Мониторинг реализации образовательной программы образовательного учреждения: комплекс критериев и показателей качества образования

Разделы: Администрирование школы


Непрерывное отслеживание состояния учебного процесса – одна из основных функций заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В процессе мониторинга можно понять, достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с предыдущими исследованиями, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся, существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогов.

Одним из основных документов школы является образовательная программа. Она представляет собой открытый для всех субъектов образовательного процесса документ, который дает представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию целей. Для администрации ОУ всегда важно иметь достоверную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволит своевременно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс и, следовательно, приведет к повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Такую информацию на школьном уровне можно получить, используя программу мониторинговых исследований.

Педагогический мониторинг – это система научно-обоснованной проверки результата образования (качества образованности обучающегося), коррекция содержания и форм образовательной деятельности. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Предметом педагогического мониторинга достижения стандарта (национально-регионального компонента) является качество образованности в единстве трех его составляющих: предметной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Мониторинг включает в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов, определение качественных особенностей обученности учащегося. Основой мониторинга школьного образования является система показателей и инструментарий измерения:

  • уровня обученности учащегося;
  • уровня воспитанности школьников;
  • степени готовности выпускников школы к продолжению образования;
  • уровня социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе;
  • степени сохранения здоровья детей;
  • уровня выполнения стандартов образования.

Кроме того, при формировании мониторинга школьного образования учитываются не только конечные результаты деятельности школы, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов. Поэтому, в содержании мониторинга школьного образования дополнительно включаются показатели и инструментарии измерения:

  • качества преподавания и уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • качества воспитательной работы и уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей;
  • уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в школе;
  • уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;
  • степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования.

ПОКАЗАТЕЛИ (ИЗМЕРИТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для изучения эффективности функционирования образовательной программы используется следующая совокупность критериев, показателей и методов исследования:

Критерий Показатель Индикатор Методика изучения Сроки Ответственные
1. Критерий социокультурного развития учащихся - школьная и внешкольная успешность - успеваемость,

- степень обученности,

- освоение государственного образовательного стандарта,

- победы на олимпиадах, конкурсах, смотрах,

- ОКР

- конкурентоспособность при поступлении в вуз,

готовность к продолжению образования.

%

%

Уровень освоения (расширенный, допустимый, оптимальный)

%

% бюджета

%

Методики статистического анализа в теч.года

Декабрь- февраль

Июнь-август

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Педагоги – предметники

Классные руководители

- ориентация на истинные ценности природа, семья, Отечество, труд, знания, культура, свобода, здоровье, человек Уровни (высокий, средний, низкий) Анкетирование, наблюдения

Методики статистического анализа

в теч.года

сентябрь,

декабрь

февраль

Зам. директора по ВР

Классные руководители

- культура общения и поведения соблюдение социальных норм общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты Уровни (высокий, средний, низкий) Анкетирование, наблюдения 3 раза в год: на входе, в середине года, на выходе Зам. директора по ВР

Классные руководители

Психолог

- социальная адаптированность способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность, толерантность Уровни

(высокий, средний, низкий)

Социологические

исследования, исследования психолога.

Опросники, тесты

ежегодно Зам. директора

по ВР

Классные руководители

Психолог

Социальный педагог

2. Критерий психического развития школьников - особенности когнитивной сферы уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность Уровни (высокий, средний, низкий) Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в ОУ”.

Методика А.А.Андреева “Изучение удовлетворённости учителя школьной жизнью”.

3 раза в год Психолог

Классный руководитель


- личностные особенности
учебная и школьная мотивация, особенности самосознания, доминирующие психические состояния Уровни (высокий, средний, низкий) 2 раза в год

ежегодно

ежегодно

1 раз в четверть

2 раза в год

Психолог

Классный руководитель

3. Критерий физического развития школьников - состояние здоровья - мониторинг физического развития учащихся

- данные медицинских осмотров,

-данные призывной комиссии райвоенкомата,

- данные о пропуске уроков по болезни,

- данные о занятиях в спортивных секциях.

Уровни (высокий, средний, низкий)

Группы здоровья

Категория:

годен – не годен

% от кол-ва пропущенных уроков

% от общего количества

% от общего количества

Методики статистического анализа в течение года Медицинский работник школы

Классные руководители

- сориентированность на здоровый образ жизни - негативное отношение к вредным привычкам

- отсутствие девиаций в поведении

- характер и влияние используемых здоровьесберегающих технологий

+ -

+ -

+ -

Методики статистического анализа.

Наблюдения, анкетирования

Ежегодно

 

Медицинский работник школы

Психолог

Кл руководитель

4. Критерий качества функционирования образовательного процесса - содержания основного и дополнительного образования - учебный план школы

- деятельность музея, кружков, секций

- занятость учащихся во внешкольное время в УДО

% выполнения программы

%

Методики статистического анализа На протяжении учебного года Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Педагоги – предметники

Кл руководители

- рганизации учебно-воспитательного процесса - сменность занятий,

- наполняемость классов,

- особенности расписания

Ср.показатель на класс (чел)

Соответствие нормам Роспотреб-надзора

Методики статистического анализа В течение года Зам. директора по УВР
5. Критерий качества созданных в школе условий - учебно-методической обеспеченности наличие современных учебников,

дидактических материалов, информатизация образовательного процесса

Ср.показатель на 1 человека , %

В долях

Методики статистического анализа Сентябрь

Январь

июнь

Зам. директора по УВР

Библиотекарь

Педагоги информатики

Педагоги

- качества кадров - квалификация кадров,

- наличие медицинских работников и психологов,

- психологический климат в коллективе

%

+ -

оценка

Методики статистического анализа

Наблюдения, анкетирования

Апрель

Август

Сентябрь

В течение года

Директор

Зам. директора по УВР, по МР

психолог

- материально-технической оснащенности - количество и качество компьютеров, демонстрационной техники, ТСО,

- спортинвентаря,

%

%

%

Методики статистического анализа В течение года Зам. директора по УВР, АХЧ

Учителя информатики, физич. культуры

- санитарно-гигиенических условий - качество питания

- медицинского обслуживания

- выполнение требований СанПиНов

Охват в %

+ -

+ -

Методики статистического анализа В течение года Медицинский работник школы

Шеф-повар

Зам. директора по УВР, АХЧ

6. Критерий престижа школы - социального статуса школы - участие учащихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях.

- отток учащихся в другие учебные заведения.

- поступление выпускников в высшие и средние учебные заведения.

%

кол-во приз мест

кол- во

%

Методики статистического анализа В течение года Зам. директора по УВР, МР

Педагоги

Классные руководители

 

- удовлетворенности учащихся и их родителей качеством предоставляемого школой образования - комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

- удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности.

- удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своего ребёнка, его положением в школьном коллективе.

+ -

%

+ -

%

%

Анкетирование

Опросники

тесты

В течение года Зам. директора по УВР, МР, ВР

Психолог

Классные руководители