Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д], [д'], буквы Д, д" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги , слова с новой буквой; развивать внимание, мышление, речь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с новыми звуками.

- Начнём наш урок со следующего задания. Замените произнесённое мной сочетание слов на противоположное по смыслу: короткая ночь (длинный день)

- С каких звуков начинаются слова в новом словосочетании.

- Произнесите первый звук в слове длинный.

- Что происходит с видимыми органами речи при произнесении звука [д].

- Дайте характеристику звуку [д].

- Произнесите второе слово. Дайте характеристику первому звуку.

- Какой буквой обозначают звуки [д], [д’].

- Сформулируйте тему нашего урока.

3. Физ.минутка.

Внимательно послушайте слова. Если услышите твёрдый согласный звук [д] – хлопайте в ладоши, если услышите мягкий согласный звук [д’] – прыгаете, если в слове не будет этих звуков – приседаете.

день, урок, доска, школа, дом, одежда, вода.

4. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 52. Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть мягкий согласный звук [д’] (деревья, девочка, дятел, жёлуди, колодец).

- Исключите лишнее слово (дятел - 2 слога).

На какие две группы можно распределить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые предметы)

5. Чтение слов и слогов.
а) разминка

б) чтение столбиков слогов и слов, игра «Исключи лишний»

- Значение какого слова третьего столбика вам непонятно

Брод – мелкое место реки или озера, удобное для перехода.

Где находится буква Д в словах этого столбика. Какой звук даёт буква Д в словах этого столбика.

Что означает слово дубрава

Дубрава – дубовый лес, роща.

6. Физ.минутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежали
До лужайки добежали
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп (присели) немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

6. Работа с текстом.

- Какие запомнили слова со звуком [д].

- Где находится буква Д в алфавите.

- Распределите названия предметов по алфавиту: арка, бочка, ведро, грабли, дрова.

ГАОДНИВЭМДОМА

- Найдите спрятавшиеся слова

одни дома

Это название текста, который мы будем читать.

Как вы думаете о чём будет этот текст?

чтение текста

- Ваше предположение подтвердилось.

- Сколько предложений в этом тексте.

- Одинаковые ли они по цели высказывания.

- Ещё раз прочитаем этот текст.

- Назовите слова со звуком [д] ( Лида, дома, одни, посуду, друг, другу, рада), со звуком [д’] (Дима)

7. Итог урока: Наш урок подошёл к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

С какими звуками знакомились сегодня на уроке?

Охарактеризуйте новые звуки?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Чем запомнился урок?