Цели: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги , слова с новой буквой; развивать внимание, мышление, речь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Знакомство с новыми звуками.
- Начнём наш урок со следующего задания. Замените произнесённое мной сочетание слов на противоположное по смыслу: короткая ночь (длинный день)
- С каких звуков начинаются слова в новом словосочетании.
- Произнесите первый звук в слове длинный.
- Что происходит с видимыми органами речи при произнесении звука [д].
- Дайте характеристику звуку [д].
- Произнесите второе слово. Дайте характеристику первому звуку.
- Какой буквой обозначают звуки [д], [д’].
- Сформулируйте тему нашего урока.
3. Физ.минутка.
Внимательно послушайте слова. Если услышите твёрдый согласный звук [д] – хлопайте в ладоши, если услышите мягкий согласный звук [д’] – прыгаете, если в слове не будет этих звуков – приседаете.
день, урок, доска, школа, дом, одежда, вода.
4. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 52. Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть мягкий согласный звук [д’] (деревья, девочка, дятел, жёлуди, колодец).
- Исключите лишнее слово (дятел - 2 слога).
На какие две группы можно распределить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые предметы)
5. Чтение слов и слогов.
а) разминка
б) чтение столбиков слогов и слов, игра «Исключи лишний»
- Значение какого слова третьего столбика вам непонятно
Брод – мелкое место реки или озера, удобное для перехода.
Где находится буква Д в словах этого столбика. Какой звук даёт буква Д в словах этого столбика.
Что означает слово дубрава
Дубрава – дубовый лес, роща.
6. Физ.минутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежали
До лужайки добежали
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп (присели) немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
6. Работа с текстом.
- Какие запомнили слова со звуком [д].
- Где находится буква Д в алфавите.
- Распределите названия предметов по алфавиту: арка, бочка, ведро, грабли, дрова.
ГАОДНИВЭМДОМА
- Найдите спрятавшиеся слова
одни дома
Это название текста, который мы будем читать.
Как вы думаете о чём будет этот текст?
чтение текста
- Ваше предположение подтвердилось.
- Сколько предложений в этом тексте.
- Одинаковые ли они по цели высказывания.
- Ещё раз прочитаем этот текст.
- Назовите слова со звуком [д] ( Лида, дома, одни, посуду, друг, другу, рада), со звуком [д’] (Дима)
7. Итог урока: Наш урок подошёл к концу. Поделитесь своими впечатлениями.
С какими звуками знакомились сегодня на уроке?
Охарактеризуйте новые звуки?
Какой буквой обозначаются эти звуки?
Чем запомнился урок?