Проблема интегрированного обучения сегодня широко обсуждается педагогическим сообществом. Что считать интеграцией, а что отражением межпредметных связей, на базе каких предметов целесообразнее осуществлять интеграцию? Но ни у кого не вызывает сомнения, что интегрированное обучение позволяет сформировать у школьников целостную картину мира, помочь увидеть им разнообразные причинно-следственные связи между явлениями и объектами и научить их видеть один и тот же предмет с разных сторон. Традиционная школа констатирует, что хорошие основания для осуществления интеграции дает сочетание многих предметов с окружающим миром [2]. Не подвергая сомнению данное утверждение, замечу, что не меньшими возможностями обладает сочетание дисциплин начальной школы с информатикой и информационными технологиями, например на базе образовательной системы «Школа 2100». Согласно концепции курса, предложенного коллективом автором под руководством А.В. Горячева [1], целевыми умениями здесь являются умения сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические, причинно-следственные связи. Являясь общими учебными умениями, они дают хорошее основание для интеграции обучения в начальной школе на базе информатики.
Четырехлетний опыт работы в начальной школе позволил сформулировать перечень названий блоков некоторых предметов начальной школы, которые могут быть использованы для реализации межпредметных связей с указанными блоками курса информатики начальной школы (Таблица 1). Осуществление межпредметных связей на базе информатики позволяет обогатить многие дидактические принципы. В частности, принцип наглядности. Обогатить этот принцип позволяет еще более очевидная возможность интеграции предметов начальной школы с информационными технологиями. Как показывает практика, ученики начальной школы довольно успешно могут разрабатывать небольшие проекты на заданные темы в среде Power Point. (Приложение 2)
Таблица 1 – Блоки реализации межпредметных связей
Тематические блоки курса информатики |
Математика |
Окружающий мир |
Русский язык |
Чтение |
ИЗО/ Труд |
Состав и действия объектов (над объектами) | Арифметические действия над числами. | Неживая природа. Живая природа. | Состав слова. Состав предложения. | Герои сказок, стихов, басен. Загадки. | Сбор природного материала и изготовление поделок. |
Множества | Числовые множества. | Деление живой и неживой природы. | Части речи | Литературные жанры. Герои произведений. | Оформление гербария. Предметы труда. |
Логика | Геометрические фигуры | Природные зоны | Частица НЕ | Понятия истины и лжи в литературных произведениях | Графика |
Алгоритм | Алгоритмы решения задач | Наблюдение за погодой. | Правила русского языка | Составление плана. | Алгоритмы изготовления поделок. Цветоведение |
Кодирование | Понятие числа и цифры. Системы счисления. | Наблюдение погодой. | Понятие звука и буквы | Шифрование загадок и пословиц. | Рисование по цифрам |
Симметрия | Оси симметрии геометрических фигур. | Симметрия в живой природе. | Буквы русского алфавита. Слова-палиндромы. | Орнаменты. Симметрич-ные поделки из природного материала. | |
Графы | Понятие умножения. | Составление родословных. | Правописание приставок и предлогов | Родословные библейских героев. | Изображение деревьев из природного материала. |
В качестве примера приведу урок с использованием межпредметных связей по теме «Множества». Справедливости ради хочу отметить, что являюсь горячей поклонницей курса информатики «Информатика в играх и задачах» образовательной системы «Школа 2100», но именно желание использовать межпредметные связи более широко, привело к необходимости искать свои решения.
2 класс. Урок информатики
Тема: Множества. Элементы множества.
Задачи:
- познакомить с понятием множество;
- научить выделять ведущие признаки элементов множества и формулировать название множества;
- научить определять принадлежность элемента подмножеству и множеству;
- учить наблюдать, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Межпредметная связь с уроками
окружающего мира, математики, русского языка
выражается в подборе плакатов с понятиями из
этих предметных областей.
На доске – плакаты с группами предметов и
объектов живой и неживой природы без подписей
названий групп:
- транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный, пассажирский;
- животные, звери, птицы, насекомые, рыбы;
- одежда, верхняя одежда, домашняя одежда, мужская одежд, женская одежда;
- геометрические фигуры – плоские , объемные;
- буквы русского алфавита, буквы, обозначающие согласные звуки, буквы обозначающие гласные звуки.
Группы предметов могут быть другими, важно,
чтобы это были уже знакомые ученикам понятия.
Возможность опереться на уже привычное и
понятное вдохновляет учеников младших классов.
– Посмотрите внимательно на доску. Почему эти
предметы объединены в группы?
– Что у них общего?
– Мы можем дать им общее название?
Перечислить и обсудить все возможные названия.
III. Сообщение темы и цели урока
– Межпредметная связь с уроками окружающего мира, математики, русского языка. выражается в подборе примеров с понятиями из этих предметных областей (Приложение 1).
IV. Объяснение нового материала
– Здесь изображены все предметы данных
множеств (транспорт, животные, буквы,
геометрические фигуры)?
– Нет их гораздо больше.
Множество – это группа предметов (или живых
существ) с общим названием и собранных вместе по
какому-либо признаку.
Множество состоит из элементов. Например,
элементами множества птиц являются
элементы: воробей, ворона, ласточка и т.д.
– Как вы думаете, может ли множество состоять из
одного элемента, или не иметь их вовсе? Выслушать
и обсудить все мнения и сделать вывод.
– Да. Множество может состоять как из большого
количества элементов, так и из одного элемента
(одна голова у человека), или быть нулевым
(множество хвостов у человека).
Дети должны уметь задавать множество
элементов.
Чтобы задать множество, можно перечислить все
его элементы. Например: множество цифр можно
задать, перечислив 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Множество
времен года можно задать, перечислив лето, зима,
весна, осень. Множество учеников второго класса
нашей школы : Илья, Ксюша, Алеша, Влад Б., Влад Г.,
Соня, Костя, Карина, Маша, Кирилл С, Макс, Артур,
Юля, Вика, Кирилл В.
А как быть, если мы захотим задать множество всех учеников школы? Тут мы столкнемся с трудностью при попытке перечислить всех учеников. Нам придет на помощь второй способ задания множества. Чтобы задать множество, можно указать общее свойство его элементов (например, название, цвет, форму…) – ведущий признак. Таким образом, задать множество учеников нашей школы можно, указав название школы: множество учеников школы «Новый путь». Все прочие ученики города к нашему множеству отношения не имеют.
V. Групповая работа
Разделить детей по вариантам. Дать задание поставить слева от названия множества цифру, соответствующую его элементам:
1 вариант
№ |
Множество |
№ |
Элемент |
1 | Буквы русского алфавита | 1 | 11, 12, 13, 14, 15 |
2 | Цифры | 2 | Даша, Ира, Катя |
3 | Дни недели | 3 | яблоко, груша, лимон |
4 | Имена | 4 | А, Б, В, Г, Д, |
5 | Фрукты | 5 | огурец, помидор, лук |
6 | Растения | 6 | дуб, роза, груша, лук |
7 | Двузначные числа | 7 | 0, 1, 4, 6, 8, 3 |
8 | Однозначные числа | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5 |
9 | Овощи | 9 | среда, суббота, вторник |
2 вариант
№ |
Множество |
№ |
Элемент |
1 | Животные | 1 | 11, 12, 13, 14, 15 |
2 | Времена года | 2 | яблоко, груша, лимон |
3 | Имена | 3 | ворона, лиса, акула, |
4 | Фрукты | 4 | огурец, помидор, лук |
5 | Растения | 5 | +, –, <, > |
6 | Двузначные числа | 6 | Саша, Паша, Даша |
7 | Цифры | 7 | 0, 1, 2, 3, 4, 5 |
8 | Овощи | 8 | зима, весна, лето |
9 | Звери | 9 | дуб, роза, груша, лук |
10 | Знаки | 10 | кот, собака, волк, заяц |
- Оценить несколько работ. Сделать вывод о том, что понятие множества используется детьми уже давно при изучении разных дисциплин и в жизни.
- Далее предложить детям выполнение зданий 1–10 из рабочей тетради [1], или из приложения А. Оценить несколько работ.
- Провести игру «Пирамида множеств» [1]. Учитель предлагает детям назвать множества, в которых 0, 1, 2, и т.д. элементов.
Межпредметные связи. Можно усложнить задание и предложить называть множества в рамках какой-то темы, или какого-то предмета. Например:
Количество элементов | Название множества. |
Название множества |
0 |
Океанов в крае | |
1 |
Горный массив (Кавказ) | |
2 |
Моря (Черное, Азовское) | |
3 |
Горные вершины (Фишт, Чугуш, Цахвоа) | |
4 |
Соседи края (Ростовская область, Ставропольский край, Карачаево-Черкессия, Грузия) | |
5 |
Лиманы (Ахтанизовский, Ейский, Кирпильский, Бейсугский, Кизилташский) | |
6 |
Отрасли растениеводства в крае (полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, цветоводство, лесоводство) |
Побеждает тот, то пройдет до большего количества элементов, не прерывая цепь.
4. В качестве альтернативы можно провести игру «Назови одним словом».
- морковь, огурец, картофель, капуста – это …
- Волга, Енисей, Обь – это …
- яблоко, груша, банан, персик – это …
- муравей, пчела, кузнечик, муха – это …
- голубь, курица, пингвин, страус – это …
- курица, утка, гусь, индюк – это …
- Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи – это …
- Европа, Азия, Америка – это …
- Тихий, Атлантический, Индийский – это …
- сельдь, окунь, карась, треска – это …
- акула, камбала, сельдь, треска – это …
- щука, окунь, сом, карась – это …
- жираф, корова, кот, медведь – это …
- роза, ромашка, гвоздика, астра – это…
- Ш. Перро, Г. Андерсен, А. Линдгрен – это …
- корова, коза, свинья, овца – это …
- медведь, лиса, волк, заяц – это …
- муравей, голубь, жираф, корова – это …
- стол, стул, шкаф – это …
- ручка, карандаш, тетрадь, ластик – это …
- Ира, Инна, Оля, Галя – это …
- Макс, Влад, Кирилл, Костя – это …
- письмо, математика, информатика – это …
- пальто, куртка, плащ, шуба – это …
- хоккей, футбол, гимнастика, теннис – это …
- зима, весна, лето, осень – это …
- понедельник, вторник, среда, четверг – это …
- теннис, футбол, хоккей – это …
- Земля, Марс, Юпитер – это …
- А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев – это …
Формулировки элементов множеств позволяют укрепить межпредметные связи при изучении темы «Множество».
VI. Подвести итог и пояснить домашнее задание (1–8):
1. Вычеркните лишнее в каждой строке:
- кот, собака, аист, медведь, лиса;
- корова, коза, баран, свинья, заяц;
- щука, карась, окунь, пчела, судак;
- весна, лето, январь, осень;
- *смородина, малина, сирень, шиповник, ромашка;
2. Дайте название множеству:
- ручка, тетрадь, книга, карандаш;
- Армавир, Сочи, Майкоп, Анапа, Краснодар;
- майка, трусы, рубашка, юбка, брюки;
- дуб, сирень, ромашка, лук, яблоко;
- пчела, карась, медведь, ворона, корова4
- корова, волка, лиса, коза, медведь;
- Таня, Маша, Вика, Соня, Даша;
- Петя, Вася, Федя, Ваня;
- Маша, Вика, Вася, Федя, Петя, Соня, Даша;
- север, юг, запад, восток;
3. По первому элементу образуйте разные множества, нужные элементы выберите из словаря, дайте название множествам:
береза, _________________________________ –
береза, _________________________________ –
береза, _________________________________ –
Словарь: липа, клен, дуб, тополь, ель, сосна, сирень, роза, малина.
4. Выдели из данного множества два других множества: А, Б, 1, С, 3, 4, Т, 6, Д. Элементы этих множеств подчеркни карандашами разного цвета.
5. Из данного множества вычеркни лишний элемент, который мешает дать название оставшемуся множеству: молоток, пила, отвертка, карандаш.
6. Сравни множества по количеству элементов (впиши нужный знак (<, >)):
времена года______ дни недели;
цифры _______ буквы;
транспорт ________морской транспорт.
7. Исключи лишнее понятие. Объясни свой выбор.
- муравей, оса, бабочка, паук;
- жираф, медведь, лошадь, крокодил;
- курица, ворона, голубь, летучая мышь;
- корова, коза, овца, лиса;
- сельдь, щука, карась. окунь;
- огурец, картофель, капуста, арбуз;
- Лондон, Париж, Москва, Волга;
- Гренландия, Мадагаскар, Ява, Австралия;
- монитор, клавиатура, принтер, холодильник;
- Земля, Марс, Юпитер, Солнце.
8. Приведите несколько примеров элементов множества, которое является пересечением первых двух множеств.
Первое множество |
Второе множество |
Элементы множества пересечения |
Писатели | Поэты | |
Имена прилагательные | Слова с удвоенными согласными | |
Животные | Летающие предметы (объекты) | |
Знаки (буквы) английского алфавита | Знаки (буквы) русского алфавита | |
Фрукты | Предметы красного цвета | |
Числа больше пятидесяти, но меньше семидесяти | Числа больше шестидесяти, но меньше ста |
Список литературы
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 1– 4 класс. Методические рекомендации для учителя.–М.: «Баласс», 2002.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК.–Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 23. – 123.