Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
Задачи урока.
- Образовательные: обобщить и систематизировать материал по теме, углубить знания о химических элементах-металлах, расположенных в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
- Развивающие: развивать умения записывать уравнения реакций, характеризующих свойства металлов, интеллект, речь, мыслительные операции, творческие и коммуникативные способности.
- Воспитательные: самостоятельность в работе, умение общаться в малых группах, высказывать свою точку зрения.
Место урока:обобщающий урок по теме.
Методы обучения. Практические, наглядные, проблемно-поисковые, игровые, использование информационных технологий, проектная деятельность.
Методы стимулирования интереса к учению – познавательные игры, дискуссии.
Методы контроля – устный, письменный, экспериментальный.
Оборудование: три набора, в которых штативы с пробирками, газоотводные трубки, пробиркодержатели, химические ложки, химические стаканы (50 мл.), спиртовки, щипцы, штативы, спиртовки, спички.
Реактивы: металлы (магний, алюминий, цинк, медь), соляная кислота.
План урока
1. Проблемный вопрос. (3 мин.)
2. Повторение в форме разминки. Викторина. (5 мин.)
(Фронтальная беседа).
3. Самопроверка. Интеллектуальная атака
«Закончить предложение» (5 мин.)
4. Экспериментальная лаборатория. (7 мин.)
5. Творческая мастерская. Мини-проект «Элемент XXI
века» (7 мин.)
6. Отчет лаборатории (5 мин.)
7. Отчет по мини-проектам (5 мин.)
8. Подведение итогов: достигли ли мы поставленной
цели; рефлексия – удовлетворены ли вы уроком?» (3
мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Отметить отсутствующих, сформулировать цели урока и познакомить учащихся с его планом.
Учитель: В 1906 году Нобелевский комитет
в Стокгольме рассматривал две кандидатуры на
соискание одноименной премии: Анри Муассана,
которого выдвинула Академия наук Франции (за
открытие фтора), и Д.И.Менделеева, которого
выдвинула Академия наук Германии ( за открытие
периодического закона).Премия была вручена Анри
Муассану, несмотря на то, что 138 лет человечество
пользуется открытием Д.И.Менделеева.
Примерный ответ: до сих пор актуальна проблема,
когда мы «что имеем, не храним, потерявши –
плачем», т.е. не ценим своих достижений, часто
безосновательно преклоняемся перед всем
западным, тогда как свое отечественное и лучше и
дешевле. Решение Нобелевского комитета можно
аргументировать просто «Кто выдвинул француза
Муассана – Французская академия, а Менделеева –
немцы. Поэтому, очевидно, шведы и рассудили, если
его даже на родине не оценили по достоинству,
значит не так уж и значителен вклад Менделеева в
химию. Ведь известно, что Менделеев не раз
баллотировался в Российскую академию наук, но
трижды потерпел неудачу». Муассан, открывая фтор,
рисковал своей жизнью, а для Менделеева открытие
периодического закона было кабинетным делом и
поэтому не было связано со смертельным риском.
Учитель: сегодня очевидно следующее, что никакое количество Нобелевских премий не превысит вклад русских ученых в мировую химию, ведь именно три великих русских химика – М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и А.М.Бутлеров – стояли у истоков химической науки.
Учитель: мы сегодня на основании периодического закона обобщим и углубим знания по теме металлы. Наш урок будет проходить в форме разминки-викторины, проверки знаний в виде «интеллектуальной атаки, экспериментальной работы и творческой мастерской.
II. Повторение-разминка
Викторина – «Знаете ли вы?»
1) Каких элементов больше в периодической
системе элементов Д.И.Менделеева металлов или
неметаллов? (Металлов, диагональ)
2) В какой группе расположены самые активные,
щелочные металлы? Назовите их. (1 группа главная
подгруппа)
3) Какой металл назван в честь великой России? (Рутений,
№44)
4) Из какого металла делают нить лампы
накаливания? (Вольфрам №74)
5) Какой металл плавится на ладони рук? (Осмий№76,
цезий №55)
6) Металл, обеспечивающий кроветворение? (Железо,
№26)
7) Эйфелева башня находится в стране, в честь
которой назван металл. (№87, франций)
8) Самый распространенный металл земной коры,
который применяется в самолетостроении,
производстве линий электропередач, фольги,
упаковочного материала и т.д. (№13, алюминий)
9) Металл, усиливающий жесткость воды, входящий в
состав гигантских сосулек, свисающих с потолка
пещер (сталагмитов и сталактитов), образующий
меловые горы, известняки, мрамор, необходимый для
строения костей, повышения мозговой
деятельности. (№20, кальций)
10) Один из самых широкоизвестных радиоактивных
металлов, применяемых на атомных
электростанциях. (№92, уран)
III. Самопроверка знаний (работа в парах по вариантам)
Игра «Закончить предложения»
На партах карточки с вопросами: 1 вариант (период и строение атома) и 2 вариант (главная подгруппа и строение атома). За две минуты дописать на карточке предложения, поменяться карточками и проверить правильность ответов, выставив только знаки «+» или «–».Посчитать количество + и –, выставить оценки.
Критерии оценки:
правильных ответов 5 – 6 |
оценка «3» |
В периоде
1. Заряд ядра атома … (увеличивается)
2. Число внешних слоев в атоме … (не изменяется)
3. Число электронов во внешнем электронном слое
атома … (увеличивается от 1 до 8)
4. Радиус атома … (уменьшается)
5. Металлические свойства атомов … (уменьшаются)
В главной подгруппе
1. Заряд ядра атома … (увеличивается)
2. Число внешних слоев в атоме … (увеличивается)
3. Число электронов во внешних электронных слоях
атомов … (одинаковое)
4. Радиус атома … (увеличивается)
5. Металлические свойства атомов … (увеличивается)
Строение атома
1. Порядковый номер элемента показывает …
(заряд ядра атома)
2. Ядро атома состоит из … (протонов и нейтронов)
3. Число электронных слоев атома равно … (номеру
периода)
4. Число электронов на внешнем слое атомов
элементов главных подгрупп соответствует …
(номеру группы)
5. Электрон – частица заряженная … (отрицательно)
Экспериментальная мастерская
Правила Техники безопасности:
При работе с кислотами будьте осторожны!
От каждой команды приглашается 2 алхимика. На столах карточки-инструкции с заданиями. Время для исследований – 5 минут
Задание
Исследовать |
Описать наблюдения |
Записать уравнения реакций |
Расположить металлы в порядке возрастания активности их атомов |
1. Физические свойства металлов:
|
Ожидаемый ответ
Твердый, красный |
Ожидаемый ответ | Ожидаемый ответ Mg , Al, Zn, Cu |
2. Растворение металлов в соляной
кислоте (HCL)
|
|
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 |
Mg , Al, Zn, Cu |
Вывод: (предполагаемый) на основании исследований мы убедились, что_выданные металлы по разному реагируют с азотной кислотой, скорость реакции подтверждает активность металлов. Проверка физических свойств дает возможность сделать выводы о том, что металлы – это твердые вещества, блестящие, разной плотности, которая влияет на их свойства.
Творческая мастерская
Мини-проект на тему: «Элемент XXI века»
Учитель. Значение металлов в
жизни человечества огромное, начиная с
драгоценных: золота, платины, серебра не менее
значительна роль железа, алюминия, олова и
других.
7 период периодической системы
элементов-металлов незавершен. Периодический
закон дает возможность прогнозировать элементы
и их свойства. Гете сказал: «Просто знать – еще не
все. Знания нужно использовать». Перед вами стоит
задача открыть свой элемент, который остро
необходим сегодня человечеству.
Алгоритм действий:
1) Придумать символ элемента и название.
2) Охарактеризовать физические свойства и
применение его соединений.
3) Описать ценность вашего открытия для человека.
В это время защищаются алхимики. (5 мин.)
Защита проектов (5 мин.)
Домашнее задание:доработать мини-проекты и описать химические свойства ваших элементов на основании знаний о химических свойствах металлов.
Учитель подводит итоги:
– Ребята достигли ли мы поставленной цели? (Просит
поднять руки)
– У вас на партах карточки, фамилию писать не
обязательно, обведите только выбранный вами
ответ.
Сегодня на уроке:
1. Мне было интересно | 2. Не очень интересно |
3. Не интересно |
Свою работу на уроке оцениваю | «5», «4» … |
Пожелания:
Спасибо за урок! Я закончу его словами величайшего русского гения Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам.
Работа в сильных классах.
Для команд проводим развивающие конкурсы.
Конкурс «Считалки» кто быстрее даст правильный ответ. (2 мин.)
1. Электронная формула атома. 1s22s22p63s1 .Определите элемент, напишите для него формулы оксида и гидроксида и укажите их характер. (Ответ:Na, Na2O – основный оксид, NaOH – щелочь или гидроксид натрия).
2. Электронная формула атома 1s22s22p63s23p1 .Определите элемент, напишите для него формулы высшего оксида и гидроксида, летучего соединения с водородом и укажите их характер. (Ответ:AL – алюминий, AL2O3 – амфотерный оксид, AL(OH)3 – нерастворимое амфотерное основание)
Конкурс «Решалки» (2 мин.)
Высший оксид элемента ЭО. Его оксид содержит 28,57% кислорода. Определите элемент. (Ответ: Са, СаО – основный оксид).
Решение: Э : О = 71,43 : 28,57 = (71,43 : Х) : (28,57 : 16). Х = 71,43 х 16 : 28,57 = 40 это Са.
Конкурс «Уравнялки» (1 мин.)
Кто быстрее уравняет коэффициенты в уравнении реакции
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2S+ H2O
(рекомендую использовать метод электронного баланса).
Решение: 4Zn +5 H2SO4 = 4ZnSO4 + H2S+4H2O
Или (благородные металлы не растворяются в кислотах, но в концентрированной серной кислоте серебро растворяется)
2Ag + 2H2SO4 = Ag2SO4 + SO2 + 2H2O