Урок по алгебре в 9-м классе по теме "Чётные и нечетные функции"

Разделы: Математика


Тема: Четные и нечетные функции.

Цели:

  • ввести понятие четной и нечетной  функции, закрепить это понятие в ходе выполнения упражнений, дать учащимся понятие о свойстве графиков четных и нечетных  функций;
  • развитие алгоритмической культуры учащихся;
  • воспитание добросовестного отношения у учащихся к учебному труду.

Оборудование (оснащение урока): классная доска, мел, раздаточный материал, мультимедиа-проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1–2 мин.)

а) Позитивный настрой учащихся на урок и снижение их двигательной активности. (Учитель просит после приветствия детей сесть, прикрыть глаза, принять удобную позу, сохраняя ровный позвоночник, представить мысленно морской прибой);

б) Сообщение цели и задач урока, краткое описание видов учебной деятельности учащихся. (Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке предстоит изучить новые свойства функции, которые помогут в дальнейшем при построении графиков функций, изучении свойств различных функций; что применяя изученный на этом уроке материал, ученики смогут сегодня решить задания из второй части ЕГЭ для 11 класса; учитель также сообщает, что на уроке учащимся придется вспомнить вычислительные навыки, вспомнить, как строить графики изученных функций и выработать алгоритм решения новых заданий).

II. Актуализация знаний (5–7 мин.)

а) 2 ученика по желанию вызываются для работы на откидных досках; им предлагается соединить заготовленные заранее на доске графики функций с соответствующими формулами этих функций:
1 ученик: у = 5х + 3; у = – 3х; у = – х2 + 5; у = – ; у = х3;

2 ученик: у = ; у = ; у = – х3; у = х2 + 3; у = | х |.

Ученики выполняют свои задания и садятся на свои места.

б) В это время фронтальная работа с классом.

С помощью мультимедиа-проектора на доске высвечивается задание:

f(x) = 3x2 + 5;
f(x) = –5x+ 1;
f(x)= x34x

Сравнить для каждой из заданных функций значения при х = 1 и х = – 1; х = 3 и х = – 3; х = 4 и х = – 4.  Результаты сравнения записать с помощью знаков <, >, = столбиком в тетрадь.

При необходимости перед выполнением задания проговорить с учащимися алгоритм нахождения значений функции для заданных значений.
Через 5 минут подводятся итоги, проверяется результат. Учитель спрашивает учащихся:

– Какие вы видите факты?
– Какие есть мнения?
– Сравните мнения.
– Вы как думаете?
– Какой возникает вопрос?
– Попробуйте сформулировать проблему.
– Какая будет тема урока?
– Как вы думаете, почему?

При необходимости учитель наводящими вопросами подводит учащихся к тому, что на уроке будет решаться вопрос – когда значения функции от противоположных аргументов равны, когда будут отличаться только знаком, что это за свойство функции.

III. Усвоение новых знаний (7–10 мин.)

Учащиеся совместно с учителем формулируют определения четной и нечетной функции и записывают в тетрадь краткое определение:

Затем учитель совместно с учащимися проверяют выполнение задания на откидных досках. После чего учитель задает учащимся вопросы:

– Как вы думаете, есть ли среди этих функций четные или нечетные функции?
– Как проверить?

Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм проверки функции на четность и нечетность, по вариантам проверяют функции из 1 задания на четность, нечетность. При проверке результата учащиеся должны придти к выводу, что бывают функции, которые не являются ни четными, ни нечетными.

Следующее задание, которое предлагает учитель ученикам:

– Посмотрите, пожалуйста, на графики тех функций, которые являются четными.
– Какие видите факты?
– Какие есть мнения?
– А что можно сказать о графиках нечетных функций?

Учитель подводит детей к тому, что при построении графиков четных функций используется осевая симметрия относительно оси ординат, а при построении графиков нечетных функций – центральная симметрия относительно точки начала координат (0; 0). Учитель это показывает наглядно с помощью мультимедиа-проектора, либо мелом на доске.
Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм построения графиков четных и нечетных функций. Особое внимание учащихся обратить на то, что область определения четных и нечетных функций всегда симметрична относительно х = 0.

IV. Первичное осмысление и понимание (10–15 мин.)

Комментированное  решение с проговариванием алгоритмов выполнения и объяснением каждого шага выполнения заданий, которые высвечивают через мультимедиа-проектор на доске:

Задание № 1: Дан фрагмент графика четной функции f(х), которая определена на [–9; 9]. Достройте график функции f(х) и ответьте на следующие вопросы:

 

– Сколько нулей функции на этом промежутке?
– Сколько промежутков возрастания и убывания?
– Сколько промежутков, на которых значения функции положительны (отрицательны)?
– Выполните это же задание, учитывая, что теперь дан фрагмент нечетной функции. 

Задание № 2: Проверьте, является ли четной или нечетной функция, заданная формулой:

f(х) = 2х3 + 8х7                                             f(х) =  0,5х2 + 3х + 5
g(х) = – 5х2 + 5х6                                         g(х) = 6х – 29х3 + 3х5

 V. Самостоятельная работа по раздаточному материалу в двух вариантах (5–7 мин.)

а) Проверьте, является ли четной или нечетной функция, заданная формулой:

f(х) = 2х3 – 3х7                                             f(х) = 5х2 + 3х4
g(х) = –х2 + 5х6                                           g(х) = –2х3 + 3х5

б) Дан фрагмент графика функции g(х), которая определена на [–7; 7]. Достройте график, если функция:

– четная;
– нечетная.

VI. Решение задания по новой теме из второй части ЕГЭ 2006 года

Найдите значение функции  у = 2 f(–а)(3 f(а) – g(–в)) + 4 (g(–в))2, если известно, что  у = f(х) – четная функция, у = g(х) – нечетная функция, f(а) = 2,  g(в) = –3.

VII. Итог урока (1–2 мин.)

Рефлексия деятельности учащихся на уроке:

– Что нового узнали?

Самооценка детьми собственной деятельности.

VIII. Домашнее задание

Учащимся предлагается составить для соседа по парте карточку с заданием, аналогичным заданию самостоятельной работы, также по желанию предлагается приготовить сообщение по теме «История возникновения понятия».