Урок технологии в 6-м классе "Изготовление подвижной игрушки"

Разделы: Технология


Цель: изготовить подвижную игрушку.

Задачи:

  • Научить собирать игрушку.
  • Развивать мелкую моторику рук, пространственное представление и зрительную память и внимание.
  • Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: сверлильный станок, сверла, капроновые нити, клей, проволока, бокорезы, ножницы, плоскогубцы.

Оформление доски:

«Изготовление подвижной игрушки»

Ремесло  не коромысло,  плеч не оттянет.

Пословица

                                                                      Готовая игрушка
                                                        5 этап. Сборка игрушки.
                                          4 этап. Раскрасить и покрыть лаком
                            3 этап. Изготовить ручку.
              2 этап. Выпилить круг и мелкие детали.
1 этап. Выточить фигуры.

СЛОВАРЬ:

ремесленник
ремесло
промысел
промыслить
помыслить

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Готовность к уроку. Форма одежды. Приветствие.

– Добрый день, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня в нашу мастерскую пришли гости (купцы). А я, как мастер, вместе со своими учениками (подмастерьями) должен показать свою работу, а вы – мои ученики - свои знания и умения изготавливать игрушки из дерева. Тема урока «Изготовление подвижной игрушки». Цель урока - собрать игрушку.

II. Развивающие упражнения

Для качественного выполнения работы выполним упражнение на развитие зрительной памяти, пространственного ориентирования, мелкой моторики рук.

Упражнение 1: Посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. На чистом листе бумаги по памяти выложить разноцветные фигуры так, как они расположены на карточке.

Упражнение 2:  Закройте глаза и ответьте на вопросы:

– Сколько в мастерской окон?
– Сколько в мастерской столярных верстаков?
– Сколько в мастерской осветительных ламп?
– Сколько полок на этажерке?

Упражнение 3: С закрытыми глазами определите ветки какого дерева вы держите в руках. (Учитель подаёт ветки ёлки, кедра, пихты, берёзы, листвиницы, осины).

III. Рассказ учителя

Так уж сложилось, что Русь страна лесов. И такой благодатный материал как древесина, всегда был под рукой. С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни, возводил жилища и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, орудия труда, лодки и корабли, сани и телеги, мебель и посуду, детские игрушки и многое другое.
Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью. То есть промышляли. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, как и каким образом можно заработать. Отсюда мастера называли ремесленником.
Потребность украшать предметы быта и обихода появилась у людей давно. Своими корнями это уходит еще в дохристианский период, когда на Руси почитали языческих богов. Символы, с помощью которых украшали предметы и одежду, имели каждый своё значение.

Таблица.  Символы и их значение.

Розетка с лучами или просто круг

Символ солнца, жизни

Спираль

Вихрь, беспокойство, буря

Капля

Вода, зерно, символ жизни

Клетка

Поле, какое – либо пространство

Ромб

Мощь, сила, удача

Крест

Человек, душа

 

Точка

Первооснова всего

Вертикальная линия

Возвышенность

Горизонтальная линия

Покой, спокойствие

Волнистая линия

Движение

 

Ломаная линия

Противоборство

С помощью этих символов составлялись магические заклинания, оберегавшие от различных напастей. Мы тоже украсили свою игрушку, используя эти символы.
Свои изделия и игрушки ремесленники продавали на ярмарках. Мы тоже готовимся к ярмарке, которая будет проходить в нашей школе. Мы работаем над изготовлением игрушки. Основные части игрушки мы уже сделали, вспомните последовательность работы. Этот план составим в виде лестницы успеха.

 Составляем лестницу успеха снизу вверх.

                                                                      Готовая игрушка
                                                        5 этап. Сборка игрушки.
                                          4 этап. Раскрасить детали и покрыть лаком.
                            3 этап. Изготовить ручку.
              2 этап. Выпилить круг и мелкие детали.
1 этап. Выточить фигуры.

Первые ступеньки лестницы мы преодолели успешно. Это: 1,2,3 и 4 этапы. Мы находимся на последней пятой ступеньке нашей лестницы. Сегодня мы соберём игрушку.
Составим план для работы на уроке (обсуждается и составляется совместно с учащимися, рассматривая готовую игрушку).

План сборки игрушки.

  1. Собрать 5 курочек
  2. Приклеить курочек
  3. Собрать все нити в узел и подвесить шарик
  4. Покрыть лаком
  5. Посыпать крупу

– Приступаем к работе. (Выполнение сборки по плану).

Оценка работы учеников.

– Итак, мы с вами преодолели последнюю ступеньку лестницы успеха и достигли результата. Мы смастерили подвижную игрушку, которая будет радовать детей.

 

– А сейчас, догадайтесь, о чем идёт речь на картинках.


Картинка 1


Картинка 2


Картинка 3


Картинка 4

– Да, на всех картинках идёт речь о берёзе. А причем здесь берёза и наша игрушка? Конечно, вы правы. Мы изготовили игрушку из берёзы.

Учитель читает стих о берёзе.

И нет прекраснее и тоньше,
Чем тот берёзовый простор,
Где пахнет хлебом, пахнет рощей
Наш дом на берегу озёр.
А береста, белея всюду,
Пейзаж российский бережёт,
Напоминая про былое,
Где у истоков счастье ждёт,
Она нас лечит и врачует.
Спасая душу от невзгод,
И красоту свою дарует,
И чистоту свою блюдёт.

Н.Е.Белякова

– В заключение нашего занятия поделимся своими впечатлениями об уроке. Прошу всех подмастерьев написать свои чувства или пожелания на березовых листочках и прикрепим их к нашему дереву (модель дерева изготавливается из березовых веток на подставке, а бумажные листочки с впечатлениями и чувствами крепятся на веточки скотчем). Всем спасибо, до свидания!