Повышение активизации познавательного процесса – проблема, над которой я работаю уже несколько лет, настолько стара и постоянна, насколько существует сам процесс обучения. И, несмотря на это, она не становится менее значимой.
В процессе обучения действуют те же законы, что и в природе. Всё, чем мы «кормим» насильно, организм отторгает, а если и усваивает, то с большим трудом. Ребёнку очень трудно справиться с огромным ежедневным объёмом информации; переработать и запомнить её, если он не видит в ней значимости конкретно для себя.
И здесь логично возникает вопрос, что для ребёнка наиболее значимо? Разные дети, разные семьи, разный возраст, разные стартовые возможности. Но как бы ни были разнообразны ребячьи души, дети – тоже люди! И стоит учителю поставить себя на их место, всё тут же становится понятным. Если нас что-то заинтересовало и увлекло, мы перестаём замечать время, и всё запоминаем удивительно быстро. Если нам нужно утвердиться в своём коллективе или повысить свой статус в обществе (не будем забывать, что человек – существо социальное), мы приложим всё своё усердие для достижения цели, даже если это будет связано с трудностями. А теперь представьте, что Вы добились успеха, пусть небольшого, но Вас заметили и Вас похвалили. «Крылья за спиной»! Желание сделать ещё и больше! Чувство удовлетворённости и благодарности за то, что заметили и оценили. Не таких ли учеников мы хотим видеть на своих уроках?! Учеников, которые сами хотят узнавать, запоминать, приобретать навыки, одним словом, учиться!
Существует множество методов повышения активизации познавательного процесса, но у разных учителей одни и те же способы и формы активизации могут иметь разную степень воздействия. И поэтому, сколько бы известных технологий не существовало, у каждого учителя вырабатывается своя система, свой подчерк, своя специфика. Я хочу рассказать о тех формах и способах активизации, которые применяю в своей педагогической практике.
Разговор пойдёт о 3-х возрастных группах:
- 5–7-е классы;
- 8–9-е классы;
- 10–11-е классы.
Проще всего, с точки зрения психологии, увлечь учащихся 5–7-х классов. Они открыты, доверчивы, необычайно любопытны; они могут «поглотить» и запомнить огромное количество информации, но при одном условии: если им это интересно. Это самое благодатное время для наработке картографической номенклатуры, тем более, что значимость карты в географии можно сравнить со значимостью таблицы умножения в математике. Но как механическое зазубривание карты сделать занятием увлекательным?
Дети этого возраста очень любят коллективные игры, особенно, если они приобретают характер состязаний (Приложение 1). Ещё одна особенность заключается в том, что дети в этом возрасте толерантны, уживчивы и отзывчивы, способны к взаимопомощи и взаимовыручке и одновременно способны подчиняться единым требованиям группы, если речь идёт о достижении единой цели. Другими словами, дети данной возрастной группы отличаются высокой степенью коллективизма. Использую это я следующим образом.
Классный коллектив разбивается на группы таким образом, чтобы в каждой группе был сильный ученик (он же становится командиром, консультантом и главным помощником учителя), 2–3 ученика средних способностей и 1–2 слабоуспевающих. При делении на группы учитываются не только интеллектуальные способности учащихся, но и организаторские способности отдельных учеников, а также межличностные отношения.
Группы не временные. Они формируются в начале учебного года и создаются на весь учебный период по принципу звеньев или бригад. Цель каждой группы – набрать как можно большее количество баллов в процессе учебной деятельности. Итоги подводятся к концу определённого календарного периода или на заключительном уроке при прохождении большой темы («План и карта», «Литосфера» и т.д.). Данная методика максимально активизирует учебный процесс (Приложение 2) через систему взаимопомощи, взаимоконтроля, формирует чувство взаимной ответственности, рождает азарт. Всё это играет неоценимую роль при работе с картой, дополнительной литературой, а так же при формировании монологической речи учащихся, так как количество балов, набранных за пересказ, удваивается при занесении их в общую итоговую ведомость группы (Приложение 3).
В результате применения метода «стационарных групп» достигается высочайший уровень запоминания номенклатуры карты, специальной терминологии, наконец, отрабатывается навык географического рассказа у доски. В погоне за баллами, которые любой ребёнок отождествляет с успехом, запоминается очень сложный, но необходимый в дальнейшей системе географического образования материал. Так играючи под девизом «Один за всех и все за одного!» ученики 5–7-х классов познают и усваивают азы географической науки.
Но уже к концу 7-го класса эта форма активизации становится менее эффективной, а в 8–9-х классах вообще перестаёт быть значимой. И это нормально, так как в подростковом возрасте на первое место выходит собственное «Я», теперь каждый ученик мечтает (даже если тщательно это скрывает) испытать собственный успех. И этот возраст я считаю самым сложным в работе любого педагога. Учителю надо быть предельно внимательным, осторожным и корректным в обращении с каждым учеником, чтобы, обучая, не навредить, не сформировать у ребёнка стойкого комплекса «неудачника». Часто в этом возрасте «плохие оценки» (двойки, тройки, а для кого-то даже четвёрки) становятся неэффективным средством воздействия и могут дать вообще обратный результат. Но где же взять хорошие оценки, если ученик (как нам часто кажется) не хочет учиться? Ни беседы с родителями, ни угрозы, ни наказания практически не имеют положительного результата. И нам взрослым невдомёк, что, отказываясь отвечать у доски, подросток часто просто боится выглядеть хуже других в глазах своих одноклассников, боится испытать «неуспех», так как очень дорожит своим «Я» и мнением сверстников.
В этом возрасте наибольший эффект дают дифференцированные формы обучения, в том числе и дифференцированные виды домашнего задания (Приложение 4). Ученик вправе сам выбрать задание из предложенного перечня. Делая выбор сам, он, конечно же, заранее рассчитывая на успех, выбирает наиболее приемлемый для себя вариант, одновременно надеясь расстаться с плохими оценками.
Конечно, в этом случае возникают трудности у учителя. Необходимо составить перечень заданий, разных по степени сложности, но преследующих одну цель – усвоение определённого объёма знаний.
При работе с текстом учебника я широко использую в своей практике, кроме традиционных форм, такие задания, как пересказ по плану, дикторское чтение (у доски с комментариями по карте), смысловое чтение с места, письменные ответы на вопросы, описание рисунков. Какое бы задание ни выбрал ученик, в любом случае потребуется прочтение текста вслух и тщательная проработка материала параграфа. Во всех случаях есть возможность получить оценку «4» или «5», так как после ответа по домашнему заданию каждый ученик отвечает ещё и на вопросы своих одноклассников. Составление таких вопросов так же входит в перечень заданий по выбору. Качество составленных вопросов (сложность, конкретность, форма построения) тоже оцениваются учителем. В этом случае можно получить ещё одну оценку, если составлено не менее 3-х вопросов.
Сколько сразу возможностей получить хорошую отметку! Это и есть успех в глазах одноклассников, это и есть гордость за собственное «Я»! Дальше появляется интерес, так как всегда интересно делать то, что умеешь или то, что у тебя получилось хотя бы раз хорошо. Если ученик однажды испытал успех, у него появляется желание повторить его.
Прохождение темы подходит к концу и впереди итоговый контрольный тест (Приложение 5). Здесь важно, чтобы ребёнок не сорвался, не получил «2». И в этом случае ему помогает перечень опорных вопросов (Приложение 6), которые он получает на первом же уроке перед началом прохождения новой темы. Учащиеся знают, из этого перечня вопросов будет составлен итоговый тест. У каждого из них есть возможность при прохождении темы акцентировать внимание на этих вопросах, заранее выяснить то, что не понятно. Исключаются излишнее волнение и страх, которые часто мешают думать ребятам во время контрольных работ. «Я всё это знаю, у меня всё получится!» А это и есть ожидание успеха, а значит – уверенность в себе!
10–11-е классы. Это уже не дети и не подростки. Это взрослые юноши и девушки, осознанно выбравшие обучение в старшей школе. В этом возрасте они уже адекватно оценивают свои знания и навыки. Они способны анализировать свои успехи и неудачи. Они готовы и стремятся овладевать новыми знаниями и навыками, но у них порой просто не хватает времени. Информация возрастает многократно. Возникает потребность быстро и качественно переработать её и запомнить. Обойтись чисто механической памятью уже невозможно. Большой объём изучаемого материала необходимо систематизировать, обобщить, вычленить главные составные части, проследить взаимосвязи.
Справиться с этими задачами помогает ребятам работа по составлению графических конспектов (Приложение 7). Что же это такое? Этот вид деятельности появился в арсенале моих приёмов, благодаря изучению технологии использования схемно-знаковых моделей В.Ф. Шаталова и логико-смысловых моделей В.Э. Штейнберга. В обоих случаях идёт «сворачивание» большого информационного материала, но только разными способами. В своей работе я отказалась и от системы «знаковых моделей», и от системы «паучков». Учащимся оказалось проще использовать систему «тезисов», вычленяя главные опорные моменты изучаемой темы. Далее идёт структурирование материала методом «кластеров», который позволяет установить причинно-следственные связи между различными компонентами и явлениями (Приложение 8). Графические конспекты являются логически завершёнными, если в их составе есть, так называемые, «узелки на память». Это тот фактический, а чаще цифровой материал, который подтверждает, либо даёт ёмкую и яркую характеристику определённой закономерности или явлению, либо дополнительно характеризует определённый элемент графической системы.
Этот метод позволяет учащимся не только усваивать за более короткий промежуток времени большой объём информации, но и развивает критическое мышление, так как этот вид деятельности является глубоко творческим (Приложение 9). Устанавливаются причинно-следственные связи между различными компонентами социально-природных систем и комплексов и формами человеческой деятельности. При составлении графических конспектов часто идёт сравнительный анализ графиков, диаграмм, картосхем, используется статистический материал и картографический.
Таким образом, этот вид деятельности позволяет максимально активизировать познавательный процесс, а главное – систематизировать изучаемый материал, в процессе чего учащимся достаточно легко не только запомнить его, но и воспроизвести. Графические конспекты хранятся учащимися в течение всего последующего периода обучения, часто используются в процессе изучения последующих тем, а также для подготовке к зачётам, итоговым тестам и выпускным экзаменам. В решении данных задач они являются «верными помощниками», так как составлены в процессе самостоятельной интенсивной мыслительной деятельности.
Ещё одна проблема старших классов – это накопляемость «хороших» оценок. Мы уже говорили, что учащиеся перегружены, и могут быть срывы. Болезни, олимпиады, мероприятия и соревнования различного рода, другие непредвиденные обстоятельства, а география всего один раз в неделю. Объём изучаемого материала достаточно большой и исправить плохую оценку, однажды поставленную в журнал, ученику бывает крайне сложно. Это становится проблемой. Вместо того, чтобы в дальнейшем продолжить работу над изучаемым материалом, он начинает изыскивать любые способы, чтобы «закрыть» эту ненавистную отметку. Теряется время, растёт «клубок проблем», наконец, может выработаться стойкая неприязнь к так называемому «ненужному» предмету.
Учащиеся 10–11-х классов, как я уже отмечала, достаточно адекватно оценивают свои знания и способности. В этом возрасте они способны к самопланированию, самоконтролю, самооценки и самокоррекции. Учитывая всё это, при прохождении отдельных тем, где требуются разнообразные формы работы при изучении материала, я применяю такую форму контроля для учащихся, как «Лист самоконтроля».
В нём даётся перечень различных форм работы с изучаемым материалом, и выставляются оценки по каждому виду работы, но лишь на листе самоконтроля, пока идёт изучение темы (Приложение 10). В итоге, в журнал идут, как правило, только положительные отметки. Определённые виды работ ученик вправе не выполнять, а заменить другими. Например, составление графического конспекта заменить пересказом или наоборот. Хочется отметить, что в результате такого выбора у учащихся появляется реальная возможность избежать плохих оценок в журнале. А учитель приобретает статус консультанта, помощника, который в процессе их совместной деятельности так же, как и они, заинтересован в их успешности!
Всё, о чём я рассказала, можно назвать «Технологией успеха». Только успешный человек, удовлетворённый определённым видом деятельности и уверенный в себе, способен не только жить и выживать в современных социально-экономических условиях, но и доставлять радость себе и окружающим его людям.