Интегрированный урок (русский язык + история) по теме: "Окончания глаголов I и II спряжения. Русские народные промыслы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в написании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
  • учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;
  • познакомить с рядом фразеологических оборотов;
  • развивать речь учащихся;
  • закрепить знания о видах текста и их структуре;
  • обучать работать в паре и коллективом;
  • закрепить знания детей о русских народных промыслах.

Оборудование:

  • доска с записью темы урока,
  • модели русских изб, в которых “живут ремесла”,
  • набор посуды из серии “Хохлома”; самовар, расписные ложки, бубен, матрешка,
  • книги: “Искусство древней традиции Палех”, Москва, 1984г., “Олимпийский сувенир”, Москва, 1980 г.,
  • карточки для работы в паре,
  • набор открыток “Изделия мастеров Палеха” для индивидуальной работы,
  • музыкальная запись русской народной песни “Коробейники”,
  • отрывок из фильма “Русские народные промыслы”.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – рассказ, кому – пересказ.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На уроке речь пойдет.

Чем славится земля русская?

Прочтите словосочетания с доски

“Вологодские кружева, тульский самовар, палехская шкатулка, загорская матрешка, хохломская роспись…”

1) Какой темой связаны данные словосочетания?

2) А какие еще русские народные промыслы вы знаете?

Сегодня мы окунемся в рукотворную сказку, т.е. в сказку, которую народ создал своими руками.

Ремесел очень много на земле, на русской, есть и всех ремесел нам сейчас не перечесть.

Любил русский народ украшать свою нехитрую жизнь, чтобы жить было не скучно, весело. Если ложка – так расписная, колокольчик – так звонкий, кружева – так замысловатые. Работали всегда сообща, всей семьей, целыми деревнями. В одной деревне лепили игрушки из глины, а в другой плели из соломы, в одной вязали кружева, а в третьей свистульки вырезали.

Вот и мы сегодня, ребята, путешествовать пойдем,

По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом.

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

1) Работа с глаголами неопределенной формы, различие глаголов 1 и 2 спряжения (Хохломская роспись).

Перед нами, дом большой
И красивый-то какой!
Кто же в доме том живет?
Кто нам двери отопрет?

Как вы думаете, что за ремесло живет в этом доме?

(На столе набор посуды “Хохлома”)

Кто знает, что это за промысел?

Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Можно сказать: хохломская роспись по дереву, но говорят: хохлома.

Слово это известно всем на Руси.

Вы, ребята, слушайте мой рассказ, про то, откуда пришла к нам хохлома и запоминайте какие глаголы неопределенной формы встретятся в тексте. Но прежде ответьте на вопросы:

На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Что такое неопределенная форма глагола?

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Создатели этих предметов - крестьяне заволжских деревень, одна из которых называлась Хохлома. Это село и дало название всему промыслу.

Хохломские мастера могли делать и украшать миски, ложки, чаши, ладьи, кружки, солоницы, сахарницы, табуретки. И все это красивое, яркое, расписное.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, черную и красную смородинку. Одним словом, травяные орнаменты.

А какие же цвета используют мастера? Золотистый, красный и черный. Именно по этому сочетанию можно узнать хохлому.

Сначала посуду вытачивали на станке или работали ножом. Затем ее покрывали тонким слоем глины, потом обмазывали олифой и втирали измельченный порошок олова или алюминия. Посуда становится серебристой. И только теперь художник может прикоснуть к ней кисть, можно наносить затейливые узоры.

Ну а как же золото? Этой тайной владел печник. Расписное изделие нужно закалить в печи. И все, что было в росписи серебряным становилось золотым.(Рассказ сопровождается демонстрацией книжных иллюстраций).

Дети выписывают глаголы неопределенной формы и образуют от них глаголы в заданном лице и числе.

украшать - 2 л.мн. ч. – украшаете
делать - 1 л.мн.ч. – делаем
рисовать - 2 л.ед.ч. – рисуешь
узнать - 3 л.ед.ч. – узнает
прикоснуть- 3 л.ед.ч. – прикоснет
наносить - 3 л.мн.ч.- наносят
закалить - 2 л.мн.ч.- закалите

Какую работу сейчас выполняли?

Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

Составьте план рассуждения.

(Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение. В окончаниях глаголов I спряжения пишем гласную – е, в окончаниях глаголов II спряжения пишем гласную и.

Чтобы определить спряжение глагола нужно его поставить в неопределенную форму.

Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ить, относятся ко 2 спр.

Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ать, ять, ыть, оть, уть, еть – 1 спряжения.

Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?

Назовите личные окончания глагола 1 и 2 .

2) Минута чистописания.

Для минуты чистописания выберем букву, которая находится в приставке слова (глаголы н.ф.) и обозначает звонкий, парный, твердый звук.

(Это буква “з” в слове закалить).

Пропишем ее, чередуя с окончаниями 1 и 2 спряжения.

Земзешьзетезетзутзют

Зимзишьзитезитзатзят

3) Упражнение в написание безударных личных окончаний глаголов, (палехские шкатулки).

А теперь пойдем мы дальше ,
Нужно много нам успеть:
Надо, чтоб увидел каждый
Чудеса, каких не счесть.
Снова дом встречает нас,
Кто ж нас ждет на этот раз?

Как думаете, кто живет в этой избе?

Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!

Раньше палехские мастера были иконописцами. Тонко и с любовью изображали они лики святых. Но с 30-х годов прошлого века стали заниматься они лаковой миниатюрой.

Вам, наверное, приходилось любоваться лаковой шкатулкой, брошкой, картинкой. Они сделаны знаменитыми мастерами села Палеха.

Село расположено на берегу реки Палешки. Скромная и ласковая Палешка то прячется в густых лесах, то выбегает на широком поле.

В своих работах они часто изображают свое знаменитое село, сцены из крестьянской жизни. Но чаще всего палехские матера любят изображать героев русских народных сказок и былин.

Последнее предложение записать, назвать изученные орфограммы.

Найти глаголы, определить спряжение.

Устно проспрягайте глагол изображать.

ИТОГ: Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание.

4).Составление цепочки глаголов.

Дети получают открытки из серии №Изделия мастеров Палеха”.

Придумайте глагол н.ф,, опираясь на изображение открытки, определите его спряжение.

1-ряд - образуйте от глагола глагол 1 лица множественного числа,

2-ряд - образуйте глагол 2 лица единственного числа,

3-ряд - образуйте глагол 3 лица единственного числа.

Обоснуйте свой ответ.

5) Работа с деформированным текстом.

Идем с друзьями мы вперед,
Дорога нас опять зовет.
Отгадаем мы загадку –
Попадем мы в гости в хатку.

Загадка.

В нем вода, но он не речка,
Хоть и с носом, но не грач.
Он не печка; хоть и печка,
От углей он стал горяч. (самовар)

Давно на белом свете
Живет, годами стар,
Поэтами воспетый –
Пузатый самовар!

Хлебом солью Вас встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Наш большущий самовар
Весь горит, как птица жар,
Кран – верток открывается,
Чудо чай наливается.

Сверху пар, снизу пар,
Кипит русский самовар.
Всех мы угощаем,
Мы за чаем не скучаем

Хотите узнать, где появился первый самовар? Тогда прочтите предложения на доске. Можно назвать их текстом? Почему? Как исправить ошибку? Составьте текст, опираясь на таблицу.

  Настоящее время (НВ) Прошедшее время (ПВ) Будущее время

(БВ)

1 1 - -
2 - - -
3 - 1 -
4 - - 1
5 2 - -

Его родина – Тула.

В народе говорят: “В Тулу со своим самоваром не ездят”.

Во всем мире знают русский самовар.

Первый самовар изготовил в 1778 году мастер Назар Лисицын.

Тульский самовар Проживет еще много лет.

Определить спряжение глаголов знают и говорят.

Докажите, что они относятся к разным спряжениям.

6) Физкультминутка.

Звучит русская народная песня “Коробейники”.

Дети повторяют простые танцевальные движения. Часть детей играет на ложках, бубне, баклушах.

7) Все работали, танцевали. Молодцы!

Никто не бил баклуши?

Вот кто бил в баклуши!

Когда так говорят?

А знаете, почему так говорят о человеке бездельнике?

(Идет объяснение происхождения фразеологического оборота “бить баклуши”.)

Как еще можно сказать о бездельнике?

Прочтите фразеологические обороты на доске.

На какие группы можно их разделить, по какому признаку? (по смыслу и по спряжению глаголов).

Лежите на печи

Плюет в потолок

Зубы заговаривает

Считаешь ворон

Морочит голову

Сидит сложа руки

Назовите словосочетания с глаголами I и II спряжения. Составьте предложение с одним из словосочетаний.

8) Работ с карточками в паре (Вологодские кружева).

Чем смогут еще удивить мастера?
Узнать нам об этом, наверно, пора.
Кружева в стекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева … кружева… кружева.

Что такое кружева?

Русские кружева знают во всем мире. Особенно славятся вологодские кружева. На них мастера изображают чаще всего цветы, птиц, травы, снежинки. Тонкие и нежные кружева напоминают морозные узоры на окнах.

Хотите узнать как плетут кружева?

Тогда давайте посмотрим фильм.

(Вопросы по содержанию фильма)

Учитель – коробейник “продает” вологодские кружева – карточки.

прочитайте задания на карточках и приступите к их выполнению.

Три пары вызываются к доске. Дети выполняют задания и дают ответ.

9) А какой мастер живет в последнем домике вы узнаете на следующем уроке. (Учитель раздает детям фигурки матрешек и предлагает расписать их дома).

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Чем занимались на уроке?

Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

С какими русскими народными промыслами познакомились?

Нужны ли они в наше время?

Что бы выбрали в подарок заграничному другу?

Каким ремеслом хотели бы вы овладеть?

Раздать детям фигурки матрешек и предложить расписать их на следующем уроке или дома.