель может задать детям, которые затрудняются решить данную задачу:
- Что нам дано? (Дана строка)
- Что нужно найти? (Подсчитать количество вхождений слова «кот» в данную строку)
- Когда мы считаем количество чего-нибудь, что мы должны сделать? (Первоначально взять количество за нуль, то есть обнулить)
- Какая операция в языке Паскаль позволяет вырезать или скопировать нужное количество символов и при этом искомая строка не будет меняться? (Сopy)
Пример:
st:=’кровать’;
copy(st,2,3);
Результат типа string A:=’ров’;
program pr2;
uses crt;
var st:string;
i,k:integer;
begin clrscr;
write('введите строку: '); readln(st);
k:=0;
for i:=1 to length(st) do
if copy(st,i,3)='кот' then k:=k+1;
write('количество вхождений=',k);
readln;
end.
Задача №3: Найти номер позиции, с которой в заданной строке в первый раз встретится некоторое введенное слово.
Вопросы, которые учитель может задать детям, которые затрудняются решить данную задачу:
- Что дано нам в данной задаче? (Дана строка и слово)
- Какая операция в языке Паскаль позволяет найти, с какой позиции находятся нужные символы? (Pos)
Пример:
A:=’юмор’; B:=’ор’;
Pos(В,А);
Результат типа integer D:=3;
program pr3;
uses crt;
var st1,st2:string;
T:integer;
begin clrscr;
write ('введите строку: '); readln(st1);
write ('введите слово: '); readln(st2);
T:=pos(st2,st1);
write('введенное слово начиеается с ',t,' позиции');
readln;
end.
Задача №4: Подсчитать количество запятых в заданном тексте с помощью массива символов.
program pr4;
uses crt;
var st:string;
i,k:integer;
begin clrscr;
write ('введите строку: ');readln(st);
k:=0;
for i:=1 to length(st) do
if st[i]=',' then k:=k+1;
write('количество запятых=',k);
readln;
end.
Задача №5: Заменить в заданной строке все вхождения «ку» на «за» с помощью операции копирования, удаления и вставки.
Вопросы, которые учитель может задать детям, которые затрудняются решить данную задачу:
Что происходит в результате:
- A: = ‘светит солнце’;
copy (A,8,6);
Результат типа string B: = ‘солнце’; - A: = ‘привет, Яна!’;
delete(А,7,5);
Результат типа string В: = ‘привет!’; - A: = ‘рога’; В: = ‘до’; insert(В,А,1);
Результат типа string D: = ‘дорога’;
program pr5;uses crt;
var st:string;
i:integer;
begin
write('введите строку:'); readln(st);
for i:=1 to length(st) do
if copy(st,i,2)='ку' then
begin
delete(st,i,2);
insert('за',st,i);
end;
write(st);
readln; end.
V. Ввод решенных задач на компьютере
Ученики вводят решенные задачи на компьютере.
VI. Постановка домашнего задания
Решить задачи на языке блок-схем и составить к ним программы:
- В заданной строке подсчитать количество вхождений слова «луна».
- Подсчитать количество букв «О» и «о» в строке.
VII. Подведение итогов
Учитель выставляет оценки и благодарит за работу.