Цель: изготовить подвижную игрушку.
Задачи:
- Научить собирать игрушку.
- Развивать мелкую моторику рук, пространственное представление и зрительную память и внимание.
- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: сверлильный станок, сверла, капроновые нити, клей, проволока, бокорезы, ножницы, плоскогубцы.
Оформление доски:
«Изготовление подвижной игрушки» |
||
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Пословица |
Готовая игрушка |
СЛОВАРЬ: ремесленник |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Готовность к уроку. Форма одежды. Приветствие.
– Добрый день, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня в нашу мастерскую пришли гости (купцы). А я, как мастер, вместе со своими учениками (подмастерьями) должен показать свою работу, а вы – мои ученики - свои знания и умения изготавливать игрушки из дерева. Тема урока «Изготовление подвижной игрушки». Цель урока - собрать игрушку.
II. Развивающие упражнения
Для качественного выполнения работы выполним упражнение на развитие зрительной памяти, пространственного ориентирования, мелкой моторики рук.
Упражнение 1: Посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. На чистом листе бумаги по памяти выложить разноцветные фигуры так, как они расположены на карточке.
Упражнение 2: Закройте глаза и ответьте на вопросы:
– Сколько в мастерской окон?
– Сколько в мастерской столярных верстаков?
– Сколько в мастерской осветительных ламп?
– Сколько полок на этажерке?
Упражнение 3: С закрытыми глазами определите ветки какого дерева вы держите в руках. (Учитель подаёт ветки ёлки, кедра, пихты, берёзы, листвиницы, осины).
III. Рассказ учителя
Так уж сложилось, что Русь страна лесов. И такой
благодатный материал как древесина, всегда был
под рукой. С помощью топора, ножа и некоторых
других вспомогательных инструментов человек
обеспечивал себя всем необходимым для жизни,
возводил жилища и хозяйственные постройки, мосты
и ветряные мельницы, орудия труда, лодки и
корабли, сани и телеги, мебель и посуду, детские
игрушки и многое другое.
Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст
хлеба, а искали любую возможность заработать его,
чтобы прокормить себя и свою семью. То есть
промышляли. Слово «промысел» произошло от
глагола «промыслить», то есть помыслить,
подумать, как и каким образом можно заработать.
Отсюда мастера называли ремесленником.
Потребность украшать предметы быта и обихода
появилась у людей давно. Своими корнями это
уходит еще в дохристианский период, когда на Руси
почитали языческих богов. Символы, с помощью
которых украшали предметы и одежду, имели каждый
своё значение.
Таблица. Символы и их значение.
Розетка с лучами или просто круг |
Символ солнца, жизни |
|
Спираль |
Вихрь, беспокойство, буря |
|
Капля |
Вода, зерно, символ жизни |
|
Клетка |
Поле, какое – либо пространство |
|
Ромб |
Мощь, сила, удача |
|
Крест |
Человек, душа |
|
|
Точка |
Первооснова всего |
Вертикальная линия |
Возвышенность |
|
Горизонтальная линия |
Покой, спокойствие |
|
Волнистая линия |
Движение |
|
|
Ломаная линия |
Противоборство |
С помощью этих символов составлялись
магические заклинания, оберегавшие от различных
напастей. Мы тоже украсили свою игрушку,
используя эти символы.
Свои изделия и игрушки ремесленники продавали на
ярмарках. Мы тоже готовимся к ярмарке, которая
будет проходить в нашей школе. Мы работаем над
изготовлением игрушки. Основные части игрушки мы
уже сделали, вспомните последовательность
работы. Этот план составим в виде лестницы
успеха.
Составляем лестницу успеха снизу вверх.
Готовая игрушка
5 этап.
Сборка игрушки.
4 этап.
Раскрасить детали и покрыть лаком.
3 этап.
Изготовить ручку.
2 этап. Выпилить круг и мелкие детали.
1 этап. Выточить фигуры.
Первые ступеньки лестницы мы преодолели
успешно. Это: 1,2,3 и 4 этапы. Мы находимся на
последней пятой ступеньке нашей лестницы.
Сегодня мы соберём игрушку.
Составим план для работы на уроке (обсуждается и
составляется совместно с учащимися,
рассматривая готовую игрушку).
План сборки игрушки.
- Собрать 5 курочек
- Приклеить курочек
- Собрать все нити в узел и подвесить шарик
- Покрыть лаком
- Посыпать крупу
– Приступаем к работе. (Выполнение сборки по плану).
Оценка работы учеников.
– Итак, мы с вами преодолели последнюю ступеньку лестницы успеха и достигли результата. Мы смастерили подвижную игрушку, которая будет радовать детей.
– А сейчас, догадайтесь, о чем идёт речь на картинках.
|
|
|
|
– Да, на всех картинках идёт речь о берёзе. А причем здесь берёза и наша игрушка? Конечно, вы правы. Мы изготовили игрушку из берёзы.
Учитель читает стих о берёзе.
И нет прекраснее и тоньше,
Чем тот берёзовый простор,
Где пахнет хлебом, пахнет рощей
Наш дом на берегу озёр.
А береста, белея всюду,
Пейзаж российский бережёт,
Напоминая про былое,
Где у истоков счастье ждёт,
Она нас лечит и врачует.
Спасая душу от невзгод,
И красоту свою дарует,
И чистоту свою блюдёт.
Н.Е.Белякова
– В заключение нашего занятия поделимся своими впечатлениями об уроке. Прошу всех подмастерьев написать свои чувства или пожелания на березовых листочках и прикрепим их к нашему дереву (модель дерева изготавливается из березовых веток на подставке, а бумажные листочки с впечатлениями и чувствами крепятся на веточки скотчем). Всем спасибо, до свидания!