Цель: повторить отличительные признаки птиц, дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц, расширить знания о питании птиц, проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
Оборудование: Информационно-коммуникационные технологии, чучела птиц
Ход урока
1.Орг. момент.
Слайд № 1, №2
Слово учителя:
- Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о птицах.
- Как отличают птиц от других животных?
- Можно ли назвать всех летающих животных птицами?
- А плавают ли птицы.
- Бывают ли нелетающие птицы?
Слайд № 3
Не все животные, которые летают, - птицы. И не все птицы умеют летать (например, пингвины летать не могут). Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их ещё называют пернатыми. Второй особенностью внешнего строения птиц является наличие двух ног и пары крыльев.
2. Как вы думаете, зачем птицам перья?
Слайд № 4, №5, № 6, № 7, № 8
Скажите, а почему в народе говорят – как с гуся вода?
Почему речь о гусе, а не о курице? (Потому что гуси , как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не промокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают. Не зря в народе говорят: мокрая как курица.)
3. Работа с учебником.
Удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они отличаются?
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. ИГРА “НЕ ОШИБИСЬ”.
Учитель перечисляет названия животных, дети хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.
5. Работа над новым материалом
- Продолжим работу по теме урока. Скажите, ребята, а чем питаются птицы?
Слайд № 9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16
6. Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц вы знаете?
(Жаворонок полевой, жаворонок лесной, садовая славка, певчий дрозд, иволга)
7. Закрепление нового материала.
Ответьте на вопросы.
Тест. Слайд № 17
8. Итог урока. Домашнее задание: прочитать в хрестоматии страницы 94-96 рассказы “Кормит ли песня соловья?”, “Что на обед у кукушки?”