Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Цель развивающего обучения состоит в сформированности у учащихся обобщенных интеллектуальных умений, таких, как: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки и отделять последние от несущественных; сравнивать математические объекты, классифицировать, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия. Все это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.
На мой взгляд, наиболее соответствует сущности учебного процесса понятие познавательной деятельности теми учеными, которые считают, что активизация учащихся в обучении охватывает стимуляцию всех сторон их познавательной деятельности. Такое понимание особенно приемлемо с точки зрения начального обучения по следующим соображениям: в познавательной деятельности младших школьников, по сравнению со старшими классами, более важное значение имеет этап живого, непосредственного созерцания. От активности учащихся на этом этапе во многом зависит дальнейший ход познавательного процесса.
Следовательно, нельзя недооценивать необходимость активизации психических процессов (восприятие, внимание), свойственных этому этапу.
Реализуя идеи развивающего обучения, уже в начальной школе все больший акцент делаю на стимулировании мыслительной деятельности учащихся. Однако по своей сущности начальное обучение построено таким образом, что многое нужно просто выучить, а умения и навыки в репродуктивной деятельности приобрести путем упражнений. Поэтому работу памяти и роль репродуктивной деятельности нельзя игнорировать.
С точки зрения начального обучения имеет значение еще то обстоятельство, что нервная система ребенка еще достаточно слаба. И умственная работоспособность сравнительно низка. Поэтому понадобится система специально направленных приемов, для того, чтобы поддерживать работоспособность ребенка, его готовность и силы к выполнению очередных задач. Таким образом, в начальном обучении необходима активизация как самых простых, так и более сложных познавательных процессов.
Точно так же обстоит дело с разными уровнями познавательной деятельности. В обучении необходима активизация как на ее высших, так и на низших уровнях. Каждая ступень из них нужна в зависимости от конкретного учебного материала и конкретной учебной деятельности. Развитие идет от низших к высшим уровням. Но это не значит, что низшими уровнями можно пренебрегать.
Опираясь на вышеуказанные концепции, выработана система активизации познавательной деятельности учащихся младших классов. Эта система различает внешнюю и внутреннюю активизацию. Содержание этих понятий несколько иное.
Под внешней активизацией подразумевается стимуляция более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и др.) и поддержание общей работоспособности ребенка. Приемами для этого служит:
- обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования различных методов, видов и приемов учебной работы;
- правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
- физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке;
- поддерживание позитивных эмоций;
- применение игры и соревнования как дидактического приема.
Внутренняя активизация — это, прежде всего, активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование воображения и творчества детей.
Основными приемами, которые использую в целях внутренней активизации, являются:
- самостоятельная работа учащихся;
- элементы программирования (в начальных классах, прежде всего, элементы самоконтроля);
- проблемное обучение;
- творческие задания.
Выработанная система приемов внешней и внутренней активизации охватывает познавательную деятельность младшего школьника на всех этапах: на этапе живого созерцания, при восприятии и возникновении представлений; на этапе абстрактного мышления, при осмысливании и систематизации учебного материала, при формулировании выводов и обобщений; на этапе воспроизведения, при применении усвоенного материала.
Даже при хорошо продуманной системе и умело используемых приемах активизации ученик не всегда адекватно воспринимает панируемые учителем воздействия. Поэтому наряду с возможностями и средствами активизации необходимо изучить также внутренние механизмы учащегося. Особенно важно это в начальной школе, так как ввиду сравнительно низкого уровня развития волевых качеств младшего школьника, нельзя ожидать от него, чтобы он всегда сознательно, путем волевых усилий максимально напрягал свои силы и стремился проявлять свои способности. Его произвольную деятельность необходимо поддерживать непроизвольной деятельностью. И для этого необходимо знание закономерностей этого процесса.
В процессе исследования, можно ход учебной работы слабых и сильных учащихся образно представить двумя принципиально различными графиками. Если сильный может продвигаться прямо от одной трудности к другой, высшей, то слабому мы обязаны для достижения тех же конечных целей (или, по крайней мере, программы — минимума) предоставлять возможность продвигаться медленно (зигзагообразно). Слабому необходимо между чередующими друг друга трудными заданиями давать время от времени более легкие задания, с которыми он успешно справляется. Это позволяет и слабому ученику ощутить чувство успеха, помогает корригинировать самооценку, вселяет веру в себя.
Считаю, что все вышесказанное заставляет сделать вывод о необходимости индивидуализации обучения. При этом необходимо ориентироваться на:
- внутренние механизмы познавательных процессов учащихся;
- умственные потребности и познавательные интересы;
- развитие самоответственной мотивации.
Именно через все это достигается использование потенциальных возможностей учащегося, повышение его школьной успеваемости, ускорение общего развития.
Основные приемы внешней познавательной деятельности при формировании вычислительных навыков. Использование дидактических игр.
В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплинированность, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто верней?”, “Кто быстрей?”, “Отвечай сразу!”. При закреплении с учащимися знания таблицы умножения использую игру “Теремок”. На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается, и дети видят, кто живет в Теремке.
Так же проводится игра “Поймай рыбку!”. На таблице с изображением озера в прорезях на ниточках - рыбки. Ученик за ниточку вытягивает рыбку. Если пример решен неправильно, то рыбка отпускается опять в озеро.
В содержание каждого этапа урока включаю занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них.
1. Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были трехколесные и двухколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных? (Два.)
2. Сколько цифр использовано для записи числа 22? Что обозначает каждая из цифр в записи числа 22?
3. Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай получившееся слово
.
Решение:
4. “Поработаем на ЭВМ”. На доске изображена ЭВМ, которая выполняет все четыре арифметические действия. На табло появилось число 40. Какое число введено в машину?
Для более прочного усвоения геометрического материала использую такие задания:
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?
Измерить и найти площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.
Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. Так, например, хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи, составив выражение, слабо успевающим ученикам — составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.
Карточка № 1.
Составь задачу по краткой записи и реши ее, составив по ней выражение
Цена | Количество | Стоимость | |
Тетрадь Блокнот |
Одинаковая | 20 шт. 8 шт |
З р. ? |
Карточка № 2.
Составь задачу по краткой записи и закончи ее решение.
Цена | Количество | Стоимость | |
Тетрадь Блокнот |
Одинаковая | 20 шт. 8 шт |
З р. ? |
1) 300:20= 14к. - цена тетради
2) Для активизации познавательной деятельности детей применяю различные карточки. Например, при закреплении состава чисел использую натуральный ряд чисел.
Ставя указательные пальчики на числа, составляющие в сумме число 7, и передвигая пальчики к центру, дети хором говорят:
7 да 0 - 7
6 да 1 - 7
5 да 2 - 7
4 да 3 - 7
Активизировать внимание детей при отработке знания состава чисел в пределах 10 также помогает следующий ряд чисел
Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся считаю установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Многие задачи содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств (Приложение № 1). Например: “Доярка надоила от б коров по 12л молока от каждой. Поместится ли это молоко в два бидона ёмкостью по 32л каждый?”. Для ответа учащиеся под моим руководством должны произвести сопоставление найденных ими (а не данных в условии задачи) двух величин: количества полученного молока от всех коров и общей емкости бидонов.
Или такая задача: “Брату 12 лет, а сестре 10 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?”. Ставлю дополнительный вопрос: “А через три года, на сколько лет брат будет старше сестры?”. Вопрос позволяет выяснить постоянство отношений “старше-моложе”, повышает интерес к задаче, делает ее значимой в практическом плане, познавательной.
Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может служить прекрасным средством развития мышления учащихся. При работе над задачами, связанными с нахождением места встречи двух движущихся одновременно навстречу друг другу тел сначала выясняю, ближе к какому пункту произойдет встреча и почему. Иногда достаточно ясно говорится, что одно тело прошло до встречи определенный путь, а другое - на несколько метров больше (или меньше). В этом случае флажок, обозначающий место встречи, ставят ближе к первому (левому) концу отрезка, изображающего путь, пройденный двумя телами.
Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач.
Выполнение заданий нестандартного характера.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении ими вычислительных упражнений я часто использую задания нестандартного характера; они стимулируют работу учащихся над математическим материалом.
Содержание учебного материала раскрывается в учебнике “Математика” И. Аргинской посредством нестандартных заданий, предусматривающих использование сравнений, сопоставлений, анализа, синтеза, выявление общего и различного, включение упражнений на группировку и классификацию, систематизацию знаний, рассматривание заданий с многовариантными решениями. Такого рода нестандартные задания способствуют развитию познавательной активности мышления учащихся и формированию вычислительных навыков. Структура курса математики по системе Л.В. Занкова позволила перейти от многократного повторения, использования большого числа тренировочных упражнений, свойственных традиционному обучению, - к установлению разнообразных связей изучаемых понятий, включению их в систему знаний и формированию более прочных вычислительных навыков.
Выполнение нестандартных заданий, осуществляет глубокую всестороннюю связь в изучении арифметического, алгебраического и геометрического материала, обеспечивает разностороннюю самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию познавательной активности, будит интерес к изучению математики, способствует удовлетворению детской любознательности, расширяет кругозор в различных областях элементарной математики, содействует развитию у детей математической речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Виды нетрадиционных заданий по математике в системе развивающего обучения.
Задания с использованием сравнений.
Для активизации познавательной деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков я в системе использую метод наблюдений. В процессе наблюдения учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы. Полученные таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются.
В качестве примера рассмотрим изучение такого вопроса, как изменение суммы в зависимости от изменения одного из слагаемых. В основе познания учениками данной зависимости лежит прием сравнения.
Я предлагаю решить примеры и сравнить их.
2 + 1 2 + 2
Ставлю вопросы, обращая внимание учеников на то, что в одном и другом примере стоит знак “+”, а первые слагаемые одинаковы. Эти примеры схожи. Затем выявляются различия: в первом примере второе слагаемое равно 1, во втором 2, сумма в первом примере равна 3, а во втором - 4. Учащиеся отмечают, что во втором примере прибавляем большее (2 больше 1), поэтому и получаем большую сумму.
Переходя к сравнению выражений, я видоизменяю данную работу. Подбираю такие выражения, в которых ученики смогут усмотреть различные признаки различия и сходства.
На доске записаны примеры:
5 + 3, 4 + 3, 8 - 3, 6 + 3, 7 - 3, 9 - 3.
Я предлагаю угадать сходство или различие записанных выражений. Ученики обычно указывают такие признаки сходства, как знак действия, затем обращают внимание на то, что в первой группе прибавляется число 3, а во второй - вычитается число 3. Затем ставлю вопрос: “Что произойдет с ответами примеров в первой группе и во второй? Почему ответы в первой группе больше, чем ответы во второй?”.
Очень полезно, на мой взгляд, такое задание:
1 + 1, 2 + 1, 3 + 1, 4 + 1, 6 + 1, 7 + 1.
Что вы заметили в данных примерах?
Ученики должны обратить внимание не только на тот факт, что во всех примерах знак “+” и второе слагаемое равно 1, но и на то, что последовательность 1, 2, 3, 4, ... нарушена, т.к. пропущен пример 5 + 1.
Подобные задания способствуют развитию математической наблюдательности учеников, их умению видеть сходства и различия, выявлять определенные закономерности. В процессе выполнения таких заданий уясняется смысл понятия “сравнить”.
Проблемное обучение
Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся привели к идее проблемного обучения. Наибольшее применение в условиях начальных классов получило использование проблемного обучения в добыче знаний и привлечение учеников к познавательному поиску на различных этапах изложения знаний. Умение детьми самостоятельно делать вывод, тесно связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Работа, направленная на развитие у младших школьников способности делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения, в частности, на этапе ознакомления с новым материалом.
Вот пример ознакомления первоклассников с вычислительным приемом для случая 30 - 6. Перед ознакомлением с новым материалом ставится проблема. Для этого используется сравнение известного первоклассникам случая вычитания 58 - 7 с новым случаем 50 - 7.
Дети рассуждают: “В числе 58 содержится 8 отдельных единиц, поэтому 7 единиц удобно вычитать из 8. Число 50 - это 5 десятков, в нем нет отдельных единиц, значит вычитать 7 из 50 так же, как из 58, нельзя”. Некоторые ученики самостоятельно начинают “собирать” вычислительный прием по частям, используя имеющиеся на доске решения:
50 = 40 + 10 (40 + 10) - 7 40 + (10 - 7)
На этапе закрепления необходимо раскрыть новый материал в сравнении со сходным случаем сложения, подбирая упражнения так, чтобы создать условия для сопоставления и противопоставления. Эта работа направлена на углубление понимания учащимся, как нового способа вычитания, так и усвоенного ранее приема сложения, и предупреждает их смещение.
Например, предлагаю решить следующие два примера и сравнить их решения:
60 – 8 = 50 + (10 - 8) = 52
60 + 8 = 68
Вывод: для вычитания из круглых десятков нескольких единиц достаточно выделить один десяток, из него вычесть единицы и то, что получилось, прибавить к оставшимся десяткам.
Аналогичные приемы работы использую при знакомстве с другими вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 100.
Развивающие занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Развивающий характер обучения позволяет решить образовательные задачи по следующим направлениям:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);
- развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- формирование учебной мотивации;
- развитие личностной сферы.