Цели урока:
- Приобщение детей к вековым традициям своего народа, его неповторимого быта, самобытной культуре.
- Развитие фантазии и творческого начала, создание праздничного настроения у детей.
Задачи урока:
- Раскрыть особенности уральских колядок через практическое применение полученных знаний о празднике на практике.
- Создание творческой атмосферы через выполнение индивидуально-групповых заданий, участие в ролевых играх и представлениях и др.
Оборудование: мишура, новогодние украшения, ветки ели; шаблоны для нанесения обрядового орнамента на полотенце, полотенце; карточки со словами, необходимыми для составления приветствия колядовщиков; продукты, необходимые для приготовления сочива: миска, сваренный рассыпчатый рис, изюм, мед, орехи, мак, сахар; шуба (или меховая накидка), валенок, рога для козла, длинная палка.
Ход урока
Учитель:
- Вспомните, на каких праздниках вы бывали, и попробуйте ответить на вопрос «Что такое праздник?
Возможные ответы детей:
- Праздник – это когда цветы, много цветов.
- Праздник - когда весело, все смеются, шутят, радуются, танцуют, поют, играют, поздравляют друг друга…
- Праздник – это всегда подарки.
Учитель:
- То есть, праздник – это действие, через которое всем становится необыкновенно хорошо, не так как всегда. Это положительные эмоции.
А можем мы наш с вами обыкновенный урок превратить в праздник? Давайте попробуем!
Не секрет, чтобы праздник удался, к нему необходимо хорошо приготовиться. С этого и начнем.
Наш сегодняшний урок посвящен народному празднику, который носит интересное название «КОЛЯДА». Кто такой Коляда? Что такое колядки? Как отмечали это праздник?
Возможные ответы детей:
(Учащиеся рассказывают то, что знают о празднике).
Кратко: Зимние святки, колядки – один из самых древних годовых праздников. Проводятся в дни зимнего солнцеворота с 7 января (Рождество) по 19 января (Крещение). По старому стилю - с 25 декабря по 7 января. Праздник посвящен рождению бога зимнего солнца Коляде («коло» - круг). Отсюда и название праздника – КОЛЯДКИ. Во время праздника было принято колядовать (ходить по дворам с рождественскими поздравлениями и добрыми пожеланиями), одаривать, рядиться, жечь костры, устраивать рождественские посиделки, играть, петь, гадать, выпекать обрядовое печенье и др.
Учитель:
- Верно. Ну, раз мы так все хорошо знаем, я предлагаю начать подготовку к празднику прямо сейчас.
(Учитель предлагает детям разделиться на несколько групп (по желанию) и раздает задания.)
Задание № 1. Украсить кабинет под рождество, создать атмосферу праздника.
(Учитель раздает детям мишуру, веточки ели, свечи и др. Дети могут заранее подготовиться к данному заданию и принести украшения из дома).
Задание № 2. Встреча гостей.
(Чтобы суметь встретить гостей, учитель предлагает детям карточки со словами и просит расставить их в нужном порядке на доске, чтобы получилось приветствие для колядующих).
Например:
1. На возможный вопрос колядовщиков «Коляду не ждали?».
Варианты приветствий (каждое слово – отдельная карточка):
- Ждали, не ждали, а принять рады.
- Заходите, гости, Коляду славит, нас с праздником поздравить!
2. На возможный вопрос колядовщиков «Стук на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяева?»
Варианты приветствий: (каждое слово – отдельная карточка):
- Хозяева дома, для гостей все готово.
- Коляду с нетерпением ждем,
Не томитесь, входите в наш дом!
Задание № 3. Ряжение.
(Учитель предлагает группе ребят из подручных средств (шуба, вывернутая наизнанку, валенок, рога, длинная палка) подготовить ряженного – «козла». Далее этот персонаж пригодиться в самих колядках.)
Задание №4. Подготовить то, чем будем одаривать коляду.
Варианты:
1. Обрядовое полотенце
(Учитель предлагает детям по заранее подготовленному шаблону на полотенце вывести рождественский узор (фломастером, карандашом или др.) и разукрасить его).
2. Можно приготовит на уроке СОЧИВО: заранее варится рассыпчатый рис, приносится мак, изюм, мед, орехи, сахар. Все это перемешивается и укладывается в блюдо.
3. Кроме того, ранее учащимся было дано задание принести на урок обрядовое печенье – «козули» (в виде голов домашнего рогатого скота).
Задание № 5. После того, как все задания выполнены и проверены, учитель предлагает детям разучить песню-колядку:
Пришла Коляда накануне Рождества,
Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!
Кто даст пирожка, тому рожь густа, умолотиста.
С колоска – полмешка,
С зернышка – пирог, с полузернышка блинок!
(В классе все готово для встречи колядовщиков: украшено помещение, готовы ряженые, на доске - приветствие, на столах угощение, сочиво и обрядовое полотенце. Не дожидаясь, когда учитель до конца разучит с детьми песню-колядку, раздается стук в дверь и в класс входят колядовщики. Далее – все по сценарию):
Сценарий колядок (Год огненной собаки)
(Колядовщики стучатся, заходят в дом всей гурьбой):
Колядовщик 1: Хозяева дома? Для гостей всё готово?
(Учащиеся (хозяева) читают приветствия, которые приготовили на доске):
Хозяева:
- Коляду с нетерпением ждем!
Не томитесь, входите в наш дом!- Заходите, гости, коляду славить,
Нас с праздником поздравить!
Колядовщик 2: Коляда из года в год веселит честной народ!
Колядовщик 3: Не гоните со двора, открывайте ворота,
Колядовщик 4: Замочки и ставенки, слезайте с завалинки!
Колядовщик 5:
Солнце рано утром встало, светом землю заливало,
Хоть на куриный скок, всё ж увеличился денёк.
Колядовщик 6:
- Разрумянилось лицо, и морозец дразнит.
Принесла ещё зима новогодний праздник. [4, стр.13]
Колядовщик 7:
- Эх, зима, зима, мороз, не видать в деревне роз.
Игроку на пальцы дуем, ходим, пляшем, колядуем! [4, стр.13]
Колядовщик 8:
- От мороза у сарая толсты доски крякают.
Два часа ходим, играем, только кнопки звякают! [4, стр.13]
(Звучит колядка, которую дети разучивали на уроке. Учащиеся могут исполнять ее вместе с колядовщиками).
Пес Дружок:
- Я, конечно же, не дог, я совсем ещё щенок,
Но уже проверен: Новый год лишь мне доверенГоворят, я лучший друг, Дружком каждый называет.
А вчера сказал петух, что мне место уступает. [1, стр.24]
(Слышится сдавленный крик замученного петуха).
Черный кот (с петухом под мышкой, любуясь собой):
- Я вальяжный черный кот! Не знаю горя и забот.
Я – кот Ночка, одиночка, один гуляю по судьбе,
И завтра утром петушочка зажарю к завтраку себе.
О, какое большое собрание?! А что, собственно здесь происходит?
Колядовщик 1:
- Мы мечтаем, черный Кот, чудесно встретить Новый год.
Год собаки наступает, кто же этого не знает?
Черный Кот:
- Нос по ветру, хвост трубой, год грядущий будет мой! [1, стр.25]
(Обращаясь к петушку):
Так ведь, Петя-петушок, потрепанный твой гребешок?
(Слышится сдавленный крик замученного петуха).
Черный кот:
- И это зря, что вы меня прогоняете всегда.
Я сейчас вам помогу, праздник быстро сотворю!
А хотите, погадаю? – я ж про вас, про всех все знаю!
(Черный кот с мешком для гадания подходит к любому человеку, гадает):
Черный кот:
- В мешочек руку запускай, что там нащупаешь – хватай, и скорее вынимай!
Мышиный хвост! (Вырывает из рук гадающего):
Жалко мышку? - Не беда: будет бегать без хвоста! Мяу! Ха-ха! (Смеется). - Эх, купюра хороша!
Не получишь ни гроша! (Вырывает из рук гадающего):
Стой постой, карман пустой! - Ну-ка, ты, дружок, тяни! Что? Боишься? Мяу! Хи-хи!
(Смеется. Не дает гадающему засунуть руку в мешок). - Не робей, не робей, доставай свой лот скорей!
Воздушный шарик! (Лопает): Ах, какая жалость от шарика осталась!
Черный кот:
- В общем, подвожу итог: в год собаки запасайтесь впрок!
Ничего он не сулит!
(Наступает собаке Дружку на лапу):
Ой, да кто там так скулит?
Нос по ветру, хвост трубой, год грядущий будет мой!
(«Козел» (сделанный из палки, валенка, шубы наизнанку), начинает сердиться на Кота за такое поведение, мекает и стучит копытом):
Черный кот:
- Кто там мекает: «Ме-ме?» (Передразнивает «Козла»):
Бьет копытом по земле?
Спрячь свои крутые рожки, помолчи, Козел, немножко!
Колядовщик 2:
- Есть терпению конец! Ну-ка, Козлик, наконец,
Проучи Кота-зазнайку, его рогами забодай-ка!
Черный Кот (убегая):
- Что же это, помогите! - Выпускает петуха, - Ой, спасите, ой, спасите!
Колядовщик 3: А теперь пора пришла плохое позабыть.
Колядовщик 4:
- Будем веселиться!
Стоять на месте не годится!
Игра [2, стр.46]:
Пес Дружок:
- Вам предлагаю я сделать зарядку
Очень веселую, так, для разрядки.
Год ведь Собаки грядет, не забудьте,
Чуть-чуть в этой роли все вместе побудьте.
(Дети повторяют движения за Собакой):
Год Петуха проводим рукой… (Машут одной рукой из стороны в сторону).
А год Собаки мы встретим другой. (Повторяются движения другой рукой)
Душу раскроем навстречу судьбе…(Разводят руки в стороны).
«Здравствуй», - мы скажем заветной мечте. (Сложенными руками касаются то одного, то другого плеча).
Топнем ногою - печаль пусть уйдет. (Топают одной ногой).
Топнем другой – пусть веселье придет… (Топают другой ногой).
Где у собаки хвост, посмотрите?.. (Оглядываются).
Хвостиком весело вы помашите… (Двигают тазом).
Ну-ка, друг другу похлопайте дружно… (Хлопают).
Всех с Колядою поздравить нам нужно.
Колядовщик 5: А ну-ка, в Святки не зевай, хозяев дома поздравляй!
Колядовщик 5 (разбрасывая пшено): Сеем, веем, посеваем, с колядою поздравляем!
Колядовщик 6: Добрый вечер – добрым людям! Пусть весёлым праздник будет.
Колядовщик 7:
- Пусть будет каждый день, как Новый год:
Шерсть дыбом, хвост торчком и полный рот. [3, стр.65]
Колядовщик 1:
- Чтоб ни случилось, чтоб ни стряслось –
Держи нос по ветру, а против – свой хвост. [3, стр.65]
Колядовщик 2: Желаем, чтоб бежали вскачь по следу счастья и удач. [3, стр.65]
Колядовщик 3: Желаю, чтобы впредь и боле не знали вы собачьей доли. [3, стр.65]
Колядовщик 4:
- Вас поздравляем с годом Собаки!
Да здравствует верность, отсутствие драки,
Пусть радость умножится, будут удачи,
И будьте вы счастливы, а не иначе. [3, стр.65]
Вариант поздравления:
Колядовщики (по очереди):
- С Новым годом, друзья! С новым счастьем!
Мы желаем вам только добра!
Пусть всю жизнь вас обходят несчастья,
Пусть вся жизнь будет только мудра!
Пусть здоров будет каждый на свете!
Пусть болезни уйдут в никуда!
Пусть без слез будет жизнь на планете
В этот год и другие года!
Будь счастливой прямая дорога!
А на ней доброй каждая весть!
С Новым годом, верней, с Новым догом!
С Новым годом – две тысячи шесть! [1, стр.28]
Одаривание
Колядовщик 7: Коль вы традициям верны, мы напомнить вам должны:
Колядовщик 1: Коляду нельзя томить - её нужно одарить!
Колядовщик 2:
- Подайте, хозяйка, подачу! Не малу, не велику,
Либо ставец круп, либо денег рупь.
Колядовщик 3:
- Благословите, хозяева, квасца из-под польица,
Пирожка из-под лавочки, печеньица с полочки.
Колядовщик 4:
- Я маленький ершок поел каши горшок,
Ещё дожидаю, всех с колядою поздравляю.
Колядовщик 5:
- Коляда, коляда! Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег с полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!
Или индюшку, или сена клок, или вилы в бок!
Попевка:
Давай, одари! Светел месяц, одари,
Давай, одари, коляду одари!».
Одаривая Коляду, предметы дарения можно класть в мешок, а можно вешать на ветки елочки, которые принесли с собой колядующие. Когда каждый желающий одарил Коляду, ей вручается совместный подарок – ручное полотенце к празднику:
Хозяева:
- Чтоб скатертью легла дорога,
Прими в дар полотенце, Коляда!
Хозяева:
- Пусть будет год твой - полна чаша,
Поклон вам, гости дорогие наши!
Колядовщик 6: Поверни, зима к новому лету, к белому свету.
Все колоядующие: Спасибо этому дому, а мы пойдём к другому!
Литература:
- Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
- Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.46.
- Черегожкина Каталина. Новый год по-собачьи: Вечеринка с друзьями.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.65.
- Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - №5. – С.13.