Урок психологии в 11-м классе по теме "Эмоциональная депривация"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема: «Эмоциональная депривация»

Цели:

  • содействовать усвоению учащимися психологических понятий: депривация психическая, эмоциональная, сенсорная;
  • продолжать работу с учащимися над умением снимать с себя эмоциональ­ное напряжение, сохранять положительное мнение о самом себе даже в си­туации стресса;
  • способствовать созданию в группе атмосферы, способствующей самопро­явлению, активности и искренности.

Оборудование:

  • музыкальный фон;
  • карточки с заданиями;
  • таблица «Тональность настроений»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настрой на урок

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Упражнение.

«Сядем удобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Представьте себе своё сегодняшнее настроение, с которым вы пришли на занятие. Какого оно цвета?». При помощи сравнения учащиеся говорят, на какое время года, погоду, природное явление похоже их настроение. (Опрос по кругу).

II. Опрос домашнего задания

– О чём мы с вами говорили на прошлом занятии?

1. Что такое стресс?
Стресс — это неспецифический компонент адап­тации, благодаря которому мобилизуются энергетические и пластиче­ские ресурсы организма. Это – любое более или менее выраженное на­пряжение организма. Весь комплекс физиологических реакций, проте­кающих по фазам, Селье и назвал «стрессом» или «общим адаптацион­ным синдромом».

2. Кто является основателем теории стресса?
Термин «стресс» (от англ.Stress  – давление, напряжение) был предложен канадским физиологом Гансом Селье. В 1936 г. Селье опубликовал ре­зультаты своих исследований, где им было обнаружено, что при воздей­ствии на организм разнообразных агентов (он назвал их стрессорами) в организме возникает стереотипная физиологическая реакция.

3. Каковы основные признаки стресса?
Учащение пульса, увеличение артериального давления, повышение в крови кортикостероидов — гормонов коры надпочечников.

4. Что может вызвать стресс?
Мышечная нагрузка, холод, тревога, семейный конфликт, неприятные высказывания кого-либо.
Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.

5. Каково влияние стресса на организм человека?
Любой раздражитель — стрессор, физический или психологический, все­гда строго специфичен для организма, так как имеет определенное значение, и одновременно несёт общее требование — приспособиться к новым услови­ям. Это заставляет организм адаптироваться к возникшей ситуации.
В экстремальных условиях и при воздействии повреждающих факторов, в организме возникают неспецифические стандартные ответы более широ­кого диапазона: изъявление желудочно-кишечного тракта, трофические расстройства, повышение активности коркового слоя надпочечников, изменение состава лейкоцитов, повышение свертываемости крови, перестройка защитных и иммунных сил организма.

6. Профилактика стресса?
Профилактика должна быть направлена на выявление источников стресса — стресс-факторов, на пропаганду и обучение здоровому образу жизни (о том, как питаться, распределять свое время, бросить курить, обучение приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга).

III. Установка на восприятие темы

В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное со­стояние, распознавать чувства других, так как это источник благополуч­ного общения, толерантности, взаимности.
Эмоции – это выражение нашего отношения к происходящему вокруг или внутри нас.

IV. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы с вами поговорим об эмоционально-чувственной сфере лич­ности; продолжим работу над навыками рефлексии; вспомним об эмоциях и их влиянии на здоровье и жизнь человека; познакомимся с новыми психиче­скими терминами – депривация психическая, эмоциональная, сенсорная (Приложение 1).

V. Формирование новых понятий

– Какие эмоции мы с вами знаем? Чем отличаются эмоции от чувств? Ка­кое значение имеют в нашей жизни эмоции и чувства? (Ответы учащихся).
Эмоции – класс психологических состояний, представляющих собой приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренние пе­реживания. Это – настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы.
Сам термин депривация означает – лишение человека каких-либо усло­вий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения его основных жизненных потребностей.
Депривация психическая (от лат.deprivatio – потеря, лишение чего-либо) – психическое состояние страдания, которое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных по­требностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмо­циональная, коммуникативная формы депривации. Характеризуется вы­раженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии (нарушение эмоциональных контактов, задержка в развитии речи, освое­нии социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта).
Эмоциональные (аффективные) расстройства – расстройства, вызван­ные нарушениями нормальной эмоциональной жизни человека. Наиболее часто встречающиеся из них – непредсказуемые изменения настроения, мания, депрессия.
Сенсорная депривация проявляется в том, что организм человека надолго лишается стимулов, необходимых для нормальной активности и поддержа­ния работоспособности органов чувств на должном уровне.
На занятиях по психологии вы учились различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным со­стоянием. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы научились понимать, распо­знавать и проявлять эмоции и чувства.

VI. Упражнения

Упражнение «Ассоциации»

Учащийся жестами, мимикой изображает то, что написано на карточке, которую он вытянул, остальные отгадывают, кого или что он изображает. Кто правильно назвал, становится ведущим.

Упражнение «Пиктограмма»

Предлагаю нарисовать радостную картинку и картинку, посмотрев на ко­торую становится печально.

Приятное – неприятное
Радость – печаль
Весёлое – грустное.

При помощи рефлексии учащиеся анализируют, что они делали, как выбирали и реализовали стратегии работы, как менялось их настроение, довольны ли результатом работы.

VII. Обобщение

– Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех ум­ственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Они обуслов­ливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминают­ся быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наобо­рот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и сла­быми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
При этом следует подчеркнуть одно важное обстоятельство: для эмо­ционального насыщения нужны не только положительные эмоции, но и эмоции, связанные со страданием, неудовлетворением.
Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.

Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны:

  • оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться о нём, раз­вивать его;
  • развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, учебой, общением, посещением кружков;
  • учиться управлять своими чувствами;
  • развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;
  • научиться гармонично решать всевозможные проблемы;
  • изучить наши физические потребности и научиться их удовлетво­рять;
  • создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, возду­ха, чтобы чувствовать себя в нём уютно;
  • развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.

VIII. Домашнее задание

1. Попробовать сделать непосредственное описание природы. Для это­го пойти на лоно природы и записать всё, что почувствуется, увидится, что при этом вспомнится, подумается.
2. Нарисовать «погружение в природу» – в красоту.

IX. Итоги урока. Комментарий оценок

Предлагаю по кругу поделиться мыслями, чувствами, открытиями прошед­шего урока, выразить свое состояние.
– Что понравилось? Что лучше всего запомнилось? Что было трудным? Закончить наш урок я хочу высказыванием Аристотеля:
«Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблём или конём, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно».
– Благодарю всех за работу. (Комментирую оценки).