Литературное чтение, 3-й класс. Э.Киселева. "Мальчик-Огонек"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с содержанием сказки Э. Киселевой “Мальчик-Огонек”.
  • Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Воспитать доброту, отзывчивость, стремление помогать другим.

Оборудование: Кубасова О.В. “Литературное чтение. Любимые странницы” 3класс. Часть 3. Таблицы, карточки

Выставка детских рисунков.

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

II. Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня будем исследовать произведение. Будем учиться выделять главное, сказочные и реальные события в рассказе. Научимся быть благородными, заботливыми.

III. Ход урока.

Ребята, посмотрите на таблицу. Назовите три раза повторяющиеся буквы, а я буду их зачеркивать.

П Р О В
Г И Л Ж
В И Н З
Л О П Л
Е З Ж И
В Р П К
З Ж Р И

– Какое слово получилось? (Огонек.)
– Значит, и мы будем работать весело, быстро с огоньком.
– Ребята, сначала попробуем определить, что означает слово “огонек”.

1 группа. Посмотрите значение этого слова по словарю Ожегова.

(Горящие, светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Очень быстро. Бежать как от огня. Внутреннее сгорание, страсть.)

2 группа. Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом “огонек”.

Работать с огоньком.
Сгореть в огне.
Вызвать огонь на себя.
Глаза горят огнем.
И днем с огнем.
Бежать как от огня.
Где огонь, там и дым.
Дыма без огня не бывает.
С огнем не шути и воде не верь.
В огне и железо плавко.
В огонь и в воду пойдет (за кого-нибудь).

– Кто вспомнит пословицы на других языках?

(Очкынсыз ялкын булмый. Столб в огне, егет в бою закаляется.)

– С остальными подумаем вместе, что означает это слово, как вы себе представляете огонек.

 

– Хорошо, молодцы. Как много значений нашли к слову “огонек”.
– А сейчас мы с вами прочитаем сказку замечательной писательницы Киселевой “Мальчик-Огонек”.
– Как думаете, о чем будет сказка?

IV. Работа с текстом.

– Читайте внимательно и подумайте, в каком значении слова употребляется слово “огонек” в сказке.

1. Чтение I части.

– Хорошо, достаточно. Давайте, разберемся в прочитанном.
– Представьте себя на месте мальчика-Огонька и подумайте: – Что делать?

2.Чтение II части.

– Продолжим чтение.
– Как бы вы закончили сказку?
– А вот как у автора (Чтение сказки до конца.)
– Ребята, какое настроение возникло у вас, при чтении сказки: грустное или веселое?
– А когда вам было печально, тревожно?
– В какой момент ваше настроение изменилось?
– О чем мечтал Огонек? (Хотел стать мальчиком.)
– Опишите главного героя. Каким вы его себе представили?

– Посмотрите, ребята, на таблицу и найдите слова, которые помогут вам определить характер мальчика-Огонька.

Добрый
Злой
Смелый
Трусливый
Отважный
Грубый
Вежливый
Жадный
Честный
Обидчивый
Застенчивый
Веселый
Глупый
Бескорыстный

– Каким мы видим Огонька в тот момент, когда он вспомнил слова Феи, но все же бросился в воду? (Готов прийти на помощь, пожертвовав собой).

Физминутка.

Ох, ох что за гром?
Муха строит новый дом
Молоток: стук-стук
Помогать идет питух.

– К какому жанру фольклора относится это произведение? (Это сказка.)
– Прочитайте начало сказки. Что напоминает начало произведения? (Сказочный зачин.)
– В этом произведении только вымысел или есть что-то, что может происходить в реальной жизни.
– Что здесь сказочное?
– А что реальное?

Сказочное Реальное
Название Мальчик тонул
Превращение в мальчика Дружил с ребятами
Фея огня Прыгал высоко
Ситуация выбора Жил в большом доме
Образ солнца Бегал быстро

– Знаем ли мы конкретно, где происходит действие? (Нет, т.к. в сказках место действия обычно неизвестно)
– Где же сказка соприкасается с реальным? (Бросился спасать мальчика и погас. Но сделался большим огнем)
– В русской сказке герой награждается за добрые дела. А есть ли это в нашей сказке?
– Почему такой жанр выбрал писатель?
– Наверное,

1) воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
2) популярность сказки как излюбленного жанра детей.

– Наверное, оттого, что сказка приближенная к жизни. В жизни есть масса случаев, когда люди приходят на помощь друг другу.
– Чему учит нас эта сказка? (Нужно быть добрым, бескорыстным, стремиться помогать другим)
– Ребята, здесь написаны несколько пословиц. Выберите из них ту, которая больше всех подходит нашей сказке.

Добрый конец всему делу венец.
Жизнь дана на добрые дела.
Храброму смерть не страшна.
Сам погибай, а товарища выручай.

– Какую литературную сказку напоминает нам сказка Э. Киселевой “Мальчик-Огонек”? (Андерсен “Русалочка”)
– Перед чтением сказки я вас просила подумать в каком значении слова употребляется слово “огонек” в этой сказке. (Сгорая сам, зажги других)

V. Закрепление.

– А хорошо ли вы поняли сказку, давайте проверим. Для этого каждой группе я дам индивидуальные задания.

1 группа.

Расставь предложения (номера) в надлежащем порядке.

Тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.

Появился в большом и веселом доме мальчик-Огонек.

Солнце собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на мальчика-Огонька.

Жил на свете маленький горячий Огонек.

Вытащил на берег мальчишку.

Вспомнил слова волшебницы.

2 группа.

Восстановить предложения из сказки, используя данные отрывки.

  1. … сделала его мальчуганом.
  2. … он быстро, … высоко, а когда делал что-нибудь, искры так и ….
  3. Как-то случилось, что … был один на … реки.
  4. И тут почувствовал, что начал …, что руки и ноги … …, а глаза….
  5. Все это с … небо видело ….

3 группа.

Расшифруй персонажи сказки.

К Е О Г Н О
Е Ф Я Я Г О Н
Е С Ц Л О Н
Л А Б И Н В Ц О Е Ш

4 группа.

Убери лишний персонаж.

Солнце

Злой колдун

Мальчик-Огонек

Золушка

Волшебница

Баба-Яга

Фея огня

Мальчик

5 группа.

Выбери точный ответ

о дружбе о лени
о любви о зле
о мужестве о доброте
о справедливости о верности

– Сейчас вместе быстренько найдем в тексте, какие эпитеты, метафоры, сравнения использовал автор.

Горячий огонек – эпитет
Веселый дом – эпитет
Справедливое солнце – эпитет
Живой луч – эпитет
Погасший мальчик – эпитет
Мужественное сердце – эпитет
Искры летели – метафора
Волны через лицо перекатываются – метафора
Черные угольки – метафора

VI. Обобщение.

– Нескольких учеников я попросила прочитать сказку и нарисовать рисунки.

Вот эти рисунки. Расположите рисунки по содержанию.

VIII. Домашнее задание. Оценивание.

1 группа. Из периодической печати подобрать статьи на аналогичные случаи.
2 группа. Сочинить аналогичную сказку.
3 группа. Найти и прочитать литературную сказку аналогичного содержания.
4 группа. Вспомнить, был ли похожий случай с вами, с близкими или со знакомыми.

– Я думаю, сказка вам понравилась. Мальчика-Огонька вы тоже полюбили. Надеюсь в трудную минуту вы протянете руку помощи, не оставите в беде нуждающихся. И помните, Жизнь дана на добрые дела.