Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома профессионального выгорания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • создание условий способствующих профилактике СЭВ.
  • когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  • развивающий компонент: развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  • формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;
  • диагностический компонент: на протяжении всего занятия для прогнозирования дальнейшей работы с данной группой, т. к. неизвестна мотивационная готовность участников к данному виду работы.

Ход занятия

1. Упражнение-энергизатор.

- Здравствуйте. Мы, Дьякова Татьяна и Речкалова Ольга, рады вас всех видеть. Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня мы предлагаем поиграть в следующую игру.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.

2. Знакомство.

Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя и слово, отражающее ваше настроение или состояние (Ольга - веселая).

Игра «Карусель». Расчитайтесь на яблоко, груша. Груши на месте, яблоки шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу.

По нашему хлопку вы начинаете со стоящим напротив обсуждение заявленной нами темы, затем начинаете двигаться в противоположном направлении.

  1. Где я родился?;
  2. Как я оказался на Севере;
  3. Лето я провожу…;
  4. Что я люблю.

3. Постановка целей и задач, принятие правил.

Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаем в процессе общения придерживаться таких правил:

  • правило поднятой руки;
  • быть активным;
  • придерживаться временных рамок;
  • право ведущего;
  • правило обратной связи.

Наш сегодняшний семинар посвящен теме «Работа с педагогическими затруднениями», многие из вас заполняли анкеты. Их анализ мы попросим сделать Татьяну.

4. Анализ анкет.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году.

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов, менеджеров всех уровней.

5. Дискуссия (мозговой штурм).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению СЭВ?

Резюме:

Итак, выделяют следующие факторы:

  • личностные;
  • организаторские;
  • социальные.

6. Работа в группах.

Мы предлагаем вам разделиться на группы (Приложение 1) и попытаться ответить на этот вопрос: Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ?

Для работы используйте ватман, маркеры.

7. Представление результата группами.

Ведущие резюмируют подводят итоги работы.

Итак: все то, что вы назвали, можно разделить на четыре группы ресурсов.

И не секрет, что если что-то преобладает или отсутствует, то мы получаем дисбаланс, следовательно не можем полноценно восстановиться и становимся более подвержены СЭВ.

Близкие значимые люди (семья). Работа
Интересы, увлечения, хобби. Друзья

8. Методика «Щит».

Предлагаем вам, взять листок бумаги, разделить его на 4 части (показать как).

В правом верхнем углу напишите свое имя. В 1 части «я сегодня», во 2- «я горжусь», в 3 – «мои желания», 4 – «мои увлечения».

Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче, крупнее.

Работа на листах.

Я сегодня Я горжусь
Мои желания Мои увлечения

Анализ.

Прикрепите на доску. Есть ли похожая на вашу работа?

Давайте посмотрим на то, как вы изобразили себя сегодня; на то, чем вы гордитесь;, на ваши желания; увлечения.

Похлопаем друг другу.

9. Упражнение «Главное-второстепенное».

Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны: на первом месте самое важное, и.т.д.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

Сравните два полученных списка.

Изменились ли эти списки? Как они изменились, кто хочет высказаться?

10. Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было знакомство с СЭВ, причинами его возникновения и сторонами защиты от него (ресурсы).

Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии, желаниях, значимости для вас.

Раздача флайеров «Упражнения для саморегуляции психического здоровья». (Приложение 2)

Список используемой литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.
  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1989 г.
  3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.
  4. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.
  5. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.