Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о географическом положении материков и частей света, океанов;
- проверка умения детей работать с контурной картой;
- расширение кругозора;
- развитие памяти, внимания, речи;
- воспитание интереса к географии как науке.
Оборудование:
- диск
- контурные карты;
- учебник Дмитриевой для 4 кл., 2 часть;
- шкатулка;
- игра «По Антарктиде», вопросы;
- медали.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
1. Географический диктант
Дети на контурных картах ставят номер географического объекта, о котором говорит учитель.
На доске:
- Африка
- Австралия
- Антарктида
- Америка
- Европа
- Азия
Учитель.
– Часть света, расположенная целиком в
западном полушарии. (4)
– Часть света, расположенная в северном
полушарии к западу от Уральских гор. (5)
– Материк, пересекаемый экватором и нулевым
меридианом. (1)
– Самый холодный материк. (3)
– Самый маленький по площади материк. (2)
– Часть света, омываемая Индийским океаном с юга.
(6)
Контурные карты сдаются на проверку.
– Сегодня у нас необычный урок – «Встреча частей света». У нас в гостях богиня Гея.
– Может быть, кто-нибудь знает, почему эту богиню я пригласила на наш урок? (Рассуждения учащихся)
– Богиня Гея – греческая богиня земли, от нее произошли моря и горы. Сегодня она приглашает всех в свой географический замок, где вас ждут интересные географические задания, загадки, стихи, игры.
Богиня Гея. Здравствуйте, дорогие друзья! Я пригласила в свой географический замок весь мир. У нас сегодня бал, поэтому многое будет необычно. Вы увидите, что география может быть интересной и занимательной игрой.
Учитель: В наше время мир стал совсем
маленьким. Спутники облетают земной шар в
считанные минуты, радио и телевидение приносят
информацию из самых отдаленных уголков планеты,
и всего несколько часов полета требуется
туристам, чтобы перелететь с одного континента
на другой. Но так было не всегда. Еще в прошлом
веке на переход через Атлантику уходило
несколько недель, а парусные суда добирались до
Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни
Азии были так же мало знакомы европейцам, как и
влажные тропики Конго или вечные льды
Антарктики. И если сегодня мы знаем свою землю
лучше, чем во времена античности, то это заслуга
отважных мореплавателей, мужественных
первопроходцев и неутомимых исследователей.
Невзирая на подстерегавшие их опасности, они
смело устремлялись в неизведанное, куда влекла
их жажда славы, военных почестей, желание найти
золото, драгоценные камни и экзотические
пряности. Открыть новые торговые пути, приобщить
другие народы к своей вере, или просто тяга к
знаниям. Сначала «открыли» Старый Свет. Какие
части света относятся к старому Свету? (Ответы
детей.)
– Послушайте легенду о Европе.
Ученик. Легенда рассказывает: у финикийского царя была дочь по имени Европа. Всемогущий Зевс полюбил девушку. Он переправил ее на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор стала носить ее имя. В течение многих веков менялись границы Европы, лишь в XVlll веке окончательно договорились о том, что Уральские горы разделяет ее с Азией.
Ученик. Европа – западная часть Евразии – самого большого материка Земли. Площадь Европы с островами 10,5 миллионов квадратных километров.
Учитель. Какие страны Европы вы знаете? (Ответы детей.)
– В далекие времена в Европу ввозили разнообразные товары: драгоценные камни, тончайшие ткани, всевозможные продукты.
Богиня Гея. Ребята, попробуйте отгадать, что находится в шкатулке. Без этого нельзя обойтись на кухне, ценилось это в Европе очень дорого. (Пряности)
– Какие пряности вам знакомы? (Перец, корица, кориандр, мускатный орех)
– Привозилось все это из Азии, из сказочной страны, которая называется Индия.
Учитель. Европа стала завидовать богатствам Азии. Европейские короли мечтали о богатствах Ази. Но путь в Азию был перекрыт турками, которые владели землями между Средиземным морем и Индийским океаном.
Богиня Гея. Стремились европейские властители в Азию, но как этого достичь – не знали. Выход подсказала География. Если Земля – шар, то можно найти другие географические направления.
Учитель. Какие путешественники искали обходной путь в Индию? (Магеллан, Х.Колумб, Васко де Гама)
– План Колумба был одним из величайших заблуждений, оставивший яркий след в истории. Он не предполагал, что на его пути встанет целый материк и что по другую сторону от него находится огромный Тихий океан.
– Если бы он догадывался об истинных размерах земного шара, то, по всей вероятности Америка была бы открыта значительно позже. В том-то и состоит заслуга Колумба, что, несмотря на все сомнения и препятствия он шел вперед – его открытие оказалось намного важнее, чем обнаружение возможного западного пути в Индию. На открытой им земле не суждено было носить его имя. Незадолго до того, как Колумб умер, почти всеми забытый, появилась маленькая , но увлекательная книжка, написанная якобы мореплавателем Америго Веспуччи. Книга рассказывала о новой части света , которую автор обследовал во время четыре экспедиций. Об этой земле он говорил, как о вновь обретенном рае. Имя Колумба не было упомянуто ни разу.
– Как теперь известно, это была хитрая уловка неизвестного издателя. Сам Веспуччи о книге ничего не знал. Но книга получила широкую известность, была переведена на многие языки. И немецкие географы предложили назвать материк Америкой. И, хотя позже обман был обнаружен, имя осталось.
– Открытие Америки принесло Европейцам не только золото и серебро, но и одарило богатствами растительного мира.
– Какие растения завезены были из Америки? (Картофель, кукуруза, ананасы, хлопок, какао, томаты)
2. Цифровой диктант
На доске:
- Карибское
- Атлантический
- Тихий
- Колумб
- Америго Веспуччи
- Панамский
- Огненная Земля
– Океан, омывающий восточные берега материка.
– Канал, соединяющий два океана.
– Путешественник, совершивший несколько
плаваний к берегам Америки.
– Океан, омывающий западные берега материка.
– Море на севере Южной Америки.
– Путешественник, чьим именем была названа
Америка.
– Остров на юге Южной Америки.
Ответы: 2, 6, 4, 3, 1, 5, 7.
Взаимопроверка. Оценка.
Учитель. Но самым первым материком, на котором побывали европейцы, была … Африка. Расскажите о ее расположении.
Ученик. Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен и в северном и в южном полушариях. Африка находится очень близко от Евразии.
Учитель. Что отделяет Африку от
Евразии? (Суэцкий канал)
– Чем омываются берега Африки с севера? (Средиземное
море)
– С запада? (Атлантический океан)
– С востока? (Индийский океан, Красное море)
– Почему море названо Красным? (Берега усеяны
коралловыми отмелями. Климат моря известен, как
один из тяжелейших на планете. Зажатое между
пустынями море с июня по сентябрь представляет
собой палящий ад «раскаленная сковорода».)
Богиня Гея. Африка очень далеко от нас, но есть ниточка, связующая нашу и африканскую природу – перелетные птицы. Назовите их. (Ответы детей)
Учитель. Вернемся к карте. Какова особенность в расположении континентов? (Попарно)
– Внимательно рассмотрите расположение Австралии и Антарктиды. Через пролив Дрейка Антарктида ближе подходит к Южной Америке, но исторически когда-то Австралия и Антарктида составляли единый материк.
Ученик. Австралия – наименьший из материков. Это самый необычный материк земного шара. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие – кенгуру, сумчатый волк, сумчатый медведь – коала, живущий на деревьях.
Ученица.
Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы не ездили туда?
Ученик.
А со мною так случилось:
Мне Австралия приснилась.
Вот послушайте сейчас
Мой короткий сон – рассказ.
Я летел на вертолете,
А быть может, – самолете.
Вдруг увидел из окна:
Подо мной лежит страна.
С парашютом я спустился,
И на суше очутился,
Осмотрелся – ни души,
Все дороги хороши.
Чтобы не замерзнуть вдруг,
Я отправился на юг
Только странно, чем южней –
Холодней и холодней.
Я увидел дивный лес:
Там деревья до небес.
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.
Ученица.
Очень странная страна –
Любит пошутить она?
Эти звери погляди,
Носят сумки впереди.
Ну, а этот ради шутки
Нос свой одолжил у утки.
Мишка этот как бандит,
Он на дереве сидит.
Ну, а это, кто такой
Появился предо мной?
Ученик.
Это – местный житель
Страны сей долгожитель.
От него же я узнал,
Что в Австралию попал.
Что ее Тасман открыл,
Кук открытье закрепил.
Австралия – богатая страна
Имеет уголь, нефть и золото она.
Имеет развитое производство,
Большое место занимает овцеводство.
Я мог бы еще что –нибудь узнать,
Но тут будильник зазвенел –
Пора вставать.
Учитель: Какой материк самый холодный? (Антарктида)
– В начале XIX века на океанские просторы устремился русский флот. В 1821 году Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым проникли за ледовый барьер, окружавший южный полюс. Они открыли шестой континент и шестую часть света – Антарктиду.
Игра «По Антарктиде»
В кармашках на игровом поле – вопросы. Выходите, берете любой из них, читаете, отвечаете.
Вопросы:
- Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами? – Антарктида
- Какие материки имеют площадь меньше площади Антарктиды? – Австралия
- Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? – Южная Америка
- Перечислите материки с площадью больше площади Антарктиды.
- Какова средняя толщина ледяного покрова Антарктиды?
- Какие океаны омывают Антарктиду?
- Кто открыл Антарктиду?
- Когда была открыта Антарктида?
- Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики?
- Назвать растения Антарктиды?
- Какая птица может быть символом Антарктиды?
- Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более 1м?
III. Итог
Богиня Гея. Подходит концу наша встреча с частями света. А теперь представьте, что вы – великаны, а наша Земля совсем маленькая, как мяч. Вы держите ее на своих ладонях. Дунете – и ураганы поднимут деревья и дома вверх, страшные волны обрушатся на корабли и берега. Дотронетесь – и исчезнут под пальцами долины и леса. Будьте осторожны со своей планетой. Учитесь беречь наш общий дом – планету Земля.
Учитель. А за то, что вы так хорошо поработали на уроке и так много знаете, богиня Гея удостаивает мальчиков титула «гео-графа», а девочек – «гео-графини». И вручает памятные медали.
IV. Домашнее задание