Урок окружающего мира по теме "Материки и океаны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о географическом положении материков и частей света, океанов;
  • проверка умения детей работать с контурной картой;
  • расширение кругозора;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • воспитание интереса к географии как науке.

Оборудование:

  • диск
  • контурные карты;
  • учебник Дмитриевой для 4 кл., 2 часть;
  • шкатулка;
  • игра «По Антарктиде», вопросы;
  • медали.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

1. Географический диктант

Дети на контурных картах ставят номер географического объекта, о котором говорит учитель.

На доске:

  1. Африка
  2. Австралия
  3. Антарктида
  4. Америка
  5. Европа
  6. Азия

Учитель.

– Часть света, расположенная целиком в западном полушарии. (4)
– Часть света, расположенная в северном полушарии к западу от Уральских гор. (5)
– Материк, пересекаемый экватором и нулевым меридианом. (1)
– Самый холодный материк. (3)
– Самый маленький по площади материк. (2)
– Часть света, омываемая Индийским океаном с юга. (6)

Контурные карты сдаются на проверку.

– Сегодня у нас необычный урок – «Встреча частей света». У нас в гостях богиня Гея.

– Может быть, кто-нибудь знает, почему эту богиню я пригласила на наш урок? (Рассуждения учащихся)

– Богиня Гея – греческая богиня земли, от нее произошли моря и горы. Сегодня она приглашает всех в свой географический замок, где вас ждут интересные географические задания, загадки, стихи, игры.

Богиня Гея. Здравствуйте, дорогие друзья! Я пригласила в свой географический замок весь мир. У нас сегодня бал, поэтому многое будет необычно. Вы увидите, что география может быть интересной и занимательной игрой.

Учитель: В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам, чтобы перелететь с одного континента на другой. Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктики. И если сегодня мы знаем свою землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей.
Невзирая на подстерегавшие их опасности, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы, военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности. Открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере, или просто тяга к знаниям. Сначала «открыли» Старый Свет. Какие части света относятся к старому Свету? (Ответы детей.)

– Послушайте легенду о Европе.

Ученик. Легенда рассказывает: у финикийского царя была дочь по имени Европа. Всемогущий Зевс полюбил девушку. Он переправил ее на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор стала носить ее имя. В течение многих веков менялись границы Европы, лишь в XVlll веке окончательно договорились о том, что Уральские горы разделяет ее с Азией.

Ученик. Европа – западная часть Евразии – самого большого материка Земли. Площадь Европы с островами 10,5 миллионов квадратных километров.

Учитель. Какие страны Европы вы знаете? (Ответы детей.)

– В далекие времена в Европу ввозили разнообразные товары: драгоценные камни, тончайшие ткани, всевозможные продукты.

Богиня Гея. Ребята, попробуйте отгадать, что находится в шкатулке. Без этого нельзя обойтись на кухне, ценилось это в Европе очень дорого. (Пряности)

– Какие пряности вам знакомы? (Перец, корица, кориандр, мускатный орех)

– Привозилось все это из Азии, из сказочной страны, которая называется Индия.

Учитель. Европа стала завидовать богатствам Азии. Европейские короли мечтали о богатствах Ази. Но путь в Азию был перекрыт турками, которые владели землями между Средиземным морем и Индийским океаном.

Богиня Гея. Стремились европейские властители в Азию, но как этого достичь – не знали. Выход подсказала География. Если Земля – шар, то можно найти другие географические направления.

Учитель. Какие путешественники искали обходной путь в Индию? (Магеллан, Х.Колумб, Васко де Гама)

– План Колумба был одним из величайших заблуждений, оставивший яркий след в истории. Он не предполагал, что на его пути встанет целый материк и что по другую сторону от него находится огромный Тихий океан.

– Если бы он догадывался об истинных размерах земного шара, то, по всей вероятности Америка была бы открыта значительно позже. В том-то и состоит заслуга Колумба, что, несмотря на все сомнения и препятствия он шел вперед – его открытие оказалось намного важнее, чем обнаружение возможного западного пути в Индию. На открытой им земле не суждено было носить его имя. Незадолго до того, как Колумб умер, почти всеми забытый, появилась маленькая , но увлекательная книжка, написанная якобы мореплавателем Америго Веспуччи. Книга рассказывала о новой части света , которую автор обследовал во время четыре экспедиций. Об этой земле он говорил, как о вновь обретенном рае. Имя Колумба не было упомянуто ни разу.

– Как теперь известно, это была хитрая уловка неизвестного издателя. Сам Веспуччи о книге ничего не знал. Но книга получила широкую известность, была переведена на многие языки. И немецкие географы предложили назвать материк Америкой. И, хотя позже обман был обнаружен, имя осталось.

– Открытие Америки принесло Европейцам не только золото и серебро, но и одарило богатствами растительного мира.

– Какие растения завезены были из Америки? (Картофель, кукуруза, ананасы, хлопок, какао, томаты)

2. Цифровой диктант

На доске:

  1. Карибское
  2. Атлантический
  3. Тихий
  4. Колумб
  5. Америго Веспуччи
  6. Панамский
  7. Огненная Земля

– Океан, омывающий восточные берега материка.
– Канал, соединяющий два океана.
– Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Америки.
– Океан, омывающий западные берега материка.
– Море на севере Южной Америки.
– Путешественник, чьим именем была названа Америка.
– Остров на юге Южной Америки.

Ответы: 2, 6, 4, 3, 1, 5, 7.

Взаимопроверка. Оценка.

Учитель. Но самым первым материком, на котором побывали европейцы, была … Африка. Расскажите о ее расположении.

Ученик. Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен и в северном и в южном полушариях. Африка находится очень близко от Евразии.

Учитель. Что отделяет Африку от Евразии? (Суэцкий канал)
– Чем омываются берега Африки с севера? (Средиземное море)
– С запада? (Атлантический океан)
– С востока? (Индийский океан, Красное море)
– Почему море названо Красным? (Берега усеяны коралловыми отмелями. Климат моря известен, как один из тяжелейших на планете. Зажатое между пустынями море с июня по сентябрь представляет собой палящий ад «раскаленная сковорода».)

Богиня Гея. Африка очень далеко от нас, но есть ниточка, связующая нашу и африканскую природу – перелетные птицы. Назовите их. (Ответы детей)

Учитель. Вернемся к карте. Какова особенность в расположении континентов? (Попарно)

– Внимательно рассмотрите расположение Австралии и Антарктиды. Через пролив Дрейка Антарктида ближе подходит к Южной Америке, но исторически когда-то Австралия и Антарктида составляли единый материк.

Ученик. Австралия – наименьший из материков. Это самый необычный материк земного шара. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие – кенгуру, сумчатый волк, сумчатый медведь – коала, живущий на деревьях.

Ученица.

Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы не ездили туда?

Ученик.

А со мною так случилось:
Мне Австралия приснилась.
Вот послушайте сейчас
Мой короткий сон – рассказ.
Я летел на вертолете,
А быть может, – самолете.
Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна.
С парашютом я спустился,
И на суше очутился,
Осмотрелся – ни души,
Все дороги хороши.
Чтобы не замерзнуть вдруг,
Я отправился на юг
Только странно, чем южней –
Холодней и холодней.
Я увидел дивный лес:
Там деревья до небес.
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.

Ученица.

Очень странная страна –
Любит пошутить она?
Эти звери погляди,
Носят сумки впереди.
Ну, а этот ради шутки
Нос свой одолжил у утки.
Мишка этот как бандит,
Он на дереве сидит.
Ну, а это, кто такой
Появился предо мной?

Ученик.

Это – местный житель
Страны сей долгожитель.
От него же я узнал,
Что в Австралию попал.
Что ее Тасман открыл,
Кук открытье закрепил.
Австралия – богатая страна
Имеет уголь, нефть и золото она.
Имеет развитое производство,
Большое место занимает овцеводство.
Я мог бы еще что –нибудь узнать,
Но тут будильник зазвенел –
Пора вставать.

Учитель: Какой материк самый холодный? (Антарктида)

– В начале XIX века на океанские просторы устремился русский флот. В 1821 году Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым проникли за ледовый барьер, окружавший южный полюс. Они открыли шестой континент и шестую часть света – Антарктиду.

Игра «По Антарктиде»

В кармашках на игровом поле – вопросы. Выходите, берете любой из них, читаете, отвечаете.

Вопросы:

  1. Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами? – Антарктида
  2. Какие материки имеют площадь меньше площади Антарктиды? – Австралия
  3. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? – Южная Америка
  4. Перечислите материки с площадью больше площади Антарктиды.
  5. Какова средняя толщина ледяного покрова Антарктиды?
  6. Какие океаны омывают Антарктиду?
  7. Кто открыл Антарктиду?
  8. Когда была открыта Антарктида?
  9. Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики?
  10. Назвать растения Антарктиды?
  11. Какая птица может быть символом Антарктиды?
  12. Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более 1м?

III. Итог

Богиня Гея. Подходит концу наша встреча с частями света. А теперь представьте, что вы – великаны, а наша Земля совсем маленькая, как мяч. Вы держите ее на своих ладонях. Дунете – и ураганы поднимут деревья и дома вверх, страшные волны обрушатся на корабли и берега. Дотронетесь – и исчезнут под пальцами долины и леса. Будьте осторожны со своей планетой. Учитесь беречь наш общий дом – планету Земля.

Учитель. А за то, что вы так хорошо поработали на уроке и так много знаете, богиня Гея удостаивает мальчиков титула «гео-графа», а девочек – «гео-графини». И вручает памятные медали.

IV. Домашнее задание