Цели и задачи:
- Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
- Формирование представления о функциях глагола в речи.
- Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи .
- Воспитание любви к малой родине, чувства товарищества, взаимопомощи.
План:
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
- Усвоение новых знаний.
- Физминутка.
- Закрепление новых знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итог урока.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” 2 класс, Т.Г.Рамзаева.
- “Заколдованные листочки” с заданиями.
- Карточки с заданиями, картинки, карточки со словами.
- Рисунки гномов.
- Магнитофон с записью музыки.
- Волшебная указка.
- Презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,
они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).
Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)
Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..
- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя
существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы:
слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки:
водопад, конь, горы, зубр, беркут.
- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные
и неодушевленные)
- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).
Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н |
А | А | А | Л | С | И | Л | О |
В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е |
И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
3. Усвоение новых знаний.
- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)
Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)
- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!
Физминутка.
Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!
Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!
(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):
Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие
действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит,
сидит, лежит…? (Глаголы)
4. Закрепление новых знаний.
На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.
Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)
Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!
Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)
Работа в группах.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | ||
Ответьте: что делают этими предметами? | Кто как голос подает? Что делает? | Кто как передвигается? Что делают? Дополните список животных | ||
Лопатой Карандашом Ножницами Молотком Топором Утюгом Трактором Серпом Ложкой |
Копают … … … … … … … … |
Лев Кошка Кузнечик Соловей Рыба Лошадь Сорока Голубь |
Рычит … … … … … … … |
Птицы, бабочки… Рыбы, дельфины… Змеи, ящерицы… Кузнечики… |
- Назовите слова.
- На какие вопросы они отвечают?
- Что обозначают?
- К какой части речи относятся?
Если остается время, то игра с карточками – “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа).
Бояться | Трусить |
Бранить | Ругать |
Загореться | Зажечься |
Закрывать | Запирать |
Исчезать | Пропадать |
Спешить | Торопиться |
Плакать | Рыдать |
Погасить | Потушить |
Покупать | Приобретать |
Работать | Трудиться |
Радоваться | Веселиться |
Разрешать | Позволять |
Смеяться | Хохотать |
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома запомните волшебное заклинание мудрой Совы из Книги Заклинаний на с.131, и запишите в тетради 8 слов, которые называют ваши любимые действия. Кто что любит делать?
6. Итог урока.
Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа? Гномики-глаголики рады знакомству с вами. Они решили не уходить и еще немного погостить у вас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого. Моя волшебная палочка в награду за старание исполнит ваши желания. Но только желание должно быть добрым и принести пользу людям, живущим в нашей стране.
А теперь возьмите фломастеры и выразите свое настроение после посещения Волшебной страны Речи.! На заколдованных листочках осталось расколдовать последнее задание. Нарисуйте свое настроение, которое увидели гномики в подзорную трубу!
Если вы радостны, настроение прекрасное, нарисуйте вот такое личико.
Если вы невеселы, вы не рады знакомству с Феей из Волшебной страны, нарисуйте вот такое личико.
И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома, поспали, нарисуйте такое лицо.
А я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! В моей стране еще много тайн!