Цели:
- закреплять умения решать простые и составные задачи изученных видов;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших;
- сохранять здоровье учащихся.
Оборудование урока:
- ручное подвижное полотно;
- стихотворение для дидактической дорожки;
- окружность с закономерностями;
- картина «Зимняя поляна»;
- карточки-значки для команд красного, зелёного и синего цветов;
- карточка для групповой работы «Задание математической машины»;
- карточки с числами и буквами;
- карточки индивидуальных заданий – команда зелёных;
- голоса дятла и щегла (аудиозапись);
- иллюстрации птиц: сойка, дятел, щегол, клёст, куропатка;
- текст задачи;
- таблицы с видами кратких записей;
- картины «Времена года: зима, весна, лето, осень».
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети: Прозвенел заливистый школьный звонок.
Начинается новый урок.
Мы готовы считать и задачи решать.
Учитель: Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
2. Сообщение темы урока. Логопедическая дорожка. (В обучению чтению используется шаговый ритм (ритмизация слогов с помощью шага). На ручном подвижном наборном полотне фиксируется данная карточка. Ученик читает слова, чеканя под каждый шаг слог).
Определите тему рока.
Урок посвящаем решению задач,
Неинтересен урок без задач!
Задачи учат нас рассуждать, анализировать, наблюдать.
Так какая тема нашего урока?
3. Устный счёт.
Перед нами такая работа - задания для устного счёта.
1. Установите закономерность. Вставьте пропущенные числа.
Расшифруйте слово. (Полянка).
Белым ровным слоем покрыл снег землю. Лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек. Кто был? Что делал? Вот об этом мы и узнаем.
2. Класс делится на три команды. Поднимите руки, кто в команде красных, зелёных, синих.
Команда красных работает на ковре. Вам нужно собрать и расшифровать компьютерную программу.
Члены команды зелёных получают индивидуальные задания.
Команда синих работает вместе со мной.
Если вы выполните задания, верно, то узнаете нашу гостью.
Приступайте к работе.
Синие. Посмотрите на зрительные метки (зрительные метки расположены на стенах классной комнаты) и выберите числа, которые делятся на 6. Расставьте их в порядке возрастания.
- 12, 81, 36, 25, 48, 56, 24, 49, 30;
- с к а о й.
Зелёные. Решите цепочки.
Проверка:
- 0 – сойка;
- 4 – дятел;
- 12 – синица.
Кто такая сойка?
Скажите, а кого больше - птиц или животных?
Вот сегодня мы с вами наряду с главной темой поговорим о зимующих птицах.
3. Рассказ ученика о сойке.
Сойка – зимующая птица. Её называют лесным полицейским, так как она предупреждает лесных обитателей об опасности. Она заготавливает корм на зиму. Собирает семена растений и прячет их, но очень часто забывает, в каком месте. Спустя года на этих местах появляются молодые деревца. Так сойка помогает выращивать лес.
4. Масса сердца вороны 14г, а у сойки в 2 раза меньше. Чему равна масса сердца сойки?
5. Что это за стук? Да, ребята, это дятел долбит шишки. Летом он питается насекомыми, а зимой меняет свои привычки.
За день дятел обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек он обработает за 2 дня?
3 дня?
Как вы узнали?
Молодцы!
4. Решение задач.
- Ребята, а какие это птицы?
- А какие птицы зимуют в нашем крае?
- О чём говорится в задаче?
- Что требуется найти?
Составьте рисунок к этой задаче.
Повторите задачу по условию.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Что можно узнать сначала? Что потом?
Составьте план решения.
Решение задачи по действиям.
1 действие у доски.
2-3 действия самостоятельно.
- 8 * 3 = 24 (п.)- у серой;
- 5 * 4 = 20 (п.)- у белой;
- 24 + 20 = 40 (п).
5. Физминутка. Сенсорно-моторный тренаж «Времена года». (На крестах расположен сюжетный комплекс «Времена года». Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. дети, находясь в положении свободного стояния, под команду учителя фиксируют взгляд на соответствующей данной цифре картинке. При этом совершают синхронно- сочетательные движения глазами, головой, туловищем).
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Хорошо мы занимались.
Наши мышцы напрягались,
Напрягались, расслаблялись.
Красота- залог здоровья!
Занимайтесь на здоровье!
6. Решение задачи. Дифференцированная самостоятельная работа.
Как это не грустно, очень многие птицы погибают зимой от голода. Как мы с вами можем помочь птицам?
Правильно ребята, каждая кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую.
Стихотворение «Голодно. Голодно» читает Вика Панова.
А чем можно накормить птиц?
А вот что заготовили ребята из задачи № 3.
Прочитайте задачу.
Анализ задачи.
Выберите подходящую краткую запись. Кресты. (Карточки с краткими записями помещаются на кресты. Дети читают слова в момент вращения крестов. Непроизвольно учащиеся «пробегают» глазами по карточкам, выполняют вращение глазами, головой, туловищем. Таким образом повышается не только физическая, но и психическая активность детей на уроке).
После разбора самостоятельное решение.
Карточки–помогайки.
Проверка решения задачи. (Веера). Готовые решения расположены на сенсорно-моторных крестах.
- Выберите правильные действия.
- 5 * 3 =15 (кг);
- 16 + 5 = 21 (кг);
- 16 + 15=31 (кг);
- 3 * 5 = 15 (кг).
7. Итог урока. Релаксация.
- Понравился ли вам урок?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какие упражнения вызвали затруднения?
- Чтобы вы хотели видеть на следующем уроке?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.