Тема: Роман Р. Ругина «Праздник оленевода» (Приложение 1)
Цели:
- познакомить учащихся с новым произведением творчества Р.Ругина;
- развивать монологическую речь у учащихся, интерес к жизни людей северных народностей, умение сравнивать, внимание;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма у детей.
Оборудование: карточки, рисунки детей, для игры (санки, кольца).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели, актуализация знаний
А) – Продолжаем работу по общей теме «Твои люди, Север». Послушайте, отгадайте загадку, на каком виде транспорта отправимся в путешествие?
«Закручу, зажурчу,
Под небеса улечу» (Вертолет) – картинка вывешивается.
– Да, мы отправимся в полет на Север, в тундру. Как Вы думаете, для чего нужен вертолет? Какие профессии людей в авиации Вы знаете? Что это за профессии?
(Карточки – летчик, механик, бортпроводник)
– Отправляясь в путешествие, вспомним, что изучили раньше.
Б) Краеведческая минутка
(1 ученик составляет заранее дома творческое задание в любой форме по желанию, на выбор ученика) – кроссворд записан на доске учеником заранее на перемене
По горизонтали:
1. Жилище в форме конуса, покрытое оленьими
шкурами зимой, летом берестой. (Чум)
2. Верхняя мужская одежда из шкур с капюшоном и
рукавицами мехом внутрь. (Малица)
3. Столица Ямало-Ненецкого автономного округа. (Салехард)
4. Женская меховая шубка. (Ягушка)
По вертикали: получилось целое слово ЯМАЛ, что это такое? (Полуостров на Севере нашей страны, омываемый Карским морем.)
3. Проверка домашнего задания
– С творчеством какого поэта познакомились на
прошлых уроках? (Романа Ругина)
– К какому виду жанра литературы можно отнести
эти произведения? (Стихи)
– Вспомните, назовите стихотворения этого поэта?
(«Обские рыбаки», «Хозяин тайги»)
– К какому эпизоду выполнили свои рисунки по
этим произведениям?
Ученики рассказывают, что изобразили в своих тетрадях – словесное рисование.
– Какие качества характера считается у мужчин необходимыми в тундре? – вопрос записан на доске
4. Работа над новым материалом
А) – Какое занятие у хантов, ненцев считается
самым главным? Докажите.
– Как измеряется богатство жителей северных
народностей?
– Если не станет оленей, то что произойдет у этих
народов? (Нужна охрана природы)
Б) – Какие Вы знаете праздники северных народностей? Назовите. А как Вы представляете праздник оленевода? Как Вы думаете, что это за праздник?
В) Первичное чтение текста учителем
– О чем же говорится в стихотворении? Какую картину Вы себе представили?
Г) Словарно-лексическая работа (слова записаны на доске)
Пешня – лом для колки льда
Кисы – меховые сапоги
Нарты – сани, запряженные в оленьи упряжки
Авки – оленята
– Какие еще слова непонятны? Какой момент в стихотворении Вам показался наиболее захватывающим?
5. Физминутка
А) Игра «Юный арканщик»
Цель: набросить петлю из веревки на определенный предмет, как будто на рога оленя
Б) Игра «Прыжки через нарты»
Цель: перепрыгнуть обеими ногами через определенный предмет (санки).
Кто быстрее и ловчее?
6. Закрепление изученного
А) Выборочное чтение
– Что необычного прозвучало в этом стихотворении? Как же происходит праздник оленевода? В какое время года проходит?
Б) Выразительное чтение (работа в парах)
7. Домашнее задание
– Иллюстрирование праздника оленевода; найти дополнительный материал об этом празднике.
8. Итог
А) – Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об этом празднике.
Б) Рефлексия
– Закончите предложение: «Для меня самым главным на уроке было …, потому что…» – на доске записано заранее.