Проверка усвоения учащимися материала, в том числе теоретического, может быть осуществлена в различной форме, но как показывает практика, традиционного текущего контроля недостаточно. Зачетная система позволяет не только осуществить контроль, но и обобщить и систематизировать знания, умения учащихся, организовать самостоятельную и индивидуальную работу.
Тематические зачеты в профильных классах проводятся следующим образом. В начале изучения каждой темы учащимся выдается список вопросов для подготовки к зачету (часть из них планируется для самостоятельного изучения), устанавливается ориентировочная дата его проведения.
Учитель готовит карточки (билеты) для проведения зачета, каждая из которых содержит практическую и теоретическую части. Билет содержит 3–4 вопроса (например, билеты по темам “Интеграл и дифференциальные уравнения” и “Многогранники и многогранные углы” содержат 4 вопроса; билеты по теме “Параллельность в пространстве” и “Перпендикулярность в пространстве” – 3 вопроса). Один или два вопроса – теоретические (по количеству заявленных тем зачета), два вопроса – задачи.
Теория и практика оцениваются отдельно.
При ответе на теоретический вопрос учащиеся
должны, как правило, дать определение,
сформулировать указанные свойство или признак и
доказать их. Кроме того, учащийся должен
продемонстрировать знание формулировок
определений и теорем, относящихся к заявленной
теме зачета (т.е. ответить на дополнительные
вопросы учителя по всей теме зачета, а не только
данного билета).
Решение задач должно быть подробным со ссылками на все используемые факты. Оно может быть представлено в письменной или устной форме (в последнем случае все необходимые вычисления должны быть проделаны заранее).
На зачет выделяются два урока перед контрольной работой. Форма проведения зачета – собеседование. В его проведении задействованы члены методического объединения учителей математики.
Ниже приведены вопросы и билеты к зачету по геометрии по теме “Параллельность в пространстве”.
Вопросы:
- Аксиомы стереометрии и следствия из них.
- Параллельные прямые в пространстве (определение, теорема).
- Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми.
- Теорема о трех параллельных прямых.
- Признак параллельности прямой и плоскости.
- Свойства параллельности прямых и плоскостей.
- Скрещивающиеся прямые (определение). Признак скрещивающихся прямых.
- Теорема о скрещивающихся прямых (проведение через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой).
- Углы с сонаправленными сторонами (определение). Теорема об углах с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
- Определение параллельного проектирования. Основные свойства параллельного проектирования.
- Изображение фигур в параллельной проекции. Понятие об аффинных свойствах фигур.
- Параллельные плоскости (определение). Признак параллельности двух плоскостей.
- Свойства параллельных плоскостей.
- Теорема о прямой, пересекающей одну из параллельных плоскостей. Теорема о плоскости, пересекающей одну из параллельных плоскостей.
- Теорема о существовании и единственности плоскости, проходящей через точку, не лежащую в данной плоскости, параллельно данной плоскости.
- Теорема о параллельности трех плоскостей.
- Тетраэдр. Параллелепипед и его свойства.
- Построения в пространстве. Задание и построение сечений многогранников.
Билет 1.
- Теорема о параллельных прямых.
- Дано: || . Отрезки АВ и CD пересекаются в точке М. Точки А и С лежат в плоскости , а D и В – в плоскости . Докажите, что =.
- Даны параллелограмм ABCD и трапеция ABEK с основанием ЕК, не лежащие в одной плоскости. Выясните взаимное расположение прямых CD и ЕК. Найдите периметр трапеции, если известно, что в нее можно вписать окружность и АВ = 22,5 см, ЕК = 27,5 см.
Билет 2.
- Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми.
- Треугольник APD и трапеция ABCD имеют общую сторону AD и лежат в разных плоскостях. Через основание ВС трапеции и середину отрезка PD – точку К проведена плоскость, которая пересекает прямую АP в точке М, AD = 2ВС. Докажите, что отрезки МС и ВК пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Докажите, что сумма квадратов четырех диагоналей параллелепипеда равна сумме квадратов двенадцати его ребер.
Билет 3.
- Теорема о трех прямых.
- Дан тетраэдр АВСD, точки E, F, P, M – середины ребер AD, CD, BC, AB соответственно. Докажите, что EP и MF пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Докажите, что плоскость , проходящая через середины двух ребер основания тетраэдра и вершину, не принадлежащую основанию, параллельна третьему ребру основания. Найдите периметр и площадь сечения тетраэдра плоскостью , если длины всех ребер тетраэдра равны 20 см.
Билет 4.
- Признак параллельности прямой и плоскости.
- Прямые а и b параллельны. Через точку М прямой а проведена прямая MN, отличная от прямой а и не пересекающая прямую b. Каково взаимное расположение прямых MN и b?
- На ребрах DA, DB, DC тетраэдра DABC отмечены точки М, N и Р так, что DM : MA = DN : NB = DP : PC. Докажите, что плоскости MNP и АВС параллельны. Найдите площадь треугольника MNP, если площадь треугольника АВС равна 10 см2 и DM : MA = 2 : 1.
Билет 5.
- Свойства параллельности прямых и плоскостей.
- Параллелограммы ABCD и ADFE лежат в разных плоскостях и имеют общую сторону AD. Прямая m, параллельная ВС, пересекает плоскости АВЕ и DCF соответственно в точках H и P. Докажите, что HPFE – параллелограмм.
- Основание АВ трапеции ABCD параллельно плоскости , а вершина С лежит в этой плоскости. Докажите, что: а) основание CD трапеции лежит в плоскости ; б) средняя линия трапеции параллельна плоскости .
Билет 6.
- Признак скрещивающихся прямых.
- М . Где расположены все прямые, проходящие через точку М и параллельные плоскости ?
- В тетраэдре ABCD точки М, N и Р – середины ребер АВ, ВС и CD, АС = 10 см, BD = 12 см. Докажите, что плоскость MNP проходит через середину К ребра AD, и найдите периметр четырехугольника, полученного при пересечении тетраэдра плоскостью MNP.
Билет 7.
- Теорема о скрещивающихся прямых.
- Треугольники АВС и DBC не лежат в одной плоскости. Точки M, H, K – середины соответственных отрезков BD, CD, AC соответственно. Плоскость MKH пересекает отрезок АВ в точке Р. Докажите, что отрезки PH и МК пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Прямая m параллельна диагонали BD ромба ABCD и не лежит в плоскости ромба. Докажите, что: а) m и АС – скрещивающиеся прямые – и найдите угол между ними; б) m и АD – скрещивающиеся прямые – и найдите угол между ними, если АВС = 128o.
Билет 8.
- Теорема об углах с сонаправленными сторонами.
- Точка О не лежит в плоскости , которая задается параллельными прямыми a и b. Плоскость проходит через точку О и прямую a, а плоскость проходит через точку О и прямую b. Докажите, что линия пересечения этих плоскостей параллельна прямым a и b.
- Треугольники АВС и ABD не лежат в одной плоскости. Докажите, что любая прямая, параллельная отрезку CD, пересекает плоскости данных треугольников.
Билет 9.
- Признак параллельности двух плоскостей.
- На рисунке E, F, P, M – середины A1D1, D1C, CD, A1D соответственно. Докажите, что EP и MF пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Три отрезка А1А2, В1В2 и С1С2, не лежащие в одной плоскости, имеют общую середину. Докажите, что плоскости А1В1С1 и А2В2С2 параллельны.
Билет 10.
- Свойства параллельных плоскостей.
- В плоскости расположен треугольник АВС. Через его вершины проведены параллельные между собой отрезки АА1, ВВ1, СС1, расположенные по одну сторону от плоскости ; АА1 = ВВ1 = СС1. Точки F, E, M – середины отрезков В1С, АС1, А1В соответственно. Докажите, что треугольники EMF и АВС подобны.
- Через точку пересечения медиан грани BCD тетраэдра ABCD проведена плоскость, параллельная грани АВС. Докажите, что сечение тетраэдра этой плоскостью есть треугольник, подобный треугольнику АВС. Найдите отношение площадей сечения и треугольника АВС.
Билет 11.
- Параллельное проектирование и его свойства (одно свойство с доказательством).
- Прямая b лежит в плоскости . Прямая а не лежит в плоскости a и параллельна прямой b. Через точку М, лежащую в плоскости (М b), проведена прямая с, параллельная а. Докажите, что с лежит в плоскости .
- Вершины А и В трапеции ABCD лежат в плоскости a, а вершины С и D не лежат в этой плоскости. Как расположена прямая CD относительно плоскости , если отрезок АВ является: а) основанием трапеции; б) боковой стороной трапеции?
Билет 12.
- Параллельное проектирование и его свойства (одно свойство с доказательством).
- Даны две параллельные прямые а и b и точка М, не лежащая ни на одной из них. Лежит ли точка М в одной плоскости с прямыми а и b, если известно, что через точку М можно провести прямую, пересекающую только одну из данных прямых.
- Точки А, В, С и D не лежат в одной плоскости. Медианы треугольников АВС и CBD пересекаются соответственно в точках М1 и М2. Докажите, что отрезки AD и М1М2 параллельны.
Билет 13.
- Параллельное проектирование и его свойства (одно свойство с доказательством).
- а | | , М . Докажите, что в плоскости a существует прямая b, проходящая через точку М и параллельная прямой а.
- Прямые а и b параллельны. Через точку М прямой а проведена прямая MN, отличная от прямой а и не пересекающая прямую b. Каково взаимное расположение прямых MN и b?
Билет 14.
- Теорема о прямой, пересекающей одну из параллельных плоскостей. Теорема о плоскости, пересекающей одну из параллельных плоскостей.
- Основание AD трапеции ABCD лежит в плоскости . Через точки В и С проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость в точках Е и F соответственно. Докажите, что ВСFЕ – параллелограмм. Каково взаимное расположение прямых EF и АВ? Чему равен угол между ними, если АВС= 150o?
- В пространственном четырехугольнике АВСD стороны АВ и CD равны. Докажите, что прямые АВ и CD образуют равные углы с прямой, проходящей через середины отрезков ВС и AD.
Билет 15.
- Теорема о существовании и единственности плоскости, проходящей через точку, не лежащую в данной плоскости, параллельно данной плоскости.
- Трапеция ABCD (AD и ВС – основания) и треугольник AED имеют общую сторону AD и лежат в разных плоскостях. Точка М лежит на стороне АЕ, а Р – на стороне DE, причем МР параллельна плоскости трапеции. Докажите, что МР | | ВС. Каково взаимное расположение прямых МР и АВ? Чему равен угол между этими прямыми, если АВС= 110o?
- На ребрах параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 отмечены точки M, N, M1, N1 так, что АМ = CN = A1M1 = C1N1. Докажите, что MBNDM1B1N1D1 – параллелепипед.
Билет 16.
- Параллелепипед и его свойства.
- Вне плоскости расположен треугольник АВС, у которого медианы АА1 и ВВ1 параллельны плоскости . Через вершины В и С треугольника проведены параллельные прямые, которые пересекают плоскость соответственно в точках E и F . Докажите, что FCBЕ – параллелограмм.
- Плоскости и пересекаются по прямой АВ. Прямая а параллельна как плоскости , так и плоскости . Докажите, что прямые а и АВ параллельны.