Открытый урок литературного краеведения по теме "Роман Ругин. Праздник оленевода", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Роман Р. Ругина «Праздник оленевода» (Приложение 1)

Цели:

  • познакомить учащихся с новым произведением творчества Р.Ругина;
  • развивать монологическую речь у учащихся, интерес к жизни людей северных народностей, умение сравнивать, внимание;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма у детей.

Оборудование: карточки, рисунки детей, для игры (санки, кольца).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка цели, актуализация знаний

А) – Продолжаем работу по общей теме «Твои люди, Север». Послушайте, отгадайте загадку, на каком виде транспорта отправимся в путешествие?

«Закручу, зажурчу,
Под небеса улечу» (Вертолет) – картинка вывешивается.

– Да, мы отправимся в полет на Север, в тундру. Как Вы думаете, для чего нужен вертолет? Какие профессии людей в авиации Вы знаете? Что это за профессии?

(Карточки – летчик, механик, бортпроводник)

– Отправляясь в путешествие, вспомним, что изучили раньше.

Б) Краеведческая минутка

(1 ученик составляет заранее дома творческое задание в любой форме по желанию, на выбор ученика) – кроссворд записан на доске учеником заранее на перемене

По горизонтали:

1. Жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами зимой, летом берестой. (Чум)
2. Верхняя мужская одежда из шкур с капюшоном и рукавицами мехом внутрь. (Малица)
3. Столица Ямало-Ненецкого автономного округа. (Салехард)
4. Женская меховая шубка. (Ягушка)

По вертикали: получилось целое слово ЯМАЛ, что это такое? (Полуостров на Севере нашей страны, омываемый Карским морем.)

3. Проверка домашнего задания

– С творчеством какого поэта познакомились на прошлых уроках? (Романа Ругина)
– К какому виду жанра литературы можно отнести эти произведения? (Стихи)
– Вспомните, назовите стихотворения этого поэта? («Обские рыбаки», «Хозяин тайги»)
– К какому эпизоду выполнили свои рисунки по этим произведениям?

Ученики рассказывают, что изобразили в своих тетрадях – словесное рисование.

– Какие качества характера считается у мужчин необходимыми в тундре? – вопрос записан на доске

4. Работа над новым материалом

А) – Какое занятие у хантов, ненцев считается самым главным? Докажите.
– Как измеряется богатство жителей северных народностей?
– Если не станет оленей, то что произойдет у этих народов? (Нужна охрана природы)

Б) – Какие Вы знаете праздники северных народностей? Назовите. А как Вы представляете праздник оленевода? Как Вы думаете, что это за праздник?

В) Первичное чтение текста учителем

– О чем же говорится в стихотворении? Какую картину Вы себе представили?

Г) Словарно-лексическая работа (слова записаны на доске)

Пешня – лом для колки льда
Кисы – меховые сапоги
Нарты – сани, запряженные в оленьи упряжки
Авки – оленята

– Какие еще слова непонятны? Какой момент в стихотворении Вам показался наиболее захватывающим?

5. Физминутка

А) Игра «Юный арканщик»

Цель: набросить петлю из веревки на определенный предмет, как будто на рога оленя

Б) Игра «Прыжки через нарты»

Цель: перепрыгнуть обеими ногами через определенный предмет (санки).

Кто быстрее и ловчее?

6. Закрепление изученного

А) Выборочное чтение

– Что необычного прозвучало в этом стихотворении? Как же происходит праздник оленевода? В какое время года проходит?

Б) Выразительное чтение (работа в парах)

7. Домашнее задание

– Иллюстрирование праздника оленевода; найти дополнительный материал об этом празднике.

8. Итог

А) – Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об этом празднике.

Б) Рефлексия

– Закончите предложение: «Для меня самым главным на уроке было …, потому что…» – на доске записано заранее.