Литературная игра-путешествие "В мире стихов и сказок С.Я. Маршака" (для учащихся 1–2-х классов)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • Ознакомление учащихся с творчеством детского писателя С.Я. Маршака.
  • Развитие положительной мотивации к чтению на основе игровой деятельности.
  • Формирование умения творчески применять знания в новой ситуации, развитие мышления, речи и навыков выразительного чтения.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование:

  • оформление сцены: портрет писателя, буквы;
  • выставка книг писателя, выставка рисунков учащихся, кроссворд;
  • 4 мяча, костюм и сумка почтальона;
  • жетоны для активных участников, призы;
  • мультимедийная система.

Ход игры

(Под мелодию песни «Голубой вагон» дети с классными руководителями, импровизируя паровозик, входят в зал).

Ведущий:

Уважаемые пассажиры! Прошу занять свои места!

Я приглашаю вас в игру. Начнём мы её с очень мудрых слов, сказанных о книге. Посмотрите на экран, прочитайте вслух:

«День, прожитый без книги, - потерянный день».

- Молодцы! Надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых книг. Моими помощниками будут ученики четвёртого класса.. Итак, ребята, в добрый путь! (Сигнал).

Наш поезд прибывает на станцию «Биографическая».

Станция «Биографическая».

Разгадать имя писателя нам помогут первоклассники.

(Выходят шесть первоклассников, в руке у каждого буква).

1.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

(Две буквы А).

2.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

3.

Мёд в лесу медведь нашёл, -
А зимой гостил он где-то.

4.

Роет землю серый крот -
Разоряет огород.

5.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

Ведущий:  Прозвучали строчки из стихотворения «Весёлая азбука». А теперь из данных букв сложите фамилию автора этих строк.

Маршак.

(На экране появляется портрет писателя и тема игры-путешествия).

Ведущий:

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя («Детки в клетке» и др.) появились в 1923 году.

Творчество С.Я. Маршака разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто, увлекательно, отличаются ритмичностью, композиционной стройностью. Всё творчество С.Я. Маршака – своеобразный художественный подарок детям. А.М. Горький называл его «основоположником детской литературы у нас».

Игра «Составляйки».

Ведущий:

- На этой станции живут самые неунывающие граждане. Они приготовили для вас игру. От каждого класса на сцену приглашаются по 6 участников. Каждая группа (3 ч.) получает конверт с буквами. Задание: составить название одного из произведений писателя.

(«Цирк», «Почта», «Багаж», «Голуби»).

  • Какие произведения С.Я. Маршака вам ещё известны?
  • Кто желает прочитать наизусть его стихи? (2-3 человека).

Станция «Кроссвордная»

Ведущий:

Одно из многочисленных юмористических произведений писателя –

«Вот какой рассеянный». Кроссворд, составленный по данному стихотворению, покажет внимательные ли вы читатели.

По горизонтали:

  1. Что рассеянный хотел купить в кассе: воду, квас, кофе?
  2. Что рассеянный надел вместо рубашки: брюки, блузу, штаны?
  3. Что «не то» надевал рассеянный: гамаши, пальто, платье?
  4. Около чего попросил он вожатого остановить «вокзай»: у «автобула», у «парохола», у «трамвала»?
  5. Остановка, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Бологое, Гатчина, Поповка?
  6. Что рассеянный натянул вместо валенок: рукавицы, перчатки, шлёпанцы?
  7. На перроне рассеянный сел в: такси, вагон, метро?
  8. Станция, которую первой назвал рассеянный, поспав немножко: Верево, Дибуны, Ямская?
  9. Чужая вещь, которую натянул рассеянный: гамаши, платье, чепчик?

В выделенных клетках по вертикали: элемент одежды рассеянного. (Сковорода).

Станция «Викторинная».

А. Викторина на основе иллюстраций к произведениям писателя.

(Использование мультимедийной системы: задание и 3 иллюстрации; после угадывания произведения ученик читает, подходящий по смыслу, отрывок).

1. «Усатый-полосатый».

Стала девочка котёнка спать укладывать:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльца на пуху
И платочек наверху.
Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?
Хвостик – на подушке,
На простынке - ушки.
Разве так спят?

2. «Вот какой рассеянный».

Стал натягивать гамаши-
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

3. «Пожар».

Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из огня.

Б. Викторина «Кто стучится в дверь ко мне?»

1. О ком эти строки:

У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет!
Это не безделка.

(О мастере-ломастере).

2. Вспомни стихотворение «Где обедал, воробей?»

Кто угощал воробья морковкой? (Слон).

3. Кому принадлежат слова:

- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

(Утке. Сказка о глупом мышонке).

4. Из какого произведения эти строки?

Выйдет кошка на прогулку.
Да пройдёт по переулку,
Смотрят люди не дыша:
До чего же хороша!

(Кошкин дом).

5. Кого искала сова? Откуда эти строки?

До утра сова искала,
Утром видеть перестала…

(Мышку. Сказка об умном мышонке).

6.

В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый…(чемодан).

(Чего боялся Петя. Он боялся темноты).

7.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он…

(Ленинградский почтальон. Почта).

В. (Появляется почтальон с большой почтовой сумкой).

Почтальон:

У меня большая сумка есть,
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Поспешите угадать,
Что в ней и откуда?

Я принёс письмо, которое адресовано вам, ребята. Послушайте:

Юный читатель!

Сделай доброе дело! Отыщи хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут их прочитать.

Ведущий: Ребята, поможем почтальону?

Почтальон: Я буду называть и показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте: чья эта вещь и из какого произведения она пришла.

  • туфелька – слон – «Детки в клетке»;
  • молоток – «Мастер-ломастер»;
  • мел – школьники – «Урок родного языка»;
  • маленькая собачка – дама – «Багаж»;
  • сковорода – «Вот какой рассеянный» и т.д.

Ведущий: Здорово у нас получилось! Все вещи вернулись на свои места. А теперь мы с вами оживим цифры.

Станция «Театральная».

Инсценировка «Сказки про ноль» - (учащиеся 1 класса).

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом.
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Ведущий: С.Я. Маршак особенно интенсивно работал после Великой Отечественной войны. Страна встала на путь мирной жизни. Ей нужны были строители, рабочие, врачи,

учителя. Стране нужны были граждане, верящие в своё дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было нудным и скучным? Самуил Яковлевич поставил задачу: сделать стихи умными, весёлыми, поучительными.

- Посмотрим, как это получилось у ребят второго класса. Итак, инсценировка стихотворения «Кот и лодыри».

Станция «Загадкино».

Ведущий: С.Я. Маршак сочинил для вас много загадок.

Попробуйте их отгадать. (С залом работают ученики четвёртого класса).

1.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.

(Дождь).

2.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?

(Очки).

3.

Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.

(Велосипед).

4.

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!

(Утюг).

5.

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

(Мяч).

Станция «Игровая».

Игра «Передай мяч другому».

(Каждый класс получает по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу. От последнего участника мяч по «той же тропинке» возвращается к ведущему).

Ведущий: Наше путешествие завершается. Пусть вам напутствием будут строки:

1 уч.: Книга – учитель,
2 уч.: Книга – наставник,
3 уч.: Книга – надёжный товарищ и друг.
4 уч.: Ум, как ручей, высыхает и старится,
Все: Если ты выпустишь книгу из рук.

Подведение итогов. Награждение. Рефлексия.