Урок по предмету "Народоведение". "Коляда" (второй год обучения в начальной школе)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:   

  • Приобщение детей к вековым традициям своего народа, его неповторимого быта, самобытной культуре.
  • Развитие  фантазии и творческого начала, создание праздничного настроения у детей.

Задачи урока: 

  • Раскрыть особенности уральских колядок через практическое применение полученных знаний о празднике на практике.
  • Создание творческой атмосферы через выполнение индивидуально-групповых заданий, участие в ролевых играх и представлениях и др.

Оборудование:  мишура, новогодние украшения, ветки ели; шаблоны для нанесения обрядового орнамента на полотенце, полотенце;  карточки со словами, необходимыми для составления приветствия колядовщиков; продукты, необходимые для приготовления сочива: миска, сваренный рассыпчатый рис, изюм, мед, орехи, мак, сахар; шуба (или меховая накидка), валенок, рога для козла, длинная палка.

Ход урока

Учитель:

- Вспомните, на каких праздниках вы бывали, и попробуйте ответить на вопрос «Что такое праздник?

Возможные ответы детей:

- Праздник – это когда цветы, много цветов.

- Праздник - когда весело, все смеются, шутят, радуются, танцуют, поют, играют, поздравляют друг друга…

- Праздник – это всегда подарки.

Учитель:

- То есть, праздник – это действие, через которое всем становится необыкновенно хорошо, не так как всегда. Это положительные эмоции.

     А можем мы наш с вами обыкновенный урок превратить в праздник? Давайте попробуем!
Не секрет, чтобы праздник удался, к нему необходимо хорошо приготовиться. С этого и начнем.
Наш сегодняшний урок посвящен народному празднику, который носит интересное название «КОЛЯДА». Кто такой Коляда? Что такое колядки? Как отмечали это праздник?

Возможные ответы детей:

(Учащиеся рассказывают то, что знают о празднике).

Кратко: Зимние святки, колядки – один из самых древних годовых праздников.  Проводятся в дни зимнего солнцеворота с 7 января (Рождество) по 19 января (Крещение). По старому стилю - с 25 декабря по 7 января. Праздник посвящен рождению бога  зимнего солнца Коляде («коло» - круг). Отсюда и название праздника – КОЛЯДКИ. Во время праздника было принято колядовать (ходить по дворам с рождественскими поздравлениями и добрыми пожеланиями), одаривать, рядиться, жечь костры,  устраивать рождественские посиделки, играть, петь, гадать, выпекать обрядовое печенье и др.

Учитель:

- Верно. Ну, раз мы так все хорошо знаем, я предлагаю начать подготовку к празднику прямо сейчас.

(Учитель предлагает детям разделиться на несколько групп (по желанию) и раздает задания.)
 
Задание № 1. Украсить кабинет под рождество, создать атмосферу праздника.

(Учитель раздает детям мишуру, веточки ели, свечи и др.  Дети могут заранее подготовиться к данному заданию и принести  украшения из дома).

Задание № 2. Встреча гостей.

(Чтобы суметь встретить гостей, учитель предлагает детям карточки со словами и просит расставить их в нужном порядке на доске, чтобы получилось приветствие для колядующих).

Например:

1. На возможный вопрос колядовщиков «Коляду не ждали?».

Варианты приветствий (каждое слово – отдельная карточка):

  • Ждали, не ждали, а принять рады.
  • Заходите, гости, Коляду славит, нас с праздником поздравить!

2. На возможный вопрос колядовщиков «Стук на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяева?»

Варианты приветствий: (каждое слово – отдельная карточка):

  • Хозяева дома, для гостей все готово.
  • Коляду с нетерпением ждем,
    Не томитесь, входите в наш дом!

Задание № 3. Ряжение.

(Учитель предлагает группе ребят из подручных средств (шуба, вывернутая наизнанку, валенок, рога, длинная палка) подготовить ряженного – «козла». Далее этот персонаж пригодиться в самих колядках.)

Задание №4. Подготовить то, чем будем одаривать коляду.

Варианты:

1. Обрядовое полотенце

(Учитель предлагает детям по заранее подготовленному шаблону  на полотенце вывести рождественский узор (фломастером, карандашом или др.) и разукрасить его).

(Приложение 1)

2. Можно приготовит на уроке СОЧИВО: заранее варится рассыпчатый рис, приносится мак, изюм, мед, орехи, сахар. Все это перемешивается и укладывается в блюдо.

(Приложение 2)

3. Кроме того, ранее учащимся было дано задание принести на урок обрядовое печенье – «козули» (в виде голов домашнего рогатого скота). 

Задание № 5. После того, как все задания выполнены и проверены, учитель предлагает детям разучить песню-колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,
Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!
Кто даст пирожка, тому рожь густа, умолотиста.
С колоска – полмешка,
С зернышка – пирог, с полузернышка блинок!

(В классе все готово для встречи колядовщиков: украшено помещение, готовы ряженые, на доске  - приветствие, на столах угощение, сочиво и обрядовое полотенце. Не дожидаясь, когда учитель до конца разучит с детьми песню-колядку, раздается стук в дверь и в класс входят колядовщики. Далее – все по сценарию):

Сценарий колядок (Год огненной собаки)

(Колядовщики стучатся, заходят в дом  всей гурьбой):

Колядовщик 1: Хозяева дома? Для гостей всё готово?

(Учащиеся (хозяева) читают приветствия, которые приготовили на доске):

Хозяева:

- Коляду с нетерпением ждем!
Не томитесь, входите в наш дом!

- Заходите, гости, коляду славить,
Нас с праздником поздравить!

Колядовщик 2: Коляда из года в год веселит честной народ!

Колядовщик 3: Не гоните со двора, открывайте ворота,

Колядовщик 4:  Замочки и ставенки, слезайте с завалинки!

Колядовщик 5:  

Солнце рано утром встало, светом землю заливало,
Хоть на куриный скок, всё ж увеличился денёк.

Колядовщик 6:

- Разрумянилось лицо, и морозец дразнит.
Принесла ещё зима  новогодний праздник. [4, стр.13]

Колядовщик 7:

- Эх, зима, зима, мороз, не видать в деревне роз.
Игроку на пальцы дуем, ходим, пляшем, колядуем! [4, стр.13]

Колядовщик 8:

- От мороза у сарая толсты доски крякают.
Два часа ходим, играем, только кнопки звякают! [4, стр.13]

(Звучит колядка, которую дети разучивали на уроке. Учащиеся могут исполнять ее вместе с колядовщиками).

Пес Дружок:

- Я, конечно же, не дог, я совсем ещё щенок,
Но уже проверен: Новый год лишь мне доверен

Говорят, я лучший друг, Дружком каждый называет.
А вчера сказал петух, что мне место уступает. [1, стр.24]

(Слышится сдавленный крик замученного петуха).

Черный кот (с петухом под мышкой, любуясь собой):

- Я вальяжный черный кот!   Не знаю горя и забот.
Я – кот Ночка, одиночка, один гуляю по судьбе,
И завтра утром петушочка зажарю к завтраку себе.
О, какое большое собрание?! А что, собственно здесь происходит?

Колядовщик 1:

- Мы мечтаем, черный Кот, чудесно встретить Новый год.
Год собаки наступает,  кто же этого не знает?

Черный Кот:

- Нос по ветру, хвост трубой, год грядущий будет мой! [1, стр.25]

(Обращаясь к петушку): 

Так ведь, Петя-петушок, потрепанный твой гребешок?

(Слышится сдавленный крик замученного петуха).

Черный кот:

- И это зря, что вы меня прогоняете всегда.
Я сейчас вам помогу, праздник быстро сотворю!
А хотите, погадаю? – я ж про вас, про всех все знаю!

(Черный кот с мешком для гадания подходит к любому человеку, гадает):

Черный кот:

  1. В мешочек руку запускай, что там нащупаешь – хватай, и скорее вынимай!
    Мышиный хвост!  (Вырывает из рук гадающего):
    Жалко мышку? - Не беда: будет бегать без хвоста! Мяу! Ха-ха! (Смеется).
  2. Эх, купюра хороша!
    Не получишь ни гроша! (Вырывает из рук гадающего):
    Стой постой, карман пустой!
  3. Ну-ка, ты, дружок, тяни! Что? Боишься? Мяу! Хи-хи!
    (Смеется. Не дает гадающему засунуть руку в мешок).
  4. Не робей, не робей, доставай свой лот скорей!
    Воздушный шарик! (Лопает): Ах, какая жалость от шарика осталась!

Черный кот:

- В общем, подвожу итог: в год собаки запасайтесь впрок!
Ничего он не сулит!

(Наступает собаке Дружку на лапу):

Ой, да кто там так скулит?
Нос по ветру, хвост трубой, год грядущий будет мой!

(«Козел» (сделанный из палки, валенка, шубы наизнанку),  начинает сердиться на Кота за такое поведение, мекает и стучит копытом):

Черный кот:

- Кто там мекает: «Ме-ме?» (Передразнивает «Козла»):
Бьет копытом по земле?
Спрячь свои крутые рожки,  помолчи, Козел, немножко!

Колядовщик 2:

- Есть терпению конец! Ну-ка, Козлик, наконец,
Проучи Кота-зазнайку, его рогами забодай-ка!

Черный Кот (убегая):

- Что же это, помогите! - Выпускает петуха, -  Ой, спасите, ой, спасите!

Колядовщик 3: А теперь пора пришла плохое позабыть.

Колядовщик 4:

- Будем веселиться!
Стоять на месте не годится!

Игра [2, стр.46]:

Пес Дружок:

- Вам предлагаю я сделать зарядку
Очень веселую, так, для разрядки.
Год ведь Собаки грядет, не забудьте,
Чуть-чуть в этой роли все вместе побудьте.

(Дети повторяют движения за Собакой):

Год Петуха проводим рукой… (Машут одной рукой из стороны в сторону).

А год  Собаки мы встретим другой. (Повторяются движения другой рукой)

Душу раскроем навстречу судьбе…(Разводят руки в стороны).

«Здравствуй», - мы скажем заветной мечте. (Сложенными руками касаются то одного, то другого плеча).

Топнем ногою - печаль пусть уйдет. (Топают одной ногой).

Топнем другой – пусть веселье придет… (Топают другой ногой).

Где у собаки хвост, посмотрите?.. (Оглядываются).

Хвостиком весело вы помашите… (Двигают тазом).

Ну-ка, друг другу похлопайте дружно… (Хлопают).

Всех с Колядою поздравить нам нужно.

Колядовщик 5: А ну-ка, в Святки не зевай, хозяев дома поздравляй!

Колядовщик 5 (разбрасывая пшено): Сеем, веем, посеваем, с колядою поздравляем!

Колядовщик 6: Добрый вечер – добрым людям! Пусть весёлым праздник будет.

Колядовщик 7:

- Пусть будет каждый день, как Новый год:
Шерсть дыбом, хвост торчком и полный рот. [3, стр.65]

Колядовщик 1:

- Чтоб ни случилось, чтоб ни стряслось –
Держи нос по ветру, а против – свой хвост. [3, стр.65]

Колядовщик 2: Желаем, чтоб бежали вскачь по следу счастья и удач. [3, стр.65]

Колядовщик 3: Желаю, чтобы впредь и боле не знали вы собачьей доли. [3, стр.65]

Колядовщик 4:

- Вас поздравляем с годом Собаки!
Да здравствует верность, отсутствие драки,
Пусть радость умножится, будут удачи,
И будьте вы счастливы, а не иначе. [3, стр.65]

Вариант поздравления:

Колядовщики (по очереди):

- С Новым годом, друзья! С новым счастьем!
Мы желаем вам только добра!
Пусть всю жизнь вас обходят несчастья,
Пусть вся жизнь будет только мудра!
Пусть здоров будет каждый на свете!
Пусть болезни уйдут в никуда!
Пусть без слез будет жизнь на планете
В этот год и другие года!
Будь счастливой прямая дорога!
А на ней доброй каждая весть!
С Новым годом, верней, с Новым догом!
С Новым годом – две тысячи шесть! [1, стр.28]

Одаривание

Колядовщик 7:  Коль вы традициям верны, мы напомнить вам должны:

Колядовщик 1:  Коляду нельзя томить - её нужно одарить!

Колядовщик 2:

- Подайте, хозяйка, подачу! Не малу, не велику,
Либо ставец круп, либо денег рупь.

Колядовщик 3:

- Благословите, хозяева, квасца из-под польица,
Пирожка из-под лавочки, печеньица с полочки.

Колядовщик 4:

- Я маленький ершок поел каши горшок,
Ещё дожидаю, всех с колядою поздравляю.

Колядовщик 5:

- Коляда, коляда! Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег с полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!
Или индюшку, или сена клок, или вилы в бок!

Попевка:      

Давай, одари! Светел месяц, одари,
Давай, одари, коляду одари!».

Одаривая Коляду, предметы дарения можно класть в мешок, а можно вешать на ветки елочки, которые принесли с собой колядующие. Когда каждый желающий  одарил Коляду, ей вручается  совместный подарок – ручное полотенце к празднику:

Хозяева:

- Чтоб скатертью легла дорога,
Прими в дар полотенце, Коляда!

Хозяева:

- Пусть будет год твой - полна чаша,
Поклон вам, гости дорогие наши!

Колядовщик 6: Поверни, зима к новому лету, к белому свету.

Все колоядующие: Спасибо этому дому, а мы пойдём к другому!

Литература:

  1. Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.//   Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
  2. Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая  программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.46.
  3. Черегожкина Каталина. Новый год по-собачьи: Вечеринка с друзьями.// Чем развлечь гостей.  – 2005г. - №5. – С.65.
  4. Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей.  – 2005г. - №5. – С.13.