1. Устная работа
Учитель говорит какое-либо утверждение или правило, учащиеся делают вывод: верно или нет( если верное – руки не поднимают, если неверное – поднимают руки и объясняют, почему).
- Функция F называется первообразной для функции f на заданном промежутке, если для всех х из этого промежутка . (неверно, )
- Графики любых двух первообразных для функции f получаются друг из друга параллельным переносом вдоль оси Оу. (верно)
- Если f непрерывная на отрезке [a; b] функция, а F – ее первообразная на этом отрезке, то площадь S соответствующей криволинейной трапеции равна первообразной на этом отрезке. (неверно, f – непрерывная и неотрицательная)
- Интегрирование – это операция, обратная дифференцированию.(верно)
- Интеграл от положительной функции есть площадь ее подграфика. (верно)
2. Объяснение нового материала
Применение интеграла имеет важное значение как
приложение интеграла к решению геометрических и
физических задач.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим применение
интеграла
а) для вычисления объемов тел;
б) для вычисления работы переменной силы;
в) для вычисления массы, электрического заряда,
количество теплоты, перемещения.
«Вычисление объемов тел», «Вычисление работы переменной силы» – выступления учащихся (п. 31, [1] )
«Вычисление электрического заряда»
Рассмотрим применение интеграла для вычисления
электрического заряда. Представим себе
электрический ток, текущий по проводнику. Как
вычислить электрический заряд, переносимый за
интервал времени [t1, t2) через
сечение проводника? Если бы сила тока Iне
изменялась со временем, то изменение заряда
равнялось бы I(t1, t2). Пусть задан
закон изменения I = I(t) в зависимости от
времени. Тогда на малом интервале времени, т.е.
при t 0 силу тока
можно считать постоянной и равной I(t). Тогда I(t)=q’(t),
а следовательно, q(t) =I(t) dt.
Итак можно сравнить все приведенные примеры с физическими примерами, которые мы изучали по теме «Применение производной». Но в этом случае у нас была дана величина F, а мы искали f = F’. Теперь же наша задача заключается в том, чтобы по величине f найти F, т.е. F(x) = f(x)dx.
3. Обобщение, закрепление изученного материала
1) С целью обобщения и закрепления изученного материала мы заполним следующую таблицу. (Учащимся раздаются таблицы, в которых заполнена только колонка «Вычисление производной»)
Величины |
Вычисление производной |
Вычисление интеграла |
А – работа; F – сила; N – мощность |
F(x)=A(x) |
A =F(x) dx; |
m – масса тонкого стержня; p – линейная плотность |
p(x)=m(x) |
m = p(x) dx |
q– электрический заряд; I – сила тока |
I(t)=q(t) |
q = v(t) dt |
S – перемещение; v – скорость |
V(t)=S(t) |
S=v(t) dt |
Q – количество теплоты; с – теплоемкость |
C(t)=Q(t) |
Q=c(t) dt |
V – объем; S – площадь |
S(x)=V(x) |
V=S(x) dx |
Учащиеся самостоятельно заполняют вторую колонку «Вычисление интеграла», опираясь на следующую формулу:
если f(x) = F’(x), то F(x)= f(x) dx
2) Проверка таблицы (плакат с аналогичной таблицей на доске, вторая колонка закрыта)
3) Решение задач по вариантам:
1 вариант – № 370(а)
2 вариант – № 374
(Двое учащихся решают у доски, остальные – самостоятельно в тетрадях).
4. Подведение итогов урока
Оценки за урок.
5. Домашнее задание: п. 31, № 370 (б, г), № 371 (а), № 373.
Литература:
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. ; по ред. А.Н. Колмогорова. 11-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. / М.И. Башмаков.–2-е изд.– М.: Просвещение, 1992.