Пояснительная записка
Элективный курс с самого начала должен развивать творческий потенциал одаренных учащихся, готовить их к успешному участию в олимпиадах. Особое внимание уделяется своевременному началу научной и теоретической подготовки, курс имеет практическую направленность, носит развивающий характер, способствует развитию познавательной самостоятельности, творчества и исследовательских навыков.
Основное содержание курса составляют сведения о закономерностях протекания реакций, интеграция знаний по органической и неорганической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования единой химической картины мира.
Этот курс носит высокий теоретический и практический уровень.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- законы природы объективны и познаваемы; наука и практика взаимосвязаны.
Курс предусматривает использование логических
операций мышления: анализа и синтеза, сравнения и
аналогии, систематизации и обобщения.
Все это должно способствовать успешной
деятельности учащихся в предметных олимпиадах.
Курс предполагает преодоление боязни учащихся
рассуждать, выдвигать идеи и отстаивать их.
Требования к результатам усвоения учебного материала по данному курсу
Учащиеся должны знать:
- основные сведения об эквиваленте (эквивалентное число, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента, закон эквивалентов);
- факторы, определяющие скорость химической реакции и состояние химического равновесия, понятие энергетического барьера и энергии активации;
- теорию строения комплексных соединений, константу устойчивости (нестойкости) комплексных соединений; номенклатуру комплексных соединений;
- виды радиоактивного распада;
- константу диссоциации, водородный показатель, сущность гидролиза солей;
- способы выражения концентрации растворов;
- классификацию окислительно-восстановительных реакций, методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций;
- понятие о химических источниках тока, электролизе растворов и расплавов солей.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять эквиваленты элементов в соединениях, простых и сложных веществ, применять закон эквивалентов при решении расчетных задач;
- уметь решать расчетные задачи на расчет скорости реакции через закон действия масс, энергию активации, правило Вант-Гоффа;
- уметь называть комплексные соединения, составлять уравнения диссоциации комплексных соединений, определять константу нестойкости комплексных соединений, определять возможность диссоциации комплексного соединения (иона) по изменению энергии Гиббса процесса диссоциации;
- вычислять массовую долю растворенного вещества (в%), молярную, моляльную, массовую, нормальную концентрации и титр раствора; выполнять расчеты, связанные с переводом концентраций;
- уметь составлять уравнения реакций, описывающих ядерные превращения;
- вычислять константу диссоциации, рН среды, составлять уравнения реакций обратимого, необратимого, ступенчатого гидролиза солей;
- давать классификацию окислительно-восстановительным реакциям, пользоваться методом электронного баланса и методом полуреакций для составления уравнений ОВР как с участием неорганических, так и органических веществ;
- составлять схемы гальванических элементов;
- составлять уравнения электролиза растворов и расплавов соединений на инертных электродах (растворимом аноде).
Содержание курса
Тема 1. Вещество
1. Эквивалент и эквивалентная масса. Закон
эквивалентов.
2, 3. Практикум по решению задач с использованием
закона эквивалентов.
4, 5. Смеси веществ. Практикум по решению задач на
нахождение массовой, объемной, мольной доли
компонентов смеси.
Тема 2. Строение атома
6, 7. Ядерные реакции. Радиоактивные элементы и их распад. Практикум по составлению уравнений ядерных реакций.
Тема 3. Строение вещества
8. Комплексообразование. Понятие о комплексных
соединениях. Основы координационной теории
строения комплексных соединений А. Вернера.
9, 10. Практикум по вопросам номенклатуры,
классификации и устойчивости коммплексных
соединений.
Тема 4. Химические реакции
11. Энтропия. Энтальпия. Энергия Гиббса.
12, 13. Практикум по решению задач на основе закона
Гесса и следст вий, вытекающих из него.
14, 15. Практикум по решению задач по теме:
«Скорость химической реакции. Энергия
активации».
16, 17. Практикум по решению задач по теме
«Химическое равновесие. Константа химического
равновесия».
Тема 5. Растворы
18, 19. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества (в%),
молярная, моляльная, массовая, нормальная
концентрации. Титр раствора.
20, 21. Практикум по решению задач.
22, 23. Константа диссоциации. Водородный
показатель. Практикум по решению задач на
определение рН растворов.
24, 25. Гидролиз как обменный процесс. Практикум по
написанию уравнений обратимого, необратимого,
ступенчатого гидролиза.
Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы
26, 27. Классификация ОВР. Методы составления ОВР.
Метод элект ронного баланса. Ионно-электронный
баланс или метод полуреакций.
28. Составление ОВР с участием органических
веществ.
29, 30. Практикум по составлению уравнений ОВР.
31, 32. Химические источники тока. Практикум по
составлению схем гальванических элементов.
33, 34. Практикум по составлению уравнений
электролиза расплавов и водных растворов
электролитов с инертными и растворимыми
электродами.
Тематическое планирование
№ темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1. Вещество | 5 |
2 |
3 |
2. Строение атома | 2 |
1 |
1 |
3. Строение вещества | 3 |
1 |
2 |
4. Химические реакции | 7 |
2 |
5 |
5. Растворы | 8 |
4 |
4 |
6. ОВР. ЭХ процессы | 9 |
4 |
5 |
Итого | 34 |
14 |
20 |
Список литературы:
1. «Методический сборник по химии для студентов
химических специальностей», Белгород, 1970.
2. «Сборник задач и упражнений по общей химии» Л.
М. Романцевой, З.Л. Лещинской, В. А. Сухановой,
Москва, «Высшая школа», 1991.
3. Г. П. Хомченко, И. К. Цитович «Неорганическая
химия», Москва, «ВШ», 1978.
4. Н. С. Ахметов «Общая и неорганическая химия»,
Москва, «ВШ», 2001.
5. «Всероссийская химическая олимпиада
школьников», книга для учителя под ред. к. х. н,
проф. Г. В. Лисичкина, Москва, «Просвещение», 1996.