Экологическое воспитание старших дошкольников — программа "Солнышко в ладошках"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Занятие в подготовительной логопедической группе на тему: “Прогулка в зимний лес”

Презентация

Цели:

  1. Закрепить представления детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни птиц и диких животных.
  3. Развивать доказательную речь.

Задачи:

  1. Познакомить детей с птицей клест (внешний вид, питание, выведение птенцов). Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
  2. Закрепить умения детей устанавливать связи: зависимость состояния лесных жителей от условий среды и степени удовлетворения потребностей.
  3. Развивать наблюдательность у детей на примере опыта с семенами ели.
  4. Воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Вам нравится путешествовать? Я приглашаю вас в сказочное путешествие. Для этого нужно закрыть глаза и послушать волшебную музыку.

Звучит музыка. Воспитатель надевает на голову шляпу и бороду старика-лесовика. Музыка заканчивается и дети открывают глаза.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я – старичок-лесовичок приглашаю вас в гости в мой сказочный зимний лес. Дорогие гости, а знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

Дети: не шуметь, не ломать ветки, ходить по тропинкам, не мусорить…

Воспитатель: Ах, как я рад, ребята, что вы знаете правила поведения в лесу. Пойдемте со мной на волшебную полянку. Посмотрите внимательно и скажите, чего или кого не может быть в зимнем лесу?

(На магнитной доске зимний пейзаж, на нем прикреплены магнитами животные, насекомые, цветы).

Дети: – не может быть бабочек на снегу, они все спрятались (снимает бабочек, кладет в корзинку);

  • не цветут цветы на снегу, все осенью завяли и высохли (убирает цветы);
  • не может гулять по снегу барсук, потому что он осенью наел много жира и уснул в норе до весны (снимает с доски барсука);
  • не может быть в зимнем лесу рыжих белок, они поменяли свои летние шубки на зимние серые (снимает рыжую белку);
  • не может быть ужей на снегу, потому что все змеи спрятались под пни и свернулись там по несколько штук в один клубок. Клубок все время медленно шевелится, змеи переползают сверху в середину клубка, чтобы не замерзнуть. Так они спят всю зиму (убирает ужа);
  • лягушек тоже не может быть на снегу, как только осенью вода станет холодной, они сразу ныряют на дно реки или озера и зарываются в ил, как будто спрятались под одеялом, и будут там спать до весны (убирает лягушку);
  • ласточки не может быть в зимнем лесу, потому что она перелетная птица, улетела осенью в теплые края. Ласточки питаются насекомыми, а зимой в лесу их уже не найти (снимает с доски ласточку);
  • серых зайцев в зимнем лесу не бывает, они надели зимние белые шубки (убирает серого зайца).

Воспитатель: давайте, ребятки, посмотрим, какой порядок навели вы на моей волшебной поляне. Кто же тут остался?

Дети: – белка в зимней серой шубке, лиса, снегирь на рябине, белый заяц, лось питается ветками, дятел достает личинок жуков-короедов, сова питается мышами.

Воспитатель: Замечательно вы рассуждаете. Пойдем дальше по волшебному лесу? Вот и еще одна волшебная поляна.

(Используется пособие “Добро пожаловать в экологию”)

Воспитатель: Что вы здесь видите?

Дети: снежный сугроб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, почему из сугроба идет пар?

Дети высказывают догадки: Кто-то зажег костер, но дым не серый. А может там кто-то живет? А может, кто-то спит? Сугроб большой, значит и спит кто-то большой? Наверное, медведь.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто там спит, но сделаем это тихонечко, чтобы не разбудить хозяина берлоги. Кто это дети? (Открывает клапан динамической модели).

Дети: Это медведь, он спит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто еще прячется в зимнем лесу? (Выставляет вторую динамическую модель). Посмотрите внимательно, что нам может об этом подсказать?

Дети: Следы на снегу. Может быть кто-то есть в дупле? Возможно, кто-то спрятался под пеньком?

Воспитатель открывает клапаны динамической модели и показывает белку в дупле, мышинную семейку, спящего ежика.

Воспитатель: Какие вы наблюдательные гости, все видите, замечаете, может мне еще поможете? Найдите любимую еду для каждого животного. (На индивидуальных мольбертах дети стрелками соединяют животное и еду. Например, медведь – мед, мышь – сыр и т.д.). Дети выполняют задание под музыку.

Воспитатель: Проверьте друг друга, никто не ошибся? Чудесно справились.

Физкультминутка.

Воспитатель: Пойдем дальше, вот два волшебных дерева, что вы можете про них сказать?

Дети:

- ель (елка, елочка) под снегом;

- голое дерево без листьев.

Воспитатель: Правильно. А на подносе целая стая птиц, посмотрите, кто это?

Дети: Кукушка.

Воспитатель: А это кто?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Что вы можете сказать про кукушку, какая это птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель: А снегирь?

Дети: Зимующая.

Воспитатель: Посмотрите на птиц и разместите их на эти деревья. Зимующих – на елочку в снегу, а перелетных – на зимнее дерево без листьев.

Дети развешивают птиц на крючки под музыку.

Воспитатель: Назовите, кто оказался на дереве?

Дети: Кукушка, ласточка, жаворонок, аист, иволга.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите птиц, которых посадили на елку.

Дети: Сова, дятел, снегирь, свиристель, синица.

Воспитатель: Ребята, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Порадовали вы меня, ничего не перепутали. Посмотрите, кто это? (Картина “Клесты на ели”).

Дети: Птицы.

Воспитатель: Обратите внимание на клювы этих птиц. Они особенные, похожи на инструмент – клещи. Поэтому их и назвали – клесты. Ребята, вспомните, для чего аисту длинный клюв?

Дети: Чтобы ловить в воде лягушек, мелких рыбешек.

Воспитатель: Вот и у клеста специально такой клюв, чтобы удобно было доставать себе корм. А питаются клесты семенами еловых шишек. Посмотрите на шишку, чешуйки плотно прижаты, они прячут семена до тех пор, пока созреют. Клесты своим удивительным клювом отрывают чешуйки и достают семена – свое любимое лакомство. На что похожи клювы этих птиц?

Дети: Похожи на инструмент – клещи.

Воспитатель: Для чего нужен птицам такой клюв?

Дети: Он нужен, чтобы доставать пищу, семена из шишек ели.

Воспитатель: Как называются эти птицы?

Дети: Птицы называются клесты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, клювы у этих птиц одинаковые, а оперенье разное. Яркий – это самец клест, а пестренькая – самочка-клестиха. Как вы думаете, что сейчас делает самочка?

Дети: Сидит в гнезде.

Воспитатель: Она не просто сидит, а согревает своим теплом яйца – высиживает птенцов. Не удивляйтесь, дорогие гости, клесты выводят птенцов зимой, когда кругом мороз и снег. Крохотным птенчикам – клестятам – не страшен холод и голод, их согревают своим теплом клесты – родители, а корма очень много, потому что много шишек. Вы не забыли, чем питаются клесты?

Дети: Семенами еловых шишек.

Воспитатель: Что же это за семена такие удивительные? Пройдем в мою лесную лабораторию (Дети садятся за столы. На белых салфетках у каждого семена ели и лупы). Возьмите лупы и рассмотрите семена. Что вы увидели?

Дети: Орешек и крылышко.

Воспитатель: Как вы думаете, что съедает клест?

Дети: Орешек.

Воспитатель: Правильно. Ребята, клесты – удивительные птицы – они помогают сажать леса, когда они едят, то многие семена падают на землю, а весной прорастают и из них вырастают маленькие елочки. Дети, а как вы думаете, для чего семенам нужны крылышки?

Дети: Чтобы летать.

Воспитатель: Конечно, в природе так устроено, семена легкие – с крылышками. Как шишки созреют, чешуйки раскроются, подует ветер и разнесет семена далеко вокруг по всему лесу и вырастут потом маленькие елочки очень далеко от мамы-ели. А теперь, дорогие гости, вы увидите, как полетят семена. (Включает фен и семена разлетаются с подноса). Что это вам напоминает?

Дети: Семена летят как вертолетики.

Воспитатель: Правильно, как вертолетики. Вспомните, у каких деревьев семена с крылышками?

Дети: У сосны, у липы, у клена.

Воспитатель: Замечательные у меня сегодня гости. А вам понравилось в моем зимнем лесу?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: Почему, что вам понравилось?

Дети: Было интересно. Познакомились с клестами. Заглянули в берлогу и норки.

Воспитатель: Кому понравилось, возьмите себе на память снежинку, а если не понравилось – капельку (все дети взяли снежинки). До свидания, дети, приходите еще. А теперь закройте глаза и послушайте волшебную музыку. Как только она закончится, вы вернетесь в детский сад.

Занятие в старшей логопедической группе: “Волшебная книга Зимушки-Зимы”

Цели:

  1. Итоговая беседа о зиме. Закрепить знания детей о признаках зимы (осени и весны).
  2. Уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных зимой.
  3. Познакомить детей с работой лесников.
  4. Развивать речь, память, творческое воображение и логическое мышление детей.
  5. Воспитывать заботливое отношение к диким животным и птицам, формировать желание делать добрые дела.

Ход занятия

Стук в дверь. (Приносят корзину, на ручке которой снежинка).

Воспитатель: Ребята! Вот это сюрприз! Как вы думаете, кто нам его прислал? Отгадайте загадку: “Замела снежком дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила!”

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы догадались? Ребята, подумайте и скажите, что бывает в природе только зимой?

Дети: Снег, лед, мороз.

Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная, нежная, искристая снежинка. Снежинка такая смелая, но такая хрупкая. Вспомните, как в морозный денек мы ходили по снегу и он у нас под ногами скрипел. Как вы думает, почему?

Дети: Потому что снежинки ломались под нашими ногами.

Воспитатель: Правильно, это ломались лучики у миллионов снежинок. А вы помните, какой был свежий воздух на улице после снегопада – это потому, что снежинки как парашютисты, спускаясь с неба, забирают с собой из воздуха частички пыли, дыма, газов от машин и несут их с собой на землю. Как вы думаете, можно ли кушать снег?

Дети: нет, нельзя, он холодный и грязный.

Воспитатель: Действительно, снег очень холодный – это вредно для горлышка. А еще он очень грязный, хоть и кажется чистым. Посмотрите, ребята, здесь еще и письмо. Сейчас я его прочитаю. “Здравствуйте, дети группы №5 “Солнышко”! Пока я была хозяйкой в природе, очень вас полюбила, потому что видела, как вы мне рады. Как катались на санках, лепили снеговиков, играли в снежки. Но больше всего мне понравилось, как вы кормили птиц. Скоро кончится мое время и придется нам расстаться до следующего года. Мне очень хотелось подарить вам на память волшебную книгу. Но вот беда, налетел проказник – южный ветер, подул, и разлетелись все странички из книги, осталась только обложка. Ребятки, помогите, пожалуйста, восстановить мою книгу. А для этого нужно выполнить несколько заданий. Подпись: Зимушка-Зима”.

Воспитатель: Хотите получить в подарок волшебную книгу Зимушки-Зимы?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Я уверена, что мы вместе обязательно справимся с этим непростым делом. Давайте присядем вот здесь на бревнышке и посмотрим, какие задания приготовила нам Зимушка-Зима. Но сначала проведем маленькую разминку, ответьте быстро на вопросы:

  1. Как приспосабливается к зиме человек?
  2. Какого цвета зимой заяц?
  3. Как зимует еж?
  4. Какие еще животные спят зимой?
  5. Почему стало меньше птиц?
  6. Как вы думаете, кто должен помогать птицам зимой?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Отлично прошла наша разминка! Достает конверт с запиской и читает: “Дети, я дарю вам зимний пейзаж, но, кажется, проказник – южный ветер опять что-то перепутал”. Как вы думаете, какое время года изображено? Почему вы так решили? Теперь посмотрите внимательно и скажите, чего не может быть зимой и почему?

Дети объясняют и снимают изображения животных, насекомых и цветов.

Воспитатель: Замечательно справились с заданием Зимушки-Зимы, посмотрим, что еще она нам приготовила. Достает конверт: “Отгадайте загадки, а потом проверьте себя на волшебном экране”.

Воспитатель вместе с детьми по очереди открывают отгадки.

Воспитатель: А теперь, дети, возьмите мольберты и фломастеры. Посмотрите внимательно, если у вас на мольберте есть отгадка на одну из загадок, то обведите ее по точкам фломастером. Дети под музыку выполняют задание.

Воспитатель: Превосходно справились, давайте положим отгадки в конверт, и это будет одна из страничек книги Зимушки-Зимы. Присядем на бревнышко и немного побеседуем. Ребята, подумайте и скажите, а что делают зимой эти лесные жители, чем занимаются? Кто хочет сказать о волке, о медведе, о лосе, о белке, о лисе, о зайце?

Дети по очереди высказываются, говоря о том, что знают про этих животных.

Воспитатель: Как называется место, где спит волк?

Дети: Логово.

Воспитатель: Где спит Лиса?

Дети: В норе.

Воспитатель: Где живет белка?

Дети: В гнезде, в дупле.

Воспитатель: А медведь?

Дети: В берлоге

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, как называется место, где отдыхает лось? (Лежбище). Нелегко приходится диким животным в зимнюю стужу. Дети, а как вы думаете, кто помогает пережить им трудные времена?

Дети: Люди помогают зимой животным.

Воспитатель: вспомните, как мы кормили птиц. А в лесу работают специальные люди – лесничие. Летом и осенью они заготавливают для животных разный корм. Лосям, зайцам, косулям – сено, березовые веники. Белкам – орешки. Кабанам – желуди.

Солнышки мои, вы наверное, устали сидеть? Давайте немного подвигаемся.

Физкультминутка: “Мы проверили осанку..”

Воспитатель: чудесно подвигались. А теперь пойдемте за мной к нашему календарю. Ребята, какое время года сейчас заканчивается?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какое время года наступит после зимы?

Дети: Весна.

Воспитатель: А что придет после весны?

Дети: Лето.

Воспитатель: А после лета?

Дети: Осень.

Воспитатель: А потом?

Дети: А потом все сначала.

Воспитатель: В кормушке у Зимушки-Зимы тоже есть модель года с заданием для вас. Нужно повесить картинки, на которых признаки каждого времени года. Например, на зиму можно повесить что?

Дети: Санки.

Воспитатель: Посмотрите-ка, здесь еще и волшебная шкатулка, а в ней… Зимушка-Зима когда раздавала лесным жителям зимние шубки, перепутала все хвосты, звери в лесу загрустили. Поможем им разобраться, где чей хвост? Нужно взять портрет животного и найти именно его хвост. Например, я нашла собачий хвост, он серый и пушистый. Поняли?

А теперь давайте разделимся, кто хочет подбирать животным хвосты? А кто признаки времен года?

Дети делятся на подгруппы по три человека. Работают под музыку на разных сторонах мольберта. Затем вместе проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель вопросами уточняет у каждого ребенка, почему повешена именно эта картинка.

Воспитатель: Ребята, Зимушка-Зима еще хочет проверить, какие вы внимательные. Сейчас я покажу вам картину, которая называется “Кто спрятался в зимнем лесу?”. Но смотреть на эту картину разрешается недолго. Дети смотрят на картину, пока звучит музыка, затем выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы внимательные, как быстро справились с заданием! Отлично! А еще Зимушка-Зима оставила вам какие-то загадочные картинки с белыми пятнами. А к ним еще и подсказки есть. Какое здесь время года, как вы думаете? А здесь? А это? Сядьте за стол и дополните картинки. Например, здесь нужно одеть девочку, здесь посадить ребят в лодку и т.д.

Дети выполняют задание под музыку.

Воспитатель: Замечательно потрудились. Посмотрите, вот и последний подарок Зимушки-Зимы: еловые веточки и синички. Если вам понравилось, как мы сегодня потрудились, то возьмите в руки синичку, а если вдруг нет – то еловую веточку (все взяли синичек).

Ну что ж, дорогие мои, замечательно потрудились над книгой. Она у нас останется навсегда. Мы будем ее часто рассматривать и вспоминать Зимушку.

Фотографии занятий