Занятие в подготовительной логопедической группе на тему: “Прогулка в зимний лес”
Цели:
- Закрепить представления детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни птиц и диких животных.
- Развивать доказательную речь.
Задачи:
- Познакомить детей с птицей клест (внешний вид, питание, выведение птенцов). Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
- Закрепить умения детей устанавливать связи: зависимость состояния лесных жителей от условий среды и степени удовлетворения потребностей.
- Развивать наблюдательность у детей на примере опыта с семенами ели.
- Воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Вам нравится путешествовать? Я приглашаю вас в сказочное путешествие. Для этого нужно закрыть глаза и послушать волшебную музыку.
Звучит музыка. Воспитатель надевает на голову шляпу и бороду старика-лесовика. Музыка заканчивается и дети открывают глаза.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я – старичок-лесовичок приглашаю вас в гости в мой сказочный зимний лес. Дорогие гости, а знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
Дети: не шуметь, не ломать ветки, ходить по тропинкам, не мусорить…
Воспитатель: Ах, как я рад, ребята, что вы знаете правила поведения в лесу. Пойдемте со мной на волшебную полянку. Посмотрите внимательно и скажите, чего или кого не может быть в зимнем лесу?
(На магнитной доске зимний пейзаж, на нем прикреплены магнитами животные, насекомые, цветы).
Дети: – не может быть бабочек на снегу, они все спрятались (снимает бабочек, кладет в корзинку);
- не цветут цветы на снегу, все осенью завяли и высохли (убирает цветы);
- не может гулять по снегу барсук, потому что он осенью наел много жира и уснул в норе до весны (снимает с доски барсука);
- не может быть в зимнем лесу рыжих белок, они поменяли свои летние шубки на зимние серые (снимает рыжую белку);
- не может быть ужей на снегу, потому что все змеи спрятались под пни и свернулись там по несколько штук в один клубок. Клубок все время медленно шевелится, змеи переползают сверху в середину клубка, чтобы не замерзнуть. Так они спят всю зиму (убирает ужа);
- лягушек тоже не может быть на снегу, как только осенью вода станет холодной, они сразу ныряют на дно реки или озера и зарываются в ил, как будто спрятались под одеялом, и будут там спать до весны (убирает лягушку);
- ласточки не может быть в зимнем лесу, потому что она перелетная птица, улетела осенью в теплые края. Ласточки питаются насекомыми, а зимой в лесу их уже не найти (снимает с доски ласточку);
- серых зайцев в зимнем лесу не бывает, они надели зимние белые шубки (убирает серого зайца).
Воспитатель: давайте, ребятки, посмотрим, какой порядок навели вы на моей волшебной поляне. Кто же тут остался?
Дети: – белка в зимней серой шубке, лиса, снегирь на рябине, белый заяц, лось питается ветками, дятел достает личинок жуков-короедов, сова питается мышами.
Воспитатель: Замечательно вы рассуждаете. Пойдем дальше по волшебному лесу? Вот и еще одна волшебная поляна.
(Используется пособие “Добро пожаловать в экологию”)
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: снежный сугроб.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, почему из сугроба идет пар?
Дети высказывают догадки: Кто-то зажег костер, но дым не серый. А может там кто-то живет? А может, кто-то спит? Сугроб большой, значит и спит кто-то большой? Наверное, медведь.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто там спит, но сделаем это тихонечко, чтобы не разбудить хозяина берлоги. Кто это дети? (Открывает клапан динамической модели).
Дети: Это медведь, он спит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто еще прячется в зимнем лесу? (Выставляет вторую динамическую модель). Посмотрите внимательно, что нам может об этом подсказать?
Дети: Следы на снегу. Может быть кто-то есть в дупле? Возможно, кто-то спрятался под пеньком?
Воспитатель открывает клапаны динамической модели и показывает белку в дупле, мышинную семейку, спящего ежика.
Воспитатель: Какие вы наблюдательные гости, все видите, замечаете, может мне еще поможете? Найдите любимую еду для каждого животного. (На индивидуальных мольбертах дети стрелками соединяют животное и еду. Например, медведь – мед, мышь – сыр и т.д.). Дети выполняют задание под музыку.
Воспитатель: Проверьте друг друга, никто не ошибся? Чудесно справились.
Физкультминутка.
Воспитатель: Пойдем дальше, вот два волшебных дерева, что вы можете про них сказать?
Дети:
- ель (елка, елочка) под снегом;
- голое дерево без листьев.
Воспитатель: Правильно. А на подносе целая стая птиц, посмотрите, кто это?
Дети: Кукушка.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Что вы можете сказать про кукушку, какая это птица?
Дети: Перелетная.
Воспитатель: А снегирь?
Дети: Зимующая.
Воспитатель: Посмотрите на птиц и разместите их на эти деревья. Зимующих – на елочку в снегу, а перелетных – на зимнее дерево без листьев.
Дети развешивают птиц на крючки под музыку.
Воспитатель: Назовите, кто оказался на дереве?
Дети: Кукушка, ласточка, жаворонок, аист, иволга.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Назовите птиц, которых посадили на елку.
Дети: Сова, дятел, снегирь, свиристель, синица.
Воспитатель: Ребята, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Порадовали вы меня, ничего не перепутали. Посмотрите, кто это? (Картина “Клесты на ели”).
Дети: Птицы.
Воспитатель: Обратите внимание на клювы этих птиц. Они особенные, похожи на инструмент – клещи. Поэтому их и назвали – клесты. Ребята, вспомните, для чего аисту длинный клюв?
Дети: Чтобы ловить в воде лягушек, мелких рыбешек.
Воспитатель: Вот и у клеста специально такой клюв, чтобы удобно было доставать себе корм. А питаются клесты семенами еловых шишек. Посмотрите на шишку, чешуйки плотно прижаты, они прячут семена до тех пор, пока созреют. Клесты своим удивительным клювом отрывают чешуйки и достают семена – свое любимое лакомство. На что похожи клювы этих птиц?
Дети: Похожи на инструмент – клещи.
Воспитатель: Для чего нужен птицам такой клюв?
Дети: Он нужен, чтобы доставать пищу, семена из шишек ели.
Воспитатель: Как называются эти птицы?
Дети: Птицы называются клесты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, клювы у этих птиц одинаковые, а оперенье разное. Яркий – это самец клест, а пестренькая – самочка-клестиха. Как вы думаете, что сейчас делает самочка?
Дети: Сидит в гнезде.
Воспитатель: Она не просто сидит, а согревает своим теплом яйца – высиживает птенцов. Не удивляйтесь, дорогие гости, клесты выводят птенцов зимой, когда кругом мороз и снег. Крохотным птенчикам – клестятам – не страшен холод и голод, их согревают своим теплом клесты – родители, а корма очень много, потому что много шишек. Вы не забыли, чем питаются клесты?
Дети: Семенами еловых шишек.
Воспитатель: Что же это за семена такие удивительные? Пройдем в мою лесную лабораторию (Дети садятся за столы. На белых салфетках у каждого семена ели и лупы). Возьмите лупы и рассмотрите семена. Что вы увидели?
Дети: Орешек и крылышко.
Воспитатель: Как вы думаете, что съедает клест?
Дети: Орешек.
Воспитатель: Правильно. Ребята, клесты – удивительные птицы – они помогают сажать леса, когда они едят, то многие семена падают на землю, а весной прорастают и из них вырастают маленькие елочки. Дети, а как вы думаете, для чего семенам нужны крылышки?
Дети: Чтобы летать.
Воспитатель: Конечно, в природе так устроено, семена легкие – с крылышками. Как шишки созреют, чешуйки раскроются, подует ветер и разнесет семена далеко вокруг по всему лесу и вырастут потом маленькие елочки очень далеко от мамы-ели. А теперь, дорогие гости, вы увидите, как полетят семена. (Включает фен и семена разлетаются с подноса). Что это вам напоминает?
Дети: Семена летят как вертолетики.
Воспитатель: Правильно, как вертолетики. Вспомните, у каких деревьев семена с крылышками?
Дети: У сосны, у липы, у клена.
Воспитатель: Замечательные у меня сегодня гости. А вам понравилось в моем зимнем лесу?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Почему, что вам понравилось?
Дети: Было интересно. Познакомились с клестами. Заглянули в берлогу и норки.
Воспитатель: Кому понравилось, возьмите себе на память снежинку, а если не понравилось – капельку (все дети взяли снежинки). До свидания, дети, приходите еще. А теперь закройте глаза и послушайте волшебную музыку. Как только она закончится, вы вернетесь в детский сад.
Занятие в старшей логопедической группе: “Волшебная книга Зимушки-Зимы”
Цели:
- Итоговая беседа о зиме. Закрепить знания детей о признаках зимы (осени и весны).
- Уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных зимой.
- Познакомить детей с работой лесников.
- Развивать речь, память, творческое воображение и логическое мышление детей.
- Воспитывать заботливое отношение к диким животным и птицам, формировать желание делать добрые дела.
Ход занятия
Стук в дверь. (Приносят корзину, на ручке которой снежинка).
Воспитатель: Ребята! Вот это сюрприз! Как вы думаете, кто нам его прислал? Отгадайте загадку: “Замела снежком дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила!”
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы догадались? Ребята, подумайте и скажите, что бывает в природе только зимой?
Дети: Снег, лед, мороз.
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная, нежная, искристая снежинка. Снежинка такая смелая, но такая хрупкая. Вспомните, как в морозный денек мы ходили по снегу и он у нас под ногами скрипел. Как вы думает, почему?
Дети: Потому что снежинки ломались под нашими ногами.
Воспитатель: Правильно, это ломались лучики у миллионов снежинок. А вы помните, какой был свежий воздух на улице после снегопада – это потому, что снежинки как парашютисты, спускаясь с неба, забирают с собой из воздуха частички пыли, дыма, газов от машин и несут их с собой на землю. Как вы думаете, можно ли кушать снег?
Дети: нет, нельзя, он холодный и грязный.
Воспитатель: Действительно, снег очень холодный – это вредно для горлышка. А еще он очень грязный, хоть и кажется чистым. Посмотрите, ребята, здесь еще и письмо. Сейчас я его прочитаю. “Здравствуйте, дети группы №5 “Солнышко”! Пока я была хозяйкой в природе, очень вас полюбила, потому что видела, как вы мне рады. Как катались на санках, лепили снеговиков, играли в снежки. Но больше всего мне понравилось, как вы кормили птиц. Скоро кончится мое время и придется нам расстаться до следующего года. Мне очень хотелось подарить вам на память волшебную книгу. Но вот беда, налетел проказник – южный ветер, подул, и разлетелись все странички из книги, осталась только обложка. Ребятки, помогите, пожалуйста, восстановить мою книгу. А для этого нужно выполнить несколько заданий. Подпись: Зимушка-Зима”.
Воспитатель: Хотите получить в подарок волшебную книгу Зимушки-Зимы?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я уверена, что мы вместе обязательно справимся с этим непростым делом. Давайте присядем вот здесь на бревнышке и посмотрим, какие задания приготовила нам Зимушка-Зима. Но сначала проведем маленькую разминку, ответьте быстро на вопросы:
- Как приспосабливается к зиме человек?
- Какого цвета зимой заяц?
- Как зимует еж?
- Какие еще животные спят зимой?
- Почему стало меньше птиц?
- Как вы думаете, кто должен помогать птицам зимой?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Отлично прошла наша разминка! Достает конверт с запиской и читает: “Дети, я дарю вам зимний пейзаж, но, кажется, проказник – южный ветер опять что-то перепутал”. Как вы думаете, какое время года изображено? Почему вы так решили? Теперь посмотрите внимательно и скажите, чего не может быть зимой и почему?
Дети объясняют и снимают изображения животных, насекомых и цветов.
Воспитатель: Замечательно справились с заданием Зимушки-Зимы, посмотрим, что еще она нам приготовила. Достает конверт: “Отгадайте загадки, а потом проверьте себя на волшебном экране”.
Воспитатель вместе с детьми по очереди открывают отгадки.
Воспитатель: А теперь, дети, возьмите мольберты и фломастеры. Посмотрите внимательно, если у вас на мольберте есть отгадка на одну из загадок, то обведите ее по точкам фломастером. Дети под музыку выполняют задание.
Воспитатель: Превосходно справились, давайте положим отгадки в конверт, и это будет одна из страничек книги Зимушки-Зимы. Присядем на бревнышко и немного побеседуем. Ребята, подумайте и скажите, а что делают зимой эти лесные жители, чем занимаются? Кто хочет сказать о волке, о медведе, о лосе, о белке, о лисе, о зайце?
Дети по очереди высказываются, говоря о том, что знают про этих животных.
Воспитатель: Как называется место, где спит волк?
Дети: Логово.
Воспитатель: Где спит Лиса?
Дети: В норе.
Воспитатель: Где живет белка?
Дети: В гнезде, в дупле.
Воспитатель: А медведь?
Дети: В берлоге
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, как называется место, где отдыхает лось? (Лежбище). Нелегко приходится диким животным в зимнюю стужу. Дети, а как вы думаете, кто помогает пережить им трудные времена?
Дети: Люди помогают зимой животным.
Воспитатель: вспомните, как мы кормили птиц. А в лесу работают специальные люди – лесничие. Летом и осенью они заготавливают для животных разный корм. Лосям, зайцам, косулям – сено, березовые веники. Белкам – орешки. Кабанам – желуди.
Солнышки мои, вы наверное, устали сидеть? Давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка: “Мы проверили осанку..”
Воспитатель: чудесно подвигались. А теперь пойдемте за мной к нашему календарю. Ребята, какое время года сейчас заканчивается?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какое время года наступит после зимы?
Дети: Весна.
Воспитатель: А что придет после весны?
Дети: Лето.
Воспитатель: А после лета?
Дети: Осень.
Воспитатель: А потом?
Дети: А потом все сначала.
Воспитатель: В кормушке у Зимушки-Зимы тоже есть модель года с заданием для вас. Нужно повесить картинки, на которых признаки каждого времени года. Например, на зиму можно повесить что?
Дети: Санки.
Воспитатель: Посмотрите-ка, здесь еще и волшебная шкатулка, а в ней… Зимушка-Зима когда раздавала лесным жителям зимние шубки, перепутала все хвосты, звери в лесу загрустили. Поможем им разобраться, где чей хвост? Нужно взять портрет животного и найти именно его хвост. Например, я нашла собачий хвост, он серый и пушистый. Поняли?
А теперь давайте разделимся, кто хочет подбирать животным хвосты? А кто признаки времен года?
Дети делятся на подгруппы по три человека. Работают под музыку на разных сторонах мольберта. Затем вместе проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель вопросами уточняет у каждого ребенка, почему повешена именно эта картинка.
Воспитатель: Ребята, Зимушка-Зима еще хочет проверить, какие вы внимательные. Сейчас я покажу вам картину, которая называется “Кто спрятался в зимнем лесу?”. Но смотреть на эту картину разрешается недолго. Дети смотрят на картину, пока звучит музыка, затем выполняют задание.
Воспитатель: Какие вы внимательные, как быстро справились с заданием! Отлично! А еще Зимушка-Зима оставила вам какие-то загадочные картинки с белыми пятнами. А к ним еще и подсказки есть. Какое здесь время года, как вы думаете? А здесь? А это? Сядьте за стол и дополните картинки. Например, здесь нужно одеть девочку, здесь посадить ребят в лодку и т.д.
Дети выполняют задание под музыку.
Воспитатель: Замечательно потрудились. Посмотрите, вот и последний подарок Зимушки-Зимы: еловые веточки и синички. Если вам понравилось, как мы сегодня потрудились, то возьмите в руки синичку, а если вдруг нет – то еловую веточку (все взяли синичек).
Ну что ж, дорогие мои, замечательно потрудились над книгой. Она у нас останется навсегда. Мы будем ее часто рассматривать и вспоминать Зимушку.
Фотографии занятий