Цель:
- Ознакомление учащихся с творчеством детского писателя С.Я. Маршака.
- Развитие положительной мотивации к чтению на основе игровой деятельности.
- Формирование умения творчески применять знания в новой ситуации, развитие мышления, речи и навыков выразительного чтения.
Место проведения: актовый зал школы.
Оборудование:
- оформление сцены: портрет писателя, буквы;
- выставка книг писателя, выставка рисунков учащихся, кроссворд;
- 4 мяча, костюм и сумка почтальона;
- жетоны для активных участников, призы;
- мультимедийная система.
Ход игры
(Под мелодию песни «Голубой вагон» дети с классными руководителями, импровизируя паровозик, входят в зал).
Ведущий:
Уважаемые пассажиры! Прошу занять свои места!
Я приглашаю вас в игру. Начнём мы её с очень мудрых слов, сказанных о книге. Посмотрите на экран, прочитайте вслух:
«День, прожитый без книги, - потерянный день».
- Молодцы! Надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых книг. Моими помощниками будут ученики четвёртого класса.. Итак, ребята, в добрый путь! (Сигнал).
Наш поезд прибывает на станцию «Биографическая».
Станция «Биографическая».
Разгадать имя писателя нам помогут первоклассники.
(Выходят шесть первоклассников, в руке у каждого буква).
1.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.(Две буквы А).
2.
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
3.
Мёд в лесу медведь нашёл, -
А зимой гостил он где-то.
4.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
5.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Ведущий: Прозвучали строчки из стихотворения «Весёлая азбука». А теперь из данных букв сложите фамилию автора этих строк.
Маршак.
(На экране появляется портрет писателя и тема игры-путешествия).
Ведущий:
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.
Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя («Детки в клетке» и др.) появились в 1923 году.
Творчество С.Я. Маршака разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто, увлекательно, отличаются ритмичностью, композиционной стройностью. Всё творчество С.Я. Маршака – своеобразный художественный подарок детям. А.М. Горький называл его «основоположником детской литературы у нас».
Игра «Составляйки».
Ведущий:
- На этой станции живут самые неунывающие граждане. Они приготовили для вас игру. От каждого класса на сцену приглашаются по 6 участников. Каждая группа (3 ч.) получает конверт с буквами. Задание: составить название одного из произведений писателя.
(«Цирк», «Почта», «Багаж», «Голуби»).
- Какие произведения С.Я. Маршака вам ещё известны?
- Кто желает прочитать наизусть его стихи? (2-3 человека).
Станция «Кроссвордная»
Ведущий:
Одно из многочисленных юмористических произведений писателя –
«Вот какой рассеянный». Кроссворд, составленный по данному стихотворению, покажет внимательные ли вы читатели.
По горизонтали:
- Что рассеянный хотел купить в кассе: воду, квас, кофе?
- Что рассеянный надел вместо рубашки: брюки, блузу, штаны?
- Что «не то» надевал рассеянный: гамаши, пальто, платье?
- Около чего попросил он вожатого остановить «вокзай»: у «автобула», у «парохола», у «трамвала»?
- Остановка, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Бологое, Гатчина, Поповка?
- Что рассеянный натянул вместо валенок: рукавицы, перчатки, шлёпанцы?
- На перроне рассеянный сел в: такси, вагон, метро?
- Станция, которую первой назвал рассеянный, поспав немножко: Верево, Дибуны, Ямская?
- Чужая вещь, которую натянул рассеянный: гамаши, платье, чепчик?
В выделенных клетках по вертикали: элемент одежды рассеянного. (Сковорода).
Станция «Викторинная».
А. Викторина на основе иллюстраций к произведениям писателя.
(Использование мультимедийной системы: задание и 3 иллюстрации; после угадывания произведения ученик читает, подходящий по смыслу, отрывок).
1. «Усатый-полосатый».
Стала девочка котёнка спать укладывать:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльца на пуху
И платочек наверху.
Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?
Хвостик – на подушке,
На простынке - ушки.
Разве так спят?
2. «Вот какой рассеянный».
Стал натягивать гамаши-
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
3. «Пожар».
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из огня.
Б. Викторина «Кто стучится в дверь ко мне?»
1. О ком эти строки:
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет!
Это не безделка.(О мастере-ломастере).
2. Вспомни стихотворение «Где обедал, воробей?»
Кто угощал воробья морковкой? (Слон).
3. Кому принадлежат слова:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.(Утке. Сказка о глупом мышонке).
4. Из какого произведения эти строки?
Выйдет кошка на прогулку.
Да пройдёт по переулку,
Смотрят люди не дыша:
До чего же хороша!(Кошкин дом).
5. Кого искала сова? Откуда эти строки?
До утра сова искала,
Утром видеть перестала…(Мышку. Сказка об умном мышонке).
6.
В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый…(чемодан).(Чего боялся Петя. Он боялся темноты).
7.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он…(Ленинградский почтальон. Почта).
В. (Появляется почтальон с большой почтовой сумкой).
Почтальон:
У меня большая сумка есть,
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Поспешите угадать,
Что в ней и откуда?
Я принёс письмо, которое адресовано вам, ребята. Послушайте:
Юный читатель!
Сделай доброе дело! Отыщи хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут их прочитать.
Ведущий: Ребята, поможем почтальону?
Почтальон: Я буду называть и показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте: чья эта вещь и из какого произведения она пришла.
- туфелька – слон – «Детки в клетке»;
- молоток – «Мастер-ломастер»;
- мел – школьники – «Урок родного языка»;
- маленькая собачка – дама – «Багаж»;
- сковорода – «Вот какой рассеянный» и т.д.
Ведущий: Здорово у нас получилось! Все вещи вернулись на свои места. А теперь мы с вами оживим цифры.
Станция «Театральная».
Инсценировка «Сказки про ноль» - (учащиеся 1 класса).
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом.
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Ведущий: С.Я. Маршак особенно интенсивно работал после Великой Отечественной войны. Страна встала на путь мирной жизни. Ей нужны были строители, рабочие, врачи,
учителя. Стране нужны были граждане, верящие в своё дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было нудным и скучным? Самуил Яковлевич поставил задачу: сделать стихи умными, весёлыми, поучительными.
- Посмотрим, как это получилось у ребят второго класса. Итак, инсценировка стихотворения «Кот и лодыри».
Станция «Загадкино».
Ведущий: С.Я. Маршак сочинил для вас много загадок.
Попробуйте их отгадать. (С залом работают ученики четвёртого класса).
1.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.(Дождь).
2.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?(Очки).
3.
Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.(Велосипед).
4.
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!(Утюг).
5.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!(Мяч).
Станция «Игровая».
Игра «Передай мяч другому».
(Каждый класс получает по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу. От последнего участника мяч по «той же тропинке» возвращается к ведущему).
Ведущий: Наше путешествие завершается. Пусть вам напутствием будут строки:
1 уч.: Книга – учитель,
2 уч.: Книга – наставник,
3 уч.: Книга – надёжный товарищ и друг.
4 уч.: Ум, как ручей, высыхает и старится,
Все: Если ты выпустишь книгу из рук.
Подведение итогов. Награждение. Рефлексия.