Некоторые пути решения проблемы ухудшения математической подготовки школьников

Разделы: Математика


В законе Российской Федерации “Об образовании” четко прослеживается тенденция к преодолению единообразия школы. Повсеместно, в том числе и в нашей Республике Саха, возникают новые виды образовательных учреждений, стало реальностью многообразие учебных планов и программ, что позволяет в значительной степени ориентировать образовательный процесс на удовлетворение разнообразных потребностей личности каждого ученика.

В статье “Десять причин ухудшения математической подготовки школьников” Е. Юрченко и А. Слуцкого из Москвы (“Математика”, №21/2007) отмечается, что опрос учителей показывает, что в обычной средней школе количество не осваивающих школьную программу даже на минимуме базового уровня составляет от 20 до 30 %. К сожалению, с этим фактом не согласиться нельзя. И приведенные авторами этой статьи 10 причин ухудшения математической подготовки школьников вполне объективны.

Мы, учителя-практики, работающие в обычной средней школе, за все время работы ищем пути преодоления этой проблемы, и уверены, что некоторые способы решения данной задачи мы все же находим.

В нашей школе методическое объединение учителей математики, физики и информатики состоит из 9 человек, четверо из которых имеют высшую квалификационную категорию. Четыре учителя имеют первую квалификационную категорию и один молодой специалист – учитель информатики имеет базовую квалификационную категорию. Средний возраст – 45 лет, педагогический стаж свыше 20 лет имеют 8 из 9.

Замечательно то, что педагоги нашего методического объединения четко выделили для себя главное – надо идти по пути развития учащихся. Это решение свидетельствует о том, что для педагогов выход к новой модели образования приобрел личностный смысл: каждый мысленно находит в ней свое место, строит свой новый образ, видит собственную инновационную деятельность. Понимая, что использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, мы работаем над темой “Изучение и внедрение новых образовательных технологий”. Цель: Совершенствование уровня методического и профессионального мастерства, компетентности в области физмат наук и информационных технологий. Задачи методического объединения:

  • Организовать обобщение опыта педагогов
  • Поддерживать научно-методический рост педагогического мастерства и творчества учителей.
  • Приближать обучение математики к реалиям современной жизни, изучая специальную литературу
  • Вооружать учащихся общими приемами мышления, умением логично рассуждать, развивая способности понимать смысл поставленной задачи, усвоения навыков алгоритмического мышления.

Все учителя владеют информацией о современных педагогических технологиях, используют различные технологии полностью или приемы поэлементно. Так, например, используя технологию уровневой дифференциации, еще в 1993 году в нашей школе были открыты прогимназические классы. Каждый год проводится комплектование классов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, что предупреждает неуспеваемость, стабилизирует результативность качества обученности в целом. В прогимназических классах введено раннее обучение геометрии и физики (с 5-го класса), что является большой подпорой в начале изучения основного курса данных дисциплин. Технологию модульного обучения применяют учитель математики Окоемова Зинаида Николаевна и учитель физики Григорьева Нина Васильевна, что позволяет им добиться активности ученика, четкость и определенную логику его действий. Активно применяют в своей работе технологию обучения в сотрудничестве учителя математики Бойлохова Саргылана Николаевна, Васильев Евгений Данилович. Эта технология развивает взаимоответственность учащихся, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Учитель физики и информатики Егоров Аркадий Петрович и учитель математики Иванова Ирина Семеновна используют информационно-коммуникационные технологии. Они готовят уроки физики, математики с использованием электронных обучающих программ, учебных изданий.

Все учителя работают над развитием исследовательских навыков учащихся, так, в течение учебного года учитель набирает учащихся или учащиеся сами выбирают своего руководителя, и они работают над заинтересовавшей их темой с последующей презентацией результатов работы в виде творческого экзамена. Лучшие работы принимают участие на Алексеевских чтениях, традиционно каждый год проводимых в школе ко Дню рождения народного учителя СССР, заслуженного учителя школ РСФСР и ЯАССР Михаила Андреевича Алексеева, на НПК разного уровня.

Также, наши учителя поэлементно используют в своей работе вузовскую технологию обучения (например, урок – тематический зачет), личностно-ориентированное обучение, деятельностную технологию обучения.

Уровень общепедагогической, психологической, воспитательной и методической подготовки учителей нашего методического объединения соответствует требованиям современной школы. Каждый учитель вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обогащаясь творчеством коллектива, в то же время духовно обогащает своих коллег. Это особенно ярко проявляется на общих творческих мероприятиях. Например, при проведении недели математики, физики, информатики. В рамках этой недели традиционно проводится директорская олимпиада по математике, условия которой составляет директор нашей школы, учитель математики Васильев Евгений Данилович. Каждый год эта олимпиада охватывает свыше 200 учащихся нашей школы. Победителям олимпиады директор школы собственноручно вручает грамоты и призы. Поэтому дети заблаговременно готовятся к этой олимпиаде, ждут ее, участвуют в ней охотно. Интересно проходит конкурс по устному счету среди учащихся 5-11-х классов, где старшеклассники очень досадуют, если проиграют младшим. Традиционно проводится конкурс “Математическая семья”, методикой которого в совершенстве владеют учителя математики высшей квалификационной категории Бойлохова Саргылана Николаевна, Окоемова Зинаида Николаевна. Именно поэтому этот конкурс каждый год проходит на высоком уровне, здесь участвуют дети со своими родителями, которые с большим удовольствием и азартом решают математические задания различного типа. Стараемся популизировать математику в школе и с этой целью придумываем разные конкурсы для детей и наряду с ними и для учителей других методических объединений. Например, конкурсы между командами учащихся, родителей и учителей других методических объединений, заочные конкурсы решения математических задач, кроссвордов, конкурс на лучший рисунок с применением только циркуля. В этом учебном году под руководством учителя математики Ивановой Ирины Семеновны провели конкурс “Веселая математика” для учащихся всех начальных классов, ведущими которого были учащиеся 7-го прогимназического класса. Конкурс понравился одновременно и ведущим семиклассникам, и учащимся начальных классов, и они решили сделать его традиционным. Учащимся 7 “а” и “б” классов понравился внеклассное интегрированное мероприятие "Математические старты" (математика + физкультура). Учителя физики Григорьева Нина Васильевна и Егоров Аркадий Петрович каждый год организуют конкурсы и олимпиады по физике, по итогам которых формируют команду школы для участия в улусной олимпиаде по физике.

Свобода в выборе методов работы, благоприятная морально-психологическая обстановка в нашей школе являются основой в формировании нового педагогического мышления – активного, действенного. Учителя активно занимаются разработкой новых программ, новых методик, форм работы. Так, за последние три учебных года учителями математики, физики нашей школы разработаны 5 программ элективных курсов, 8 программ спецкурсов для старшеклассников.

Понимая, что уменьшение количества часов математики приводит к общему ухудшению успеваемости, наше методическое объединение всегда борется за стабильность часов. Отрадно то, что и директор, и завуч нашей школы понимают данную проблему образования и находят возможность выделить недостающий час из школьного компонента.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашних заданий. Своевременное выполнение домашних заданий в каждом классе – одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала. Мои личные наблюдения и исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. Поэтому я как родитель двух детей школьного возраста и как педагог, согласна с утверждением авторов статьи “Десять причин ухудшения математической подготовки школьников” Е. Юрченко и А. Слуцкого о том, что перегрузка детей домашними заданиями, особенно по таким предметам, как математика и русский язык, это укоренившаяся демагогия. Понимая, что грамотное составление домашних заданий и своевременная проверка их выполнения поможет решению многих насущных задач, мы обращаем большое внимание этому процессу: к концу урока отвечаем на вопросы учащихся по обсуждению домашнего задания, предусматриваем одну, две задачи повышенной сложности для сильных учеников. Зная, что их работа будет своевременно и справедливо оценено, учащиеся стараются выполнить домашнее задание и тем самым потверждают свои знания, полученные в классе.

Одним из направлений работы МО является обобщение опыта работы учителей в виде брошюр. Так, в 2005-2006 учебном году выпустили брошюру “Грани творчества учителя математики высшей категории, обладателя Гранта президента РС(Я) Бойлоховой Саргыланы Николаевны”, в 2006-2007 учебном году – брошюру “Из опыта работы учителя математики Окоемовой Зинаиды Николаевны, Отличника образования РС(Я)” и в этом учебном году – брошюру “Из опыта работы учителя физики, информатики Егорова Аркадия Петровича”. В этих брошюрах наряду с работами самих учителей включены отзывы коллег, учащихся и их родителей. Брошюры предназначены молодым учителям, желающим использовать передовой педагогический опыт в своей работе. В прошлом учебном году первые две брошюры были подарены молодым учителям математики Онхойской основной школы, что очень обрадовало их.

Учителя нашего методического объединения активно посещают курсы, семинары по повышению квалификации по отдельным проблемам в ИПКРО, удовлетворяют потребность в дополнительных знаниях по педагогике, психологии, методике, изучая методические пособии, рекомендации, научную литературу по психологии и педагогике, публикации в периодической печати.

Работа, проделываемая методическим объединением учителей математики, физики и информатики, позволяет решать задачи по повышению степени обученности и развития интеллектуальных способностей учащихся, что отвечает задачам современной школы.