Вид урока: урок-соревнование.
Форма урока: урок закрепления и усвоения новых знаний.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по теме: «деталирование сборочных чертежей» и научить правильно изображать сечения и разрезы;
- Развить пространственное воображение, память, способности мыслить творчески;
- воспитать у учащихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.
Оборудование урока: тесты, карточки, плакаты, модели для демонстрации способов разрезов и сечений, тематические щиты, чертежное домино, рефераты.
Базовые знания учащихся: вводная беседа, чтение и построение чертежей, выступление учащихся у доски, логические игры.
Поурочный контроль: тестирование с самоконтролем, чтение чертежей, опрос-тест, игры, соревнование.
Межпредметные связи:
- Геометрия: «стереометрия: сечения многогранников; осевые сечения цилиндра и конуса».
- Материаловедение: «чугуны и сталь».
- Устройство автомобиля: «Механизмы двигателя», «Устройство кривошипно-шатунного механизма»
- Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: «Ремонт блока ДВС».
- Элементы технической механики: «Разъемные и неразъемные соединения деталей машин», «Зубчатые передачи».
Методы и приемы работы: беседа, работа с плакатами, демонстрация моделей, работа по группам, соревнование между группами, индивидуальная практическая работа.
План урока
Оргмомент (5 мин.)
1 ТУР (25 мин.)
1 этап – проверка домашнего задания.
2 этап - задачи на логическое мышление.
3 этап – опрос.
4 этап – чтение сборочных чертежей.
2 ТУР (22 мин.)
5 этап – различия между сечением и разрезом.
6 этап – найти ошибку.
7 этап – дополнить чертеж.
3 ТУР (18 мин.)
8 этап – практическое построение.
9 этап – выполнение задания по карточке.
10 этап – тест «найди пару».
11 этап – домино «подшипники».
12 этап – отгадай предмет.
Подведение итогов10 мин
В качестве жюри, мы выбираем сильных учащихся из этой же группы и называем их лаборантами-помошниками. Они ведут подсчет баллов по каждому туру. В конце такого урока-соревнования подводятся итоги и награждаются победители: участники команды занявшей 1 место получают линейки, 2 – карандаши, 3 – ластики.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте ребята и
взрослые! Я вижу, что уже все готовы к занятию.
Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а
урок–соревнование на тему: «Сечения и разрезы».
Наш урок будет состоять из 3 туров, каждый из
которых разбит на несколько этапов.
В качестве жюри сегодня выступают лаборанты,
которые будут вести подсчет баллов по каждому
туру. Первый тур разбит на 4 этапа, второй на 3 и
третий на 5.
Каждый этап оценивается фишками:
- Красная - 3 балла, она дается, если команда или её участник выполнит задание правильно и уложится во времени;
- Зелёная - 2 балла, она даётся, если команда выполнила задание на 75%
- Жёлтая - 1 балл, она даётся, если команда выполнила задание на 50%
- Чёрная - (-1 балл), она дается команде за нарушения правил поведения на уроке.
Участники команды, которые наберут:
- от 35 баллов и выше получат оценку «5»;
- от 34 до27 баллов получат оценку «4»;
- от 26 до 20 баллов получат оценку «3»;
- от 19 и ниже баллов получат оценку «2».
Итоги каждого тура подсчитывать, и объявлять будут лаборанты.
1 ТУР
1 этап – проверка домашнего задания
Учитель: Каждой команде было дано подготовить домашнее задание: название, эмблему и девиз. На выполнение этого задания дается 2 мин. каждой команде.
Капитаны команддемонстрируют домашнее задание.
2 этап – задачи на логическое мышление
Учитель раздаёт группам карточки (см. рисунок 1).
– Ребята, на каждом рисунке найдите фигуру отличную от других и вычеркните её. На работу даётся 2 мин.
3 этап – опрос
Учитель: На прошлом уроке мы с вами прошли тему: «Деталирование», а сегодня закрепим пройденный материал. Вопрос 1 команде: Что такое деталирование? (Ответ: это процесс разработки и выполнения рабочих чертежей деталей по сборочному чертежу.)
Учитель: Вопрос 2 команде: Для чего необходимо деталирование? (Ответ: деталирование необходимо при изготовлении и ремонте изделия или деталей входящих в него.)
Учитель: Вопрос 3 команде: На какие изделия при деталировании чертежи не выполняются? (Ответ: на стандартные, потому что они есть в справочной литературе.)
4 этап – опрос
Учитель: У каждой команды есть на столе сборочный чертеж (см. рисунок 2) на его чтение вам даётся 3 мин. каждому участнику команды.
Чтение чертежей.
Лаборанты подводят итоги 1 тура.
2 ТУР
5 этап – различия между сечением и разрезом
Учитель демонстрирует сечение вала (см. рисунок 3).
– Вы все с детства интересуетесь устройством
тех или иных предметов, и этот интерес помогает
вам развивать пространственное воображение. А
подрастая, понимаете, что предметы можно
мысленно рассекать секущей плоскостью. Это
называется – сечением. С ним вы знакомились
в школе на уроках черчения: «Сечения» и
геометрии: «Стереометрия: сечения
многогранников; осевые сечения цилиндра и
конуса».
На сечениях, с помощью штриховки, показывается
только то, что расположено в секущей плоскости. А
под каким углом наносится штриховка? (Ответ:
под углом 45 градусов).
Учитель показывает на плакате (см. рисунок 4), как изображаются сечения.
Учитель: Сечения бывают наложенными и вынесенными. А как вы думаете, почему их так назвали? (Ответ:потому что наложенные сечения изображаются на самом чертеже, а вынесенные вне его).
– А какими сечениями удобней пользоваться? (Ответ: вынесенными, их лучше видно.)
– А теперь посмотрите на различия между сечением и разрезом (см. рисунок 5), и скажите мне что такое разрез? (Ответ: это изображение полученное при мысленном рассечении одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывают то, что получилось в сечении и за ним.)
– Разрезы бывают простыми и сложными, посмотрите на эскизы моделей (см. рисунок 3) и скажите, на каких деталях какие вы видите разрезы? (Ответ: на диске и кронштейне выполнены сложные разрезы, а на стойке простые.)
– А простые разрезы делятся на : фронтальные, их получают, рассекая деталь, фронтальной плоскостью; горизонтальные, их получают, рассекая деталь, горизонтальной плоскостью; профильные, их получают, рассекая деталь, профильной плоскостью. А сложные разрезы бывают ломаными, ступенчатыми, а так же ? выреза. Учитель показывает модели для демонстрации и плакаты (см. рисунок 3, рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8, рисунок 9).
6 этап – найти ошибку
Учитель: У каждой команды есть задание 6 этапа (см. рисунок 10), найдите ошибку, допущенную чертежником за 1 мин. Время дается каждой команде.
Ученики находят ошибки.
7 этап – дополнить чертеж
Учитель: На заданиях для 7 этапа (см. рисунок 11) нужно за 3 мин с помощью линейки и карандаша дополнить чертеж недостающими линиями.
Ученики выполняют задание.
Лаборанты подводит итоги 2 тура.
3 ТУР
8 этап – практическое построение
Учитель: Переходим к практической работе. Па прошлом уроке мы с вами заготовили рамку для выполнения чертежа, которая находится у каждого в файле вместе с подсказкой (см. рисунок 12). Рассмотрите построение разреза и по заданию 2 на карточке (см. рисунок 13), выполните работу своего варианта. На её выполнение даётся 5 мин.
Лаборанты собирают работы через 5 мин.
9 этап – выполнение задания по карточке.
Учитель: Возьмите карточку с заданием 5 (см. рисунок 14), там дано 3 вида разрезов и сечений, вам надо на чистом листе написать их названия в течение 2 мин.
Лаборанты собирают работы через 2 мин.
10 этап – тест «найди пару»
Учитель: В задании для 10 этапа (см. рисунки 15, рисунок 16), вам надо для видов профилей проката подобрать правильные сечения на работу дается 2 мин.
11 этап – домино «подшипники»
Учитель: Ребята, у каждой команды есть домино «подшипники» а так же подсказка (см. рисунок 17), воспользуйтесь ей в игре. Для этого нужно соединить виды подшипников и их разрезы. На выполнение задания дается 5 мин.
12 этап – отгадай предмет
Учитель: В задании для 12 этапа вам даны чертежи разрезов (см. рисунок 17, рисунок 18), которые вы изучаете на других предметах, назовите эти предметы за 3 мин. (Ответ: охрана труда, материаловедение, элементы технической механики)
Подведение итогов
Учитель: Пока лаборанты подводят итоги, послушаем сообщение.
Учащийся читает небольшое сообщение подготовленное заранее по теме: разрезы на чертежах.
Учитель: Подводя итоги сегодняшнего урока, я хочу сказать, что мы добились поставленных целей: закрепили знания по теме: «Деталирование сборочных чертежей» и научились правильно изображать сечения и разрезы, а так же развили пространственное воображение. Оценки сегодня за урок получают учащиеся … (Учитель выставляет оценки и комментирует их) Мы с вами изучили новую тему: «Сечения и разрезы», а для её закрепления возьмите на дом задание 1 на карточке (см. рисунок 13).
Лаборанты подводят итоги трех туров и награждают победителей.