"Лес — природное сообщество". Открытый урок природоведения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для формирования представления учащихся о лесе, как природном сообществе или экосистеме.
  • Познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов и микроорганизмов в образовании лесной подстилки.
  • Развивать познавательную активность детей, умение использовать ранее полученные знания через рассуждение и выражение собственных мыслей.
  • Продолжить работу над развитием навыка понимания карты Кемеровской области.
  • Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Учебники «Природоведение» А.А. Плешакова, 4 класс.
  • Контуры карт Кемеровской области.
  • Образцы полезных ископаемых (каменный уголь, песчаник, глина, железная руда и т.д.).
  • Карта Кемеровской области.
  • Плакаты «Смешанный лес», «Ярусы леса», «Грибы».
  • Тест «Земля кормилица».
  • Карточки для индивидуальной работы «Состав почвы».
  • Заготовки для игры «Крестики – нолики» и листы для составления цепей питания.

ХОД УРОКА

Курс программы А.А. Плешакова подразумевает, что при изучении природных сообществ (экосистем) материал дается с опорой на краеведение, поэтому данный урок подробно освещает природные ресурсы Кузбасса.

Предварительно класс делится учителем на четыре группы, в первую входят три ребенка, показывающие по этому предмету высокие знания, далее ей дается название «Метры». В следующие части подбираются равные по силе ученики.

I. Проверка домашнего задания

1. 3адание «Письмо». (Дается всему классу)

Ребята, я вам прочитаю письмо Васи Перепуткина. Вы внимательно слушаете и отмечаете на своих листках (заранее приготовить) ошибки в тексте. Выигрывает тот, кто назовет все ошибки и правильно их объяснит.
«С трудом перевалив через самые высокие горы Кемеровской областиСалаирский кряж, я оказался на огромной плоской равнине – Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми лесами. Ни одной деревушки или города здесь не встретишь. Только встречаются на моем пути вековые дубы, высокие березы, бурные реки. А от встреч с животными страшно становится: здесь и кабаны, и лоси, и волки».

Примечания:

  • Одной чертой отмечены ошибки.
  • Салаирский кряж – самые низкие горы Кемеровской области;
  • Кузнецкая котловина – холмистая равнина;
  • На Кузнецкой котловине нет непроходимых лесов, лишь березово-осиновые колки (островки леса);
  • Кузнецкая котловина – это самый густонаселенный район Кузбасса,где находятся большинство городов и сел;
  • Дубы у нас не растут в естественных условиях;
  • Бурных рек нет в Кузнецкой котловине;
  • Кабаны у нас не водятся.

2. Вторая часть проверки домашнего задания проводится по группам

1-я гр. Работа с контурной картой Кемеровской области.

– Обозначить горные массивы и равнины Кузбасса.

Рисунок 1. Контурная карта Кемеровской области.

Рисунок 1. Контурная карта Кемеровской области.

1. Западно-Сибирская равнина
2. Кузнецкая котловина
3. Салаирский кряж
4. Кузнецкий Алатау
5. Горная Шория

2-я гр. Заполнить таблицу «Состав почвы».

 Вода, глина, песок, воздух, перегной, соли.

Рисунок 2. Состав почвы

Рисунок 2. Состав почвы

3-я гр. Тест по теме «Почва».

1. Черноземные почвы преобладают…

  • в тундре
  • в степях
  • в лесной зоне
  • в пустыне

2. Плодородие почвы зависит от количества…

  • песка
  • глины
  • перегноя
  • солей

3.  Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…

  • вода
  • камни
  • воздух
  • соли

4.  Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуются…

  • песок
  • глина
  • перегной
  • ил

5.  В состав почвы входят…

  • углекислый газ, известняк, воздух, вода
  • вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
  • поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

6.  Один сантиметр почвы  в природе образуется за…

  • 100 – 150 лет
  • 250 – 300 лет
  • 5 – 10 лет
  • 1 – 2 года

7.  Для защиты почвы на полях необходимо…

  • перепахивать, удобрять, уничтожать вредных животных и насекомых
  • сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
  • проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.

II. Новая тема

Пока три группы работают самостоятельно, учитель объясняет «Метрам» по опорным схемам новую тему. (Таблица 1.)

1. Рассказ учителя

Лес – природное сообщество. Его обитатели – растения, животные, грибы, микробы живут совместно, тесно связаны между собой.
В лесу есть этажи – ярусы.
1.  Верхний ярус – деревья.
2.  Средний – кусты.
3.  Нижний – травы, мхи, лишайники.
Особую роль в жизни данного сообщества играет лесная подстилка ( опавшие листья и другие отмершие части растений), образуется на поверхности почвы, помогает выжить зимующим в ней насекомым, служит дополнительной защитой от холода. Под действием живущих, в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Работу микробам облегчают насекомые и личинки, которые в ней живут.

Преподаватель проверяет по вопросам, как сильные ученики усвоили новый материал.

Таблица 1.

ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

Растения –
Животные –
Микроорганизмы –
Грибы –
 ТЕСНО СВЯЗАНЫ  МЕЖДУ СОБОЙ

ЯРУСЫ

  • Деревья.
  • Кусты.
  • Травы.

Лесная подстилка – опавшие листья и другие отмершие части растений.
Под действием микроорганизмов, насекомых и личинок превращается в перегной.

Преподаватель проверяет по вопросам, как сильные ученики усвоили новый материал.

2. Знакомство учащихся с новой темой

Затем лидеры расходятся каждый к своей группе и при помощи опорных схем знакомят остальных детей с новой темой урока.
Если учащиеся закончили данный вид работы, они показывают знаком, что готовы к дальнейшему сотрудничеству.

3. Первичная проверка знаний

Учитель проверяет при помощи фронтальной беседы, насколько детьми усвоена новая тема.

– Почему лес можно назвать природным сообществом?
– На какие ярусы он делится?
–  Что находится в лесу на верхнем слое почвы?
– Как подстилка постепенно превращается в перегной?
– С чьей помощью этот процесс убыстряется?

4. Дополнительный рассказ учащихся. (Подготовка осуществляется заранее)

Кроме животных и растений в лесу обитает еще одна отдельная группа живых существ – грибы.

а) Нужны ли в лесу грибы? Как вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых, существ. Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

б)  ...В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И ученые заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пойти вроет, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

в) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.
А еще грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

III. Физкультминутка

– Хорошо ли вы знаете дикие и культурные растения Кузбасса?

Учитель читает стихи. Дети внимательно слушают, если названное растение произрастает в Кемеровской области, то дети молчат, если не произрастает, то хлопают в ладоши.

Яблоня, груша, береза, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, мимоза,
Вишня, черешня, лимон, апельсин,
Липа, клен, баобаб, мандарин.
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.(Шутка)

IV. Самостоятельная работа по группам

– К сожалению, не все ученики хорошо осведомлены о растительном мире Кузбасса. Поэтому, предлагаю еще немного поработать над этим вопросом. Но сначала скажите, на какие ярусы можно разделить лес?

  • Деревья
  • Кусты
  • Травянистые растения

– Именно так я и предлагаю назвать наши группы.

Далее за каждый удачный или верный ответ каждую группу можно поощрять жетоном в виде разноцветных, листьев растений.

1. Подготовить лесничего, который хорошо знает растительный мир Кемеровской области.

Работа с атласом Кемеровской области. Стр. 12–13.

В течение 2–3-х минут каждая группа готовит по атласу ученика, который может как можно больше назвать растений своего этажа.

  • 1-я гр. Называет деревья лесной полосы. (Пихта, ель, сосна, кедр,береза, лиственница, тополь, осина, липа и т. д.).
  • 2-я гр. Ищет кустарники. (Бузина, рябина, волчье лыко, смородина,крушина, ольха, боярышник и т. д.).
  • 3-я гр. Находит травянистые растения леса родного края.

Итог задания подводится следующим образом: подготовленный ученик выходит к доске и начинает ответ словами: Я иду в лес, чтобы посмотреть, как растут...
Далее на каждый шаг ребенок называет запомнившееся растение, повтор не засчитывается. Класс в это время следит, кто из претендентов назовет больше названий.

2. Подготовить лесничего, который хорошо знает животный мир Кузбасса.

– Как разные животные леса поделили между собой этажи? (Работа с учебником. Стр.124–125.).

  • 1-я гр. Запоминает животных, которые обитают на нижнем этаже.
  • 2-я гр. Говорит о тех животных, которые живут в среднем ярусе.
  • 3-я гр. Рассказывает о животных верхнего этажа.

Итог подводится аналогично, как и в предыдущем задании.

– Встретились ли нам претенденты, которые обитают сразу на нескольких ярусах?
– Почему так случилось?

3. Составление цепей питания

– Весь лес – от верхушек деревьев до земли – населен животными! Назовите лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях?
– Ведут наземную жизнь?
– Обитают в почве?
– Расскажите, что вы о них знаете? (Как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов, в чем видна приспособленность этих животных к условиям жизни?)
Не забывайте, что к животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, черви и т.д.
– Что такое природное равновесие?
В лесу складывается природное равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу есть... (лисицы, ласки, совы).
Составьте 2–3 цепи питания, которые складываются в лесу нашего края. (Выполняется сообща на формате альбомного листа). Проверка проводится фронтально.

V. Домашнее задание

– Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека?
– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было?
– Как в нашей области ведется работа по охране окружающей среды? (Атлас Кемеровской области. Стр. П.).
– Всего 19 видов растений и 18 видов животных Кузбасса занесено в «Красную книгу Российской Федерации». В нашем крае официально существуют 18 особо охраняемых природных территорий:

  • Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»,
  • Государственный природный Шорский национальный парк,
  • 13 зоологических заказников,
  • Особое лесничество « Поднебесные Зубья»,
  • 2 памятника природы,
  • Музей-заповедник «Томская Писаница».

Дома.
а) Подготовить рассказ о лесе, как о природном сообществе по плану на стр. 128.
б) Составить «Красную книгу Кузбасса».
I вариант – животного мира;
II вариант – растительного мира.

VI. Итог занятия

Итог урока проводится в виде игры «Крестики – нолики».

– Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставите крестик (X), если не согласны – нолик (О).

  • Самый верхний ярус в лесу образован деревьями.
  • Средний ярус – это мхи и лишайники.
  • Лесная подстилка вредит насекомым леса.
  • Лес – это природное сообщество, т.к. животные, растения, микроорганизмы в нем живут сообща.
  • Грибы необходимы в лесу, т.к. они помогают получать полезные вещества из почвы растениям, также ими лечатся животные.

Ключ.
1    2   3   4   5
X  О   О   X  X

VII. Рефлексия

  • Оценить на специальном листочке свою работу.
  • На другой стороне поставить оценку работы вашей группы.
  • Посчитать жетоны в группе (если на этом основывалось поощрение).

VIII. Резервный материал

Заранее подготовленный рассказ учеников под руководством преподавателя.

А) Памятник природы «Липовый остров».

Памятник природы «Липовый остров» республиканского зна­чения имеет площадь 11000 га, это участок неморальных реликтов, расположенный в бассейне реки Большой Теш. Основным объектом охраны является липа сибирская и более 20 видов трав, а также весь комплекс флоры и фауны уникального природного комплекса, сохранившегося с доледникового периода.

Б) Памятник природы «Черневая тайга».

Этот памятник природы находится в Таштагольском районе. Это эталонный, не нарушенный хозяйственной деятельностью человека участок коренной растительности Кузбасса, участок черневой тайги с многочисленными реликтами доледниковой флоры. Животный мир весьма разнообразен: маралы, лоси, бурые медведи, белки, соболи, рябчики, норки, глухари. Природоохранный режим установлен в 1978 году.