Интегрированный урок с использованием интерактивной доски по теме "Внетабличное умножение и деление" (обобщение знаний), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: 

  • Закрепить представление о систематическом переборе вариантов; сформировать способность в простейших случаях к использованию дерева возможностей для решения комбинаторных задач.
  • Закрепить внетабличное умножение и деление; умение решать задачи.
  • Тренировать вычислительные навыки.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы с вами ещё раз побываем в стране умножения и деления, вспомним, чему мы научились, изучая умножение и деление. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Вы готовы?

III. Устный счёт:

– Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста–Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
Отправился Иван-Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет. Справиться Иван-Царевич с заданиями, значит попадёт на другой берег. Поможем Ивану-Царевичу?

1. с.112, №34

а 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
х                                                  

2. с.112, №39

Ваня задумал число, увеличил его в 5 раз, прибавил 9, разделил на 6, к результату прибавил 15 и получил 24. Какое число задумал Ваня?

IV. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулём

– С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избушку и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне разобраться с примерами. Умножать и делить я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму. И как решать примеры, которых нет в таблице?» (Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски).

С.110, №26

19 * 10
100 * 6
80 * 7
30 * 20
19 * 4
8 * 53
68 : 2
75 : 3
84 : 28
91 : 13
38 : 9
45 : 7

V. Решение задач. «Блиц-Турнир».

– Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». – «Нет, – говорит Иван-Царевич, – мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь правильно задачи, сможешь взлететь».
(На доске задачи):

а) Было n красных шариков и m синих.
Их разделили поровну на 4 человека.
Сколько шариков досталось каждому?
б) Вова поймал а рыбок, а Саша – в 3 раза меньше.
На сколько рыбок меньше поймал Саша, чем Вова?
в) У Тимура было d руб.
Сколько денег у него осталось после того, как он купил
k мороженных по x руб.?
г) У Светы было c тетрадей.
Она взяла сначала b тетрадей, потом в 2 раза больше.
Сколько тетрадей у неё сталось?

VI. Индивидуальная работа с перфокартами

– «Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, которой заключена смерть его, храниться в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трёх шифровках.
(Учитель раздаёт трём ученикам перфокарты).

(Остальные в это время играют в игру «Диагональ», «Отгадай, кто это?»)

VII. Задание на сравнение двух выражений

– Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

650 * 40 : 100 … 550 * 50 : 100

– обрадовался Иван Царевич, что нашёл нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немного размяться.

VIII. Физкультминутка

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте, ноги,
Легче выдох, глубже вдох,
Путь неблизок недалёк
Впереди течёт ручей,
Перепрыгнем поскорей.

IX. Сравнение по рисунку равенств

(Учитель собирает перфокарты у трёх учащихся).
– Увидел Кощей Бессмертный, что идёт к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка: нажать желтую кнопку.
(Учитель демонстрирует перфокарты).

– Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: «За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой.» Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Составь на рисунке все возможные равенства и объясни их смысл:

X. Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить своё обещание. Выхватил Иван меч, и стали они сражаться: шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке уравнения:

Х : 5 = 68               90 * Х = 6300

(Двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают уравнения).

– Решил Иван-Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво, а  в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.

XI. Дерево возможностей

– Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхищалась Иваном и спросила, может ли он выполнить ещё её задание:
Три поросенка – Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф – решили построить себе домики. Выбрали три прекрасных места: у реки, на озере и на горе. Найди все возможные варианты их размещения с помощью «дерева» и таблицы:

– Выполнил Иван-Царевич задание. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XII. Подведение итогов

– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? Что повторим?
– Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!

XIII. Домашнее задание: с.110,  №28; №29.