Цели:
- Систематизировать материал по теме;
- В результате исследования и применения выборной технологии сформировать у учащихся представление о том, что Смутное время – время выбора пути (путь для России и западничество и независимость):
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения искать пути решения задач.
Задачи:
- Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий;
- Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах Смуты и выдвинуть свои предложения о путях выхода из кризиса начала XVII века.
Основные понятия: Смута, самозванство, патриотизм, единство, государственность.
Оборудование: карта, учебник, выставка книг по теме, видеоматериалы, портреты царей Смутного времени, необходимый реквизит для выборной кампании и инсценировок.
Ход урока.
Учитель:
Смутное время… Так назвали современники конец XVI- начало XVII века. Это был период народных бедствий: голод, безвластие, мятежи, самозванство, разделение страны, гражданская война, иностранная интервенция. Россия была на краю гибели! Но из этого кошмара был найден выход; период завершился мощным народным подъёмом, изгнанием захватчиков и восстановлением государственности.
Следует отметить, что подобные периоды не раз встречались в нашей истории: 1917 год и последующая гражданская война, 90-е годы XX века. Я просила вас узнать у родителей, какие чувства и мысли возникали у них в августе 1991 года, в октябре 1993 года. (Учащиеся отвечают) Действительно трудно понять, что происходит и кто в подобных ситуациях прав. Кто виноват и, что делать – исконно русские вопросы. Наверно, ещё сложнее было сориентироваться 400 лет назад.
Сегодня на уроке мы постараемся через ряд вопросов и действий представить начало XVII века и выяснить, что необходимо было сделать в то время для выхода из кризиса, то есть должны определить, каким образом был выбран путь России.
Обращаю ваше внимание на маленький видеофрагмент. К нему вопрос: “Какое отношение к Смуте имеет этот человек?” Демонстрируется видеофрагмент о Иване Грозном в конце царствования без указания на личность. Затем учащиеся говорят о причинах Смуты: экономических, социально-политических, династическом кризисе. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту. Познакомимся с сообщением “Мнения историков о Смутном времени” Уч-ся выступает с сообщением на 2-3 минуты.
Мы знакомы с различными мнениями о Смуте. Все сходятся в одном – это было время испытаний Московского государства на жизнестойкость, когда определялась судьба России. Сможет ли она сохранить независимость, ориентируясь на Запад? Предстоял сложный выбор, в том числе и через выборы царей.
Давайте представим себя людьми того времени, но с современным уклоном. Включаем телевизор!!!
Сценка “Первая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 1)
Итак, у нас два кандидата на московский трон. Начинаем выборы!
Двое уч-ся из избирательной комиссии раздают заранее приготовленные бюллетени, все присутствующие отмечают одного кандидата и бросают в специальную урну, раздававшие подсчитывают, чтобы позже объявить результаты.
Мы пока не знаем результатов голосования, зато можем объяснить свой выбор. Чем привлекают программы, а что настораживает, т.е. + и – ? Отвечать можно с учётом дальнейшей деятельности претендентов, как себя показали вообще.
Начнём с Лжедмитрия I. (Уч-ся отвечают) Теперь Шуйский Василий. (Уч-ся отвечают)
Кто же победил в нашем голосовании? Слово председателю избирательной комиссии. Объявляются результаты (сколько человек голосовало, кто победил). Примечательно, что и один и другой занимали российский трон, но не оправдали надежд, были свергнуты.
Снова включаем телевизор!!!
Сценка “Вторая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 2)
Наступил день выборов! Вы получаете бюллетени с приличным списком кандидатов, подумайте, прежде чем отметить только одного.
Процедура голосования повторяется, как 1-й раз. В списке кандидатов Сигизмунд III, Владислав, Карл-Филипп, Д.Пожарский, В.Голицын, Ф.Мстиславский, М.Романов, Иван-ворёнок.
Пока подсчитывают, обсудим список и некоторые важные вопросы.
-- Кто из перечисленных иноземного происхождения? Их шансы? Почему? Отв. уч-ся.
-- Бояре ещё в 1710-11 годах делали ставки на заморских правителей, а в 1612 нет. О чём это свидетельствует? Отв. уч-ся.
Итак, 1-й путь выхода из кризиса – опора на патриотизм. Слово записывается на доске под проблемным вопросом: “Каков путь выхода из кризиса?”
-- Какова роль второго ополчения под руководством Минина и Пожарского, в том числе и в стратегии выхода из кризиса? Уч-ся: Ополчение освободило Москву от поляков, т.е. нижегородцы осознали себя одной нацией с москвичами и жителями других городов. Следовательно, наблюдается рост национального единства.
2-й путь – осознание единства и объединение сил. На доске единство.
-- Как вы оцениваете слова руководителя ополчения: “Нам без государя невозможно: сами знаете, что такому великому государству долгое время без государя стоять нельзя”? Уч-ся: Русские люди были убеждены, что в России должен быть царь обязательно).
3-е – царство, т.е. нельзя допускать безвластия. (Доска)
-- Как же быть с желанием всех слоёв населения в смутное неустойчивое время улучшить своё положение, добиться каких-то льгот, ведь только поэтому люди мечутся в поисках лучшего от одного к другому? Уч-ся: Надо постараться договориться, пойти на уступки, в конце концов, должен победить здравый смысл, иначе нельзя. Договориться, т.е.
4-е – компромисс (Доска) И сколько бы ни сражались, а бесконечно нельзя, должны сесть за стол переговоров.
Объявляются результаты голосования.
А теперь посмотрим репортаж с Земского собора 1613 года. Кстати, в то время голосовали не тайно, а открыто, объясняя свой выбор.
Показ видеофрагмента об избрании царём Михаила Романова.
-- Почему избрали Михаила Романова? (Молодой, политически нейтрален, “удобнейший”, сын патриарха, природный царь, т.к. близок по родству к Рюриковичам).
Таким образом, Михаил Романов оказался компромиссной консолидирующей фигурой в российском государстве. Горести и беды Смуты во всех частях Московского государства заставили рязанцев, москвичей, ярославцев осознать себя единым народом, примириться, осмыслить первоочередные роли общего перед частным, объединиться и отстоять независимость.
-- Можем ли мы применить черты стратегии пути выхода из кризиса XVII века к нашему тоже переходному времени? Что именно? (Ответы и выводы учащихся.)
Вывод учителя: Безусловно, патриотизм, единство, государственность (правовое государство), компромисс, вера в собственные силы помогут и в этот раз стать России Великой. Внутренняя прочность – главный залог блестящего будущего!
Литература
- Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – С.72-88.
- Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.
- Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М.: Знание, 1990.
- Сказание Авраамия Палицына. – М.-Л., 1955.