Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Цели урока:
- дать детям новое математическое понятие: «уравнение»;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать тестовые задачи;
- развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: мультимедийное
оборудование, диски со слайдами. Белые и желтые
конверты с заданиями и эталонами.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление
новых знаний
ХОД УРОКА
I. Организация урока
– Ребята! Сегодня нам предстоит большая работа. И девизом урока станут слова: (читаем)
«Ошибок не пугайся,
С ошибками сам справляйся!»
II. Устный счет
Ну, а сейчас мы займемся тем, что уже умеем делать. Какое наименование нужно написать в каждом «окошке».
1. Какие числа пропущены? (Слайд 1)
62, 65 …, 71, 74,…, 80.
2. При помощи арифметических знаков восстановите равенства. (Слайд 2)
7 * 8 * 6 = 9
8 * 5 * 4 = 7
12 * 6 8 5 * = 11
3. Выполнить действия по следующей программе (Слайд 3)
4. Задача на смекалку (Слайд 4)
Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя был выше Димы: Дима или Миша ( Миша выше, чем Дима)
5. Одновременно 5 учеников работают у доски.
68 + 30 80 + 22 5 + 25 – 7 = 8 |
65 + 3 90 – 3 71 – 5 – 8 = 8 |
100 – 3 36 + 20 40 – 15 11 – = 6 |
29 + 5 40 – 6 53 – 20 + 9 =17 |
84 + 2 60 – 7 52 – 8 + 8 = 16 |
6. Проверка
5 учеников проверяют задания, выполненные на да доске
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
На доске задания:
+ 17 = 19
28 – = 18
a – 6 , если а – 11
х + 6 = 12
18 – х = 12
Задания выполняются самостоятельно на листах вставленных в файлы. Задания проверяются. Если возникают затруднения – проводится анализ выполненных заданий.
– Где возникли затруднения?
– Чем эти задания отличаются от предыдущих?
Ученики делают вывод, почему они не сумели выполнить это задание. (Мы не знаем алгоритма решения таких выражений)
IV. Выведение темы и целей урока
– Ребята! Посмотрите! Вам знакома такая
запись: +
5 = 3? (Это пример с окошечком)
– А такая: a + 5? (Это буквенное выражение)
– Что вы делали в первом случае? Какое это число?
– Что вы делали во втором случае?
– А теперь посмотрите на эту запись: x + 5 = 13. На
что она похожа?
– Что нам говорит знак «=»?
– Какое равенство? Все числа в нём известны?
– Что неизвестно?
– Как оно обозначено?
– Если оно неизвестно, какая задача перед нами
встаёт?
– Найдите это число, чтобы равенство было верным?
– А знаете, что вы сейчас сделали? (Решили
уравнение х + 5 = 13)
– Так вот сегодня на уроке мы будем говорить об
уравнениях и учиться решать их способом подбора.
Попробуем сделать вывод из всего сделанного и
сказанного. Уравнение – это равенство, которое
содержит что? (х – неизвестное число)
– Повторяем хором. Итак, первую задачу мы
выполнили. Узнали, как называется выражение типа х
+ 5 = 13. А что значит решить уравнение? (Найти
неизвестное число)
– Молодцы! А теперь проверим себя, прочитав
текст на стр.68. Какой вывод вы сделаете? (Нам
удалось выяснить, что такое уравнение)
– Расскажите друг другу, что значит решить
уравнение.
Алгоритм решения уравнений способом подбора (Слайд 5):
1) Прочитать: х + 4 = 12.
2) Подобрать вместо х число, чтобы равенство х
= 8 было верным.
3) Сделать проверку, подставив вместо х
найденное число 4 + 8 = 12
V. Первичное закрепление
Примеры с доски.
x + 6 = 12
18 – х = 12
Решаются с объяснением и комментариями.
VI. Работа с учебником математики
№1 стр.98
– 1, 2, 3 примеры проговариваются
– 4 и 5 решаются в парах.
– остальные решаются самостоятельно (проверка в
парах)
VII. Решение задачи №6
– Условие задачи или чертеж после разбора задаются на дом.
Дети решают задачу самостоятельно (один на доске)
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (задание в белых конвертах, эталон в желтых)
Все задания индивидуальные.
IХ. Итог урока
– Чему вы научились на уроке?
– Научились ли вы самостоятельно находить
неизвестное?
– Выполнили ли мы сегодня задачи, которые
поставили на уроке?
– Как вы считаете, кто сегодня работал на уроке
на 5, на 4
– Над чем нам предстоит еще поработать?
Х. Обсуждение и запись домашнего задания
1 группа – учебник стр.68 №25;
2 группа – белые конверты;
3 группа – желтые конверты.
Желтые – задания повышенной трудности.
– Ребята! Вы сегодня молодцы. Ваша работа заслуживает похвалы. Урок окончен, но я уверена, что на этом не закончилось ваше стремление искать и находить ответы на трудные вопросы.