И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
Белла Ахмадулина
Как сделать так, чтоб СЛОВО
было для НИХ живое, а не просто знак, ярлык,
табличка, надпись?
Чтобы нежность, трепет, стук, биенье сердца, крови
волненье отзывались на него?
Как сохранить в учениках “живое
чувство языка” (Ф.И. Буслаев), отмирание которого
ведет к примитивизму мышления, к речевой
неразвитости?
Как доказать им, сегодняшним
компьютерным гениям, что “язык – не телеграфный
код, где каждый знак абсолютно однозначен и не
имеет вариантов” (Р.И.Аванесов)?
Как дать им почувствовать “нежный
вкус родимой речи”? (Б. Ахмадулина)
Как сделать так, чтобы русская
классика была не только источником
грамматических иллюстраций?
Как, как, как… Бесконечные “как”…
Невольно вспоминаются слова Я. Корчака: “Родной
язык – это не нарочно придуманные для ребенка
правила и нравоучения, а воздух, которым дышит
его душа”.
А как хочется, чтобы душа – то дышала чистым
воздухом, вдыхая неповторимый аромат СЛОВА.
И, на наш взгляд, именно уроки словесности
помогают найти ответы на все эти бесконечные
“как”…
Суть таких уроков состоит в интеграции двух
предметов – русского языка и литературы, и
называют их старым русским словом – словесность.
Обратимся к истории вопроса: так назывался курс,
который преподавался в учебных заведениях
России в XIX в. и в начале XX в. Но в 20-е г. XX столетия
курс словесности был изъят из школьного
преподавания. Чтобы в конце столетия появиться
вновь…
Что стоит за термином “русская словесность”
сегодня?
Однозначного ответа нет… Что отнюдь не плохо и
позволяет экспериментировать в области этой
проблемы.
Под словесностью понимают и языковой анализ
текста, и лингво- литературоведческий, … но
главным камертоном любого анализа остается СЛОВО.
Вот как мы понимаем назначение наших уроков
словесности – это научить ученика чувствовать СЛОВО,
восхищаться СЛОВОМ, открыть мир внутри СЛОВА,
пережить то, что называется эстетическим
наслаждением и переживанием!
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть СЛОВА.
На уроках словесности мы обращаемся к таким
“элитарным” поэтам, как В. Хлебников, О.
Мандельштам, Б. Пастернак, Ю. Левитанский, И.
Бродский.
Почему-то бытует мнение, что есть поэты, к
творчеству которых не нужно обращаться на уроках
раньше определенного времени. А между тем наша
точка зрения иная – чем раньше эти поэты
“придут” к ученику, тем лучше. Почему? Об этом мы
сказали чуть выше.
Конечно, предметом исследования на уроках
словесности может быть и проза. Но мы обращаемся
к поэзии, так как “поэзия - высшая форма
существования языка” (И. Бродский), а
стихосложение – колоссальный ускоритель
мышления, мироощущения.
Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.
Н.И. Рыленков
На наших уроках в 5-8 классах мы познаем
стихотворение посредством интуиции, откровения,
“ожидания чуда”, а к серьезному анализу ребята
обратятся в старших классах, когда будут читать
художественные произведения “филологически
вооруженным взглядом” (Н.М. Шанский)
Уроки проводятся не чаще 1-2 раза в год, ведь урок
словесности – это урок-праздник,
урок-откровение, урок-открытие, урок-переживание.
5 класс В. Хлебников “Весны пословицы и
скороговорки”
6 класс В. Хлебников “Кузнечик”
7 класс Б. Пастернак “Снег идет”, И. Бродский
“Посвящение”
8 класс Б. Пастернак “Плачущий сад”, О.
Мандельштам “Бессонница. Гомер. Тугие паруса.”
Впрочем, это деление по классам очень условно. “Плачущий сад” Б. Пастернака не менее интересен в 6 классе, а “Снег идет” мы пробовали и в 5 классе… Вариации возможны любые, их определяет учитель, исходя из собственных пристрастий и специфики класса.
А теперь – самое главное. Предлагаем нашу
модель таких уроков.
Во-первых, ученики не знают о каком поэте пойдет
речь. Это представляется нам важным. Почему?
Стихотворение должно ошеломить, удивить…
Дальше Учитель читает наизусть, потом непременно
вслух читают дети. Очень важна интонация.
Думается, что неправильно полагать, будто
ученики все должны понимать в стихотворении.
Пусть сначала завораживает магия слова, его
мелодика. Как говорила М. Цветаева, “есть в
стихотворении нечто такое, что важнее их смысла,
– их звучание”.
При чтении вслух запоминается интонация, и
возникает неотрефлексированное первое ощущение,
эмоциональное впечатление.
Причем, любопытно, что первое впечатление почти
всегда таково: не понял ничего, но понравилось.
А раз понравилось, то хочется все-таки
осмыслить… Ведь “поэзия первоначально
воспринимается сердцем и уже им передается
голове” (В.Г. Белинский)
И начинается работа с поэтическим текстом как с
творением словесного искусства.
Мы сознательно не останавливаемся на методике,
так как это особая тема для разговора.
Но хочется указать способы выстраивания диалога
с поэтическим текстом.
Это и нахождение учащимися ключевых слов, и
ассоциативный ряд к слову, и толкование
лексического значения слов, и поиски “второго
дыхания” у СЛОВА, и звуковые
ассоциации, и графическое оформление текста…
А в конце урока прошу прочитать стихотворение
наизусть и вижу удивление на ли-цах – не учили же!
И вдруг – прозвучала одна строка, другая, третья,
и все вместе скандируют стихотворение, которое
“проросло” в ребятах, благодаря атмосфере
сотворчества и сопереживания.
Какова роль учителя на таких уроках?
Наверное, самое главное – не быть истиной в
последней инстанции, не изрекать свою точку
зрения с “ученым видом знатока”, дать
возможность высказаться каждому желающему. Ведь
на таких уроках делается много наблюдений,
предположений, задается много вопросов,
адресуемых учителю, автору, себе.
Возникает потребность записать свои мысли,
ощущения, ведь высокая “поэзия действует как
музыка – прямо через сердце, мимо головы, для
которой настанет свое время, свой черед” (В.Г.Белинский)
Вот какие работы появились у учащихся 8 класса после урока словесности по стихотворению Б. Пастернака “Плачущий сад” (предложены фрагменты).
Плачущий сад… Это как-то странно. У меня
слово “сад” ассоциируется с чем-то светлым,
радостным, но тогда почему сад плачущий? Я сразу
слышу шум дождя, капли которого, попадая на
листья, заставляют их шуршать. Итак, шелест
листьев, шум дождя, тоска….
Начинаю читать строки стихотворения, но в них
не нахожу ответа на свой вопрос. Это похоже на
лес, в котором есть одна большая тропа и много
маленьких тропинок, от нее отходящих. Пойдешь в
неправильном направлении, заблудишься и не
найдешь выхода. Открыв стихотворение, я как бы
встала на эту длинную тропинку, а, читая строку за
строкой, все дальше и дальше ухожу от начала пути.
Но пора возвратиться к стихотворению. Оно
сложное, непонятное, многоликое. Меня удивило
само начало – ужасный! И еще ряд слов, которые я
не могу не заметить: ни звука, пустынность, один,
тишь, слезы. Эта тишь, беззвучие и в то же время
плескание и жуткие глотки – вот еще одна загадка.
Как могут все эти чувства и звуки соединиться в
одно? ...
… Сегодня я познакомилась с новым для меня стихотворением и вдруг захотела оказаться на мгновение там, в саду, рядом с тишиной, почувствовать ее, а потом вернуться обратно в наш реальный мир…
Шестерова Е. (8 класс)
… Сад один на всем свете. На дворе полночь, темнота. Она пугает, настораживает. Ночь – это время, когда все злое, страшное, дикое просыпается и окутывает все незащищенное, забытое всеми. Весь мир сейчас против сада. Казалось бы, ему надо покориться своей судьбе, но, даже в “пустынности удостоверясь”, сад продолжает ждать и верить, что друг есть, он придет, надо лишь терпеть и надеяться. Дождись утра, плачущий сад! ...
Липчина А. (8 класс)
Когда читаешь стихотворение Б. Пастернака
“Плачущий сад”, то испытываешь чувство грусти.
Уже первое слово “ужасный” внушает какую-то
тревогу. Читаешь дальше и видишь мокрый и
печальный сад, который плачет крупными дождевыми
каплями.
“Капнет и вслушивается”… И хотя нигде в
тексте не упоминается ни сад, ни дождь, ты как
будто видишь и землю, захлебывающуюся от водяных
потоков, и озябшее дерево. И дождь, и сад, и эта
ночь у Пастернака словно живые существа,
способные слушать, чувствовать, переживать.
“Земля давится”, сад вслушивается и “мнет
ветку”, как плачущая женщина мнет в руках
промокший от слез кружевной платочек…”
Б. Пастернак, как и все люди, любящие музыку,
умеет слушать. И именно звуки в его
стихотворении, когда “ни признака зги” передают
настроение произведения.
“Ни звука” – это не значит, что ничего не
слышно. Ночь полна звуков, ужасных и жутких:
вздохи, глотки, плескания. Даже то, как “полуночь
в полях назревает” не видно, а слышно. Мне
понравилось стихотворение, хотя с первого
прочтения оно показалось непонятным и
запутанным. Этим оно для меня и интересно…
Зубцов И. (8 класс)