Урок "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием “растение” и этапами его развития.
  • формировать навыки ухода за растениями и условиями, необходимыми им для жизни.
  • развивать любовь к природе, речь, мышление.

Оборудование:

  • - таблицы со словами:
астра сансевьера
фиалка гиппеаструм
крапива кактус
алоэ
  • - таблица “Жизненный цикл растения”.
  • - гербарий любых растений, где чётко видны части растения.
  • - изображение дерева, кустарника, трав.
  • - комнатные растения в горшках.
  • - лейка, влажная губка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ребята, вы любите играть?

Кто знает игру “Третий лишний”?

В неё мы сейчас и поиграем и повторим изученное.

Итак, что здесь лишнее?

  1. ель, сосна, АСТРА (слово вывешивается на доску).
  2. комар, муха, ФИАЛКА.
  3. щука, акула, камень.
  4. дятел, сова, КРАПИВА.
  5. тигр, лев, дождь.

Посмотрите, какие слова я вывешивала на доску?

Астра, фиалка, крапива.

Прочитайте их внимательно про себя. Что вы про них можете сказать?

(это растения).

Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

Как вы думаете, дуб, например, это растение? А осина?

(Обычно дети говорят, что это деревья, это не растения......

И здесь вопрос остаётся как бы неотвеченным, проблемным).

III. Сообщение темы и целей урока:

Вот сегодня на уроке мы попытаемся в этом разобраться и тема нашего урока:

“Растение.Что это такое и как они живут?”. Мы узнаем о жизни растений и о многом другом.

IV. Работа по теме:

- Ребята, как вы думаете, а растения живые?

- А как же они живут?

- Что с ними происходит?

- Послушайте сказку и я думаю, что вы многое поймёте……

(звучит спокойная инструментальная музыка).

Сказка

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

- Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

- Как росло единственное выживание, после урагана растение? Что с ним происходило?

- Я вам предлагаю увидеть это своими глазами.

(работа с таблицей “Жизненный цикл растения”).

- Итак, как начинается жизнь растения? (семечко в земле пускает корешок).

- Как оно живёт? (затем появляется маленький росточек, листики, стебелёк удлиняется, корешок становится крепче, появляется ещё больше листьев, образуются цветок, а из него – плод).

- Скажите теперь, растения живые? Почему так решили? (потому что оно растёт, приносит плоды, умирает).

(Вывод делает учитель).

Итак, РАСТЕНИЕ – живой организм, который дышит, питается, растёт на одном месте, размножается, умирает, имеет некоторые или все органы: корень, стебель, лист, плод, цветок.

(Можно рассмотреть гербарий, который лежит у каждого на парте).

- Ребята, вот мы узнали и даже увидели, как же живёт растение, из каких частей оно состоит.

- Как вы теперь думаете, а дерево является растением? Оно как живёт? Как появляется? также, как растение?

- Ведь оно также появляется из семечка (например, яблоня) или из косточки (например, слива), или из жёлудя (например, дуб) и также развивается.

V. Работа с учебником (стр.50).

Дети рассматривают таблицу развития дерева.

- Скажите, а, например, куст шиповника является растением? Почему?

- Какой можно сделать вывод? Что же относится к растениям?

На доске появляется иллюстрированная таблица, составленная совместно с детьми.

- А ещё, ребята, сюда можно отнести комнатные растения и декоративные растения.

VI. Физминутка.

“Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали. (присесть, встать, потопать)
Вырос тоненький росток  (выпрямиться, потянуться)
Он и строен, и высок, (руки в стороны),
И другие распустились,
Дружно так зашевелились (пальцы в стороны, пошевелить ими)
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки (поочерёдные взмахи руками вверх-вниз).

VII. Уход за растениями.

- А сейчас мы поиграем в “угадай-ку – вспоминайку”.

1. Как называется растение с узкими длинными листьями, называемое в народе “щучий хвост”? (сансевьера).

2. Растение, похожее на зелёного ёжика?

(кактус).

3. Название какого растения означает “кавалер со звездой”?

(гиппеаструм).

4. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (алоэ).

- Что вы можете сказать про эти растения?

(комнатные).

- У кого дома есть какие-нибудь растения?

- Как вы заботитесь о них?

(заслушиваются 2-3 небольших выступления детей).

- Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. Какие?

Давайте обратимся к учебнику (стр.51).

А вот в классе у нас тоже есть ученики, которые заботятся обо всех растениях – это цветоводы.

(Далее выходят цветоводы, подходят к горшкам с растениями.

Классу задаются вопросы, цветоводы дополняют ответы класса и на примере показывают, как поливают, рыхлят растение).

Вопросы: (по учебнику).

1. Зачем поливают комнатные растения?

2. Почему некоторые комнатные растения ставят близко к окну?

(свет необходим для жизни).

3. Что делает цветовод и для чего?

(Она вытирает пыль с листьев. Если её не смывать, она мешает

растению дышать).

Что произошло с этим растением? (иллюстрация в учебнике).

(Открывая окно проветрить цветы надо убрать с подоконника,

так как холодный воздух может их погубить).

Итак, сделаем ВЫВОД: что необходимо для жизни растений? Какие условия?

(свет, воздух, тепло, вода).

- Проверьте, правы ли мы?

Мудрая Черепаха тоже подвела итог.Прочитайте.

РЕЗЕРВ – работа в тетради (с.21, № 2).

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называются растения, полезные для здоровья?

(лекарственные).

- Издревле люди использовали некоторые части растений для лечения тех или иных заболеваний.

Например: листья мать-и-мачехи при лечении кашля.

корень валерианы – для хорошего сна.

VIII. Итог урока.

- А вообще, на Земле почти 500 тысяч видов растений, 2500 видов растений человек использует для своих потребностей. Посмотрите на предметы в классе: доска, шкафы, парты, окна, двери, учебники, наша одежда – всё это сделано из растений.

А в окружающей жизни – хлеб, сахар, конфеты, фрукты, овощи, чай, кофе, соки и др.

- Как вы думаете, растения надо беречь? Зачем?

- Наш урок я хочу закончить так…….

Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!

IX. Оценки за работу.

Х. Домашнее задание – в тетради, с.21 № 1.

Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”. Е.М.Тихомирова, “Экзамен”, М.,2005 г.
  2. Школа физкультминуток, В.И.Коваленко