Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является графический диктант.
Предлагаемый игровой материал является результатом работы, которая помогает сформировать ряд умений и навыков.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
В организации графических диктантов придерживаются следующих требований:
1) правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал должен быть посилен для всех детей;
2) дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
3) диктант интересен тем, что в нем участвует каждый ребенок;
4) подведение результатов должно быть справедливым и четким.
Рассмотрев и применив на практике данные графические диктанты, можно выявить следующие особенности:
первая особенность – установка учителя на задачу общего развития учащихся;
вторая особенность – богатое содержание образования.
На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Система представленных графических диктантов позволяет решить все три аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный.
Познавательный аспект – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Развивающий аспект – развитие мышления у учащихся в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательный аспект- воспитание нравственных межличностных отношений.
Как известно, дети очень любят рисовать. И начинают тыкать карандашом в тетрадь, едва научившись стоять на ногах. Многие из них, придя в школу, рисуют везде: на партах, стенах, школьных рюкзаках, тетрадях, дневниках, обложках книг и т.д. Используя этот творческий потенциал детей на своих уроках, я предлагаю им рисовать в тетрадях только с одним условием- рисовать по клеточкам (применяя широко известную методику Д.Б. Эльконина "Графический диктант"). С помощью подобных занятий можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. А еще такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, активизируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дают простор фантазии и воображению.
На первом занятии ребятам предлагается поставить точку в правом верхнем углу клеточки в начале или в середине строки - в зависимости от того, какую фигуру мы хотим получить. Начинаем с очень простых фигур в первом классе и заканчиваем более сложными - в четвертом. Одновременно - дети в тетрадях, а учитель на доске - комментируем и строим фигуру по клеточкам.
С помощью графических диктантов у детей развивается воображение, фантазия, логика, умение ориентироваться в тетради. Графическим диктантам уделяется 5 – 6 минут в начале урока математики, что помогает организации урока, дает детям возможность быстрее собраться. Дети очень любят графические диктанты, сами придумывают рисунки, в 3-4 классах могут провести такой диктант. В процессе работы можно придумывать различные задания:
1. В первом классе начинаем с самых простых диктантов – узоров. После диктовки учителя дети продолжают сами.
2. Под диктовку учителя делают рисунки, дополняют недостающие детали – глаза, уши или раскрашивают.
3. Учитель диктует только половину рисунка, другую половину дорисовывают сами дети.
4. Под диктовку учителя делают рисунок, затем дается задание сделать этот же рисунок в зеркальном отражении.
5. На доске или в карточках дается “зашифрованный рисунок”, где указаны стрелками направление и количество клеточек. Дети молча делают задание, затем сверяют друг с другом.
“Пудель”
1. Построить фигуру по схеме (схема дается на доске):
2. Построить такую же фигуру справа (в зеркальном отражении)
3. Схему можно предложить и на карточках, индивидуально каждому ученику.
“Голова щенка”
Левую половину строим на доске и в тетрадях. Правую половину дети достраивают самостоятельно, оживляют ее, т.е. раскрашивают и дополняют деталями.
“Собака”