Цели:
- Создать условия для формирования представления учащихся о лесе, как природном сообществе или экосистеме.
- Познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов и микроорганизмов в образовании лесной подстилки.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать ранее полученные знания через рассуждение и выражение собственных мыслей.
- Продолжить работу над развитием навыка понимания карты Кемеровской области.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
- Учебники «Природоведение» А.А. Плешакова, 4 класс.
- Контуры карт Кемеровской области.
- Образцы полезных ископаемых (каменный уголь, песчаник, глина, железная руда и т.д.).
- Карта Кемеровской области.
- Плакаты «Смешанный лес», «Ярусы леса», «Грибы».
- Тест «Земля кормилица».
- Карточки для индивидуальной работы «Состав почвы».
- Заготовки для игры «Крестики – нолики» и листы для составления цепей питания.
ХОД УРОКА
Курс программы А.А. Плешакова подразумевает, что при изучении природных сообществ (экосистем) материал дается с опорой на краеведение, поэтому данный урок подробно освещает природные ресурсы Кузбасса.
Предварительно класс делится учителем на четыре группы, в первую входят три ребенка, показывающие по этому предмету высокие знания, далее ей дается название «Метры». В следующие части подбираются равные по силе ученики.
I. Проверка домашнего задания
1. 3адание «Письмо». (Дается всему классу)
– Ребята, я вам прочитаю письмо Васи
Перепуткина. Вы внимательно слушаете и отмечаете
на своих листках (заранее приготовить) ошибки в
тексте. Выигрывает тот, кто назовет все ошибки и
правильно их объяснит.
«С трудом перевалив через самые высокие горы
Кемеровской области – Салаирский кряж, я
оказался на огромной плоской равнине –
Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми
лесами. Ни одной деревушки или города здесь не
встретишь. Только встречаются на моем пути
вековые дубы, высокие березы, бурные реки. А от
встреч с животными страшно становится: здесь и
кабаны, и лоси, и волки».
Примечания:
- Одной чертой отмечены ошибки.
- Салаирский кряж – самые низкие горы Кемеровской области;
- Кузнецкая котловина – холмистая равнина;
- На Кузнецкой котловине нет непроходимых лесов, лишь березово-осиновые колки (островки леса);
- Кузнецкая котловина – это самый густонаселенный район Кузбасса,где находятся большинство городов и сел;
- Дубы у нас не растут в естественных условиях;
- Бурных рек нет в Кузнецкой котловине;
- Кабаны у нас не водятся.
2. Вторая часть проверки домашнего задания проводится по группам
1-я гр. Работа с контурной картой Кемеровской области.
– Обозначить горные массивы и равнины Кузбасса.
Рисунок 1. Контурная карта Кемеровской области.
1. Западно-Сибирская равнина
2. Кузнецкая котловина
3. Салаирский кряж
4. Кузнецкий Алатау
5. Горная Шория
2-я гр. Заполнить таблицу «Состав почвы».
Вода, глина, песок, воздух, перегной, соли.
Рисунок 2. Состав почвы
3-я гр. Тест по теме «Почва».
1. Черноземные почвы преобладают…
- в тундре
- в степях
- в лесной зоне
- в пустыне
2. Плодородие почвы зависит от количества…
- песка
- глины
- перегноя
- солей
3. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
- вода
- камни
- воздух
- соли
4. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуются…
- песок
- глина
- перегной
- ил
5. В состав почвы входят…
- углекислый газ, известняк, воздух, вода
- вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
- поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
6. Один сантиметр почвы в природе образуется за…
- 100 – 150 лет
- 250 – 300 лет
- 5 – 10 лет
- 1 – 2 года
7. Для защиты почвы на полях необходимо…
- перепахивать, удобрять, уничтожать вредных животных и насекомых
- сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
- проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.
II. Новая тема
Пока три группы работают самостоятельно, учитель объясняет «Метрам» по опорным схемам новую тему. (Таблица 1.)
1. Рассказ учителя
Лес – природное сообщество. Его обитатели –
растения, животные, грибы, микробы живут
совместно, тесно связаны между собой.
В лесу есть этажи – ярусы.
1. Верхний ярус – деревья.
2. Средний – кусты.
3. Нижний – травы, мхи, лишайники.
Особую роль в жизни данного сообщества играет лесная
подстилка ( опавшие листья и другие отмершие
части растений), образуется на поверхности почвы,
помогает выжить зимующим в ней насекомым, служит
дополнительной защитой от холода. Под действием
живущих, в ней микробов она постепенно
перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Работу микробам облегчают насекомые и личинки,
которые в ней живут.
Преподаватель проверяет по вопросам, как сильные ученики усвоили новый материал.
Таблица 1.
ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО |
||
|
||
ЯРУСЫ |
||
Лесная подстилка – опавшие листья и другие
отмершие части растений. |
Преподаватель проверяет по вопросам, как сильные ученики усвоили новый материал.
2. Знакомство учащихся с новой темой
Затем лидеры расходятся каждый к своей
группе и при помощи опорных схем знакомят
остальных детей с новой темой урока.
Если учащиеся закончили данный вид работы, они
показывают знаком, что готовы к дальнейшему
сотрудничеству.
3. Первичная проверка знаний
Учитель проверяет при помощи фронтальной беседы, насколько детьми усвоена новая тема.
– Почему лес можно назвать природным
сообществом?
– На какие ярусы он делится?
– Что находится в лесу на верхнем слое почвы?
– Как подстилка постепенно превращается в
перегной?
– С чьей помощью этот процесс убыстряется?
4. Дополнительный рассказ учащихся. (Подготовка осуществляется заранее)
Кроме животных и растений в лесу обитает еще одна отдельная группа живых существ – грибы.
а) Нужны ли в лесу грибы? Как вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых, существ. Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
б) ...В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пойти вроет, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
в) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в
том, что нити грибницы срастаются с корнями
деревьев, кустарников, трав и помогают им
всасывать из почвы воду с растворенными в ней
солями. И вот что интересно: один из самых лучших
помощников растений – гриб-мухомор.
А еще грибы необходимы лесу потому, что ими
питаются многие животные: олени, лоси, белки,
сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми
ядовитыми для человека грибами животные лечатся.
Мухомор, например, служит лекарством для лосей.
Кроме того, грибы способствуют разложению
растительных остатков: пней, упавших стволов и
сучьев, отмершей листвы. Тем самым они
поддерживают круговорот веществ в лесу.
III. Физкультминутка
– Хорошо ли вы знаете дикие и культурные растения Кузбасса?
Учитель читает стихи. Дети внимательно слушают, если названное растение произрастает в Кемеровской области, то дети молчат, если не произрастает, то хлопают в ладоши.
Яблоня, груша, береза, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, мимоза,
Вишня, черешня, лимон, апельсин,
Липа, клен, баобаб, мандарин.
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.(Шутка)
IV. Самостоятельная работа по группам
– К сожалению, не все ученики хорошо осведомлены о растительном мире Кузбасса. Поэтому, предлагаю еще немного поработать над этим вопросом. Но сначала скажите, на какие ярусы можно разделить лес?
- Деревья
- Кусты
- Травянистые растения
– Именно так я и предлагаю назвать наши группы.
Далее за каждый удачный или верный ответ каждую группу можно поощрять жетоном в виде разноцветных, листьев растений.
1. Подготовить лесничего, который хорошо знает растительный мир Кемеровской области.
Работа с атласом Кемеровской области. Стр. 12–13.
В течение 2–3-х минут каждая группа готовит по атласу ученика, который может как можно больше назвать растений своего этажа.
- 1-я гр. Называет деревья лесной полосы. (Пихта, ель, сосна, кедр,береза, лиственница, тополь, осина, липа и т. д.).
- 2-я гр. Ищет кустарники. (Бузина, рябина, волчье лыко, смородина,крушина, ольха, боярышник и т. д.).
- 3-я гр. Находит травянистые растения леса родного края.
Итог задания подводится следующим образом:
подготовленный ученик выходит к доске и начинает
ответ словами: Я иду в лес, чтобы посмотреть,
как растут...
Далее на каждый шаг ребенок называет
запомнившееся растение, повтор не засчитывается.
Класс в это время следит, кто из претендентов
назовет больше названий.
2. Подготовить лесничего, который хорошо знает животный мир Кузбасса.
– Как разные животные леса поделили между собой этажи? (Работа с учебником. Стр.124–125.).
- 1-я гр. Запоминает животных, которые обитают на нижнем этаже.
- 2-я гр. Говорит о тех животных, которые живут в среднем ярусе.
- 3-я гр. Рассказывает о животных верхнего этажа.
Итог подводится аналогично, как и в предыдущем задании.
– Встретились ли нам претенденты, которые
обитают сразу на нескольких ярусах?
– Почему так случилось?
3. Составление цепей питания
– Весь лес – от верхушек деревьев до земли –
населен животными! Назовите лесных животных
нашего края, которые обитают на деревьях?
– Ведут наземную жизнь?
– Обитают в почве?
– Расскажите, что вы о них знаете? (Как они
передвигаются, чем питаются, как защищаются от
врагов, в чем видна приспособленность этих
животных к условиям жизни?)
Не забывайте, что к животным относятся не только
млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся,
земноводные, насекомые, пауки, черви и т.д.
– Что такое природное равновесие?
В лесу складывается природное равновесие. Вот
пример: живущие здесь мыши и полевки поедают
много плодов и семян деревьев. Потомство эти
зверьки приносят большое. Почему же они не
размножаются настолько, чтобы уничтожить все
будущие растения? А потому, что в лесу есть...
(лисицы, ласки, совы).
Составьте 2–3 цепи питания, которые складываются
в лесу нашего края. (Выполняется сообща на
формате альбомного листа). Проверка проводится
фронтально.
V. Домашнее задание
– Какие нарушения природного равновесия могут
произойти в лесу по вине человека?
– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было?
– Как в нашей области ведется работа по охране
окружающей среды? (Атлас Кемеровской области.
Стр. П.).
– Всего 19 видов растений и 18 видов животных
Кузбасса занесено в «Красную книгу Российской
Федерации». В нашем крае официально существуют 18
особо охраняемых природных территорий:
- Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»,
- Государственный природный Шорский национальный парк,
- 13 зоологических заказников,
- Особое лесничество « Поднебесные Зубья»,
- 2 памятника природы,
- Музей-заповедник «Томская Писаница».
Дома.
а) Подготовить рассказ о лесе, как о природном
сообществе по плану на стр. 128.
б) Составить «Красную книгу Кузбасса».
I вариант – животного мира;
II вариант – растительного мира.
VI. Итог занятия
Итог урока проводится в виде игры «Крестики – нолики».
– Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставите крестик (X), если не согласны – нолик (О).
- Самый верхний ярус в лесу образован деревьями.
- Средний ярус – это мхи и лишайники.
- Лесная подстилка вредит насекомым леса.
- Лес – это природное сообщество, т.к. животные, растения, микроорганизмы в нем живут сообща.
- Грибы необходимы в лесу, т.к. они помогают получать полезные вещества из почвы растениям, также ими лечатся животные.
Ключ.
1 2 3 4 5
X О О X X
VII. Рефлексия
- Оценить на специальном листочке свою работу.
- На другой стороне поставить оценку работы вашей группы.
- Посчитать жетоны в группе (если на этом основывалось поощрение).
VIII. Резервный материал
Заранее подготовленный рассказ учеников под руководством преподавателя.
А) Памятник природы «Липовый остров».
Памятник природы «Липовый остров» республиканского значения имеет площадь 11000 га, это участок неморальных реликтов, расположенный в бассейне реки Большой Теш. Основным объектом охраны является липа сибирская и более 20 видов трав, а также весь комплекс флоры и фауны уникального природного комплекса, сохранившегося с доледникового периода.
Б) Памятник природы «Черневая тайга».
Этот памятник природы находится в Таштагольском районе. Это эталонный, не нарушенный хозяйственной деятельностью человека участок коренной растительности Кузбасса, участок черневой тайги с многочисленными реликтами доледниковой флоры. Животный мир весьма разнообразен: маралы, лоси, бурые медведи, белки, соболи, рябчики, норки, глухари. Природоохранный режим установлен в 1978 году.