Цели:
- познакомить с понятием “растение” и этапами его развития.
- формировать навыки ухода за растениями и условиями, необходимыми им для жизни.
- развивать любовь к природе, речь, мышление.
Оборудование:
- - таблицы со словами:
астра сансевьера фиалка гиппеаструм крапива кактус алоэ
- - таблица “Жизненный цикл растения”.
- - гербарий любых растений, где чётко видны части растения.
- - изображение дерева, кустарника, трав.
- - комнатные растения в горшках.
- - лейка, влажная губка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Ребята, вы любите играть?
Кто знает игру “Третий лишний”?
В неё мы сейчас и поиграем и повторим изученное.
Итак, что здесь лишнее?
- ель, сосна, АСТРА (слово вывешивается на доску).
- комар, муха, ФИАЛКА.
- щука, акула, камень.
- дятел, сова, КРАПИВА.
- тигр, лев, дождь.
Посмотрите, какие слова я вывешивала на доску?
Астра, фиалка, крапива.
Прочитайте их внимательно про себя. Что вы про них можете сказать?
(это растения).
Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?
Как вы думаете, дуб, например, это растение? А осина?
(Обычно дети говорят, что это деревья, это не растения......
И здесь вопрос остаётся как бы неотвеченным, проблемным).
III. Сообщение темы и целей урока:
Вот сегодня на уроке мы попытаемся в этом разобраться и тема нашего урока:
“Растение.Что это такое и как они живут?”. Мы узнаем о жизни растений и о многом другом.
IV. Работа по теме:
- Ребята, как вы думаете, а растения живые?
- А как же они живут?
- Что с ними происходит?
- Послушайте сказку и я думаю, что вы многое поймёте……
(звучит спокойная инструментальная музыка).
Сказка
“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.
И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”
- Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?
- Как росло единственное выживание, после урагана растение? Что с ним происходило?
- Я вам предлагаю увидеть это своими глазами.
(работа с таблицей “Жизненный цикл растения”).
- Итак, как начинается жизнь растения? (семечко в земле пускает корешок).
- Как оно живёт? (затем появляется маленький росточек, листики, стебелёк удлиняется, корешок становится крепче, появляется ещё больше листьев, образуются цветок, а из него – плод).
- Скажите теперь, растения живые? Почему так решили? (потому что оно растёт, приносит плоды, умирает).
(Вывод делает учитель).
Итак, РАСТЕНИЕ – живой организм, который дышит, питается, растёт на одном месте, размножается, умирает, имеет некоторые или все органы: корень, стебель, лист, плод, цветок.
(Можно рассмотреть гербарий, который лежит у каждого на парте).
- Ребята, вот мы узнали и даже увидели, как же живёт растение, из каких частей оно состоит.
- Как вы теперь думаете, а дерево является растением? Оно как живёт? Как появляется? также, как растение?
- Ведь оно также появляется из семечка (например, яблоня) или из косточки (например, слива), или из жёлудя (например, дуб) и также развивается.
V. Работа с учебником (стр.50).
Дети рассматривают таблицу развития дерева.
- Скажите, а, например, куст шиповника является растением? Почему?
- Какой можно сделать вывод? Что же относится к растениям?
На доске появляется иллюстрированная таблица, составленная совместно с детьми.
- А ещё, ребята, сюда можно отнести комнатные растения и декоративные растения.
VI. Физминутка.
“Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали. (присесть, встать, потопать)
Вырос тоненький росток (выпрямиться, потянуться)
Он и строен, и высок, (руки в стороны),
И другие распустились,
Дружно так зашевелились (пальцы в стороны, пошевелить ими)
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки (поочерёдные взмахи руками вверх-вниз).
VII. Уход за растениями.
- А сейчас мы поиграем в “угадай-ку – вспоминайку”.
1. Как называется растение с узкими длинными листьями, называемое в народе “щучий хвост”? (сансевьера).
2. Растение, похожее на зелёного ёжика?
(кактус).
3. Название какого растения означает “кавалер со звездой”?
(гиппеаструм).
4. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (алоэ).
- Что вы можете сказать про эти растения?
(комнатные).
- У кого дома есть какие-нибудь растения?
- Как вы заботитесь о них?
(заслушиваются 2-3 небольших выступления детей).
- Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. Какие?
Давайте обратимся к учебнику (стр.51).
А вот в классе у нас тоже есть ученики, которые заботятся обо всех растениях – это цветоводы.
(Далее выходят цветоводы, подходят к горшкам с растениями.
Классу задаются вопросы, цветоводы дополняют ответы класса и на примере показывают, как поливают, рыхлят растение).
Вопросы: (по учебнику).
1. Зачем поливают комнатные растения?
2. Почему некоторые комнатные растения ставят близко к окну?
(свет необходим для жизни).
3. Что делает цветовод и для чего?
(Она вытирает пыль с листьев. Если её не смывать, она мешает
растению дышать).
Что произошло с этим растением? (иллюстрация в учебнике).
(Открывая окно проветрить цветы надо убрать с подоконника,
так как холодный воздух может их погубить).
Итак, сделаем ВЫВОД: что необходимо для жизни растений? Какие условия?
(свет, воздух, тепло, вода).
- Проверьте, правы ли мы?
Мудрая Черепаха тоже подвела итог.Прочитайте.
РЕЗЕРВ – работа в тетради (с.21, № 2).
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называются растения, полезные для здоровья?
(лекарственные).
- Издревле люди использовали некоторые части растений для лечения тех или иных заболеваний.
Например: листья мать-и-мачехи при лечении кашля.
корень валерианы – для хорошего сна.
VIII. Итог урока.
- А вообще, на Земле почти 500 тысяч видов растений, 2500 видов растений человек использует для своих потребностей. Посмотрите на предметы в классе: доска, шкафы, парты, окна, двери, учебники, наша одежда – всё это сделано из растений.
А в окружающей жизни – хлеб, сахар, конфеты, фрукты, овощи, чай, кофе, соки и др.
- Как вы думаете, растения надо беречь? Зачем?
- Наш урок я хочу закончить так…….
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
IX. Оценки за работу.
Х. Домашнее задание – в тетради, с.21 № 1.
Использованная литература:
- Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”. Е.М.Тихомирова, “Экзамен”, М.,2005 г.
- Школа физкультминуток, В.И.Коваленко