Цель: формирование личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы.
Задачи:
- развитие познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке;
- подготовка воспитанников к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
- развитие разносторонних качеств личности ребенка: потребности в созидательном труде, в здоровом образе жизни; самодостаточности; целеустремленности и др.;
- приобщение к культурным традициям русского народа и народов мира;
- развитие креативности (творческого начала), коммуникативных навыков и социальной адаптированности.
Механизм функционирования воспитательной системы
Воспитательная система детского дома, направленная на духовное и физическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняет следующие функции:
- развивающую, направленную на создание условий для духовного развития детей, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии (развитии разума, культуры чувства, самостоятельности), поддержку процессов самовыражения их способностей, обеспечение развития педагогического и детского коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в единое целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- компенсаторную, предполагающую создание условий в детском доме для компенсации последствий различных видов депривации, которым подвергались воспитанники с рождения, а также педагогической запущенности;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов, на нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника с целью позитивного влияния на формирование его личности.
Особенностью программы “Девять шагов к успеху” является то, что основополагающим в ней выступает принцип индивидуального личностного подхода, и все виды деятельности в ней направлены на социализацию воспитанника, на формирование его личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел, опираясь на внутренние ресурсы и постоянно совершенствуясь. Программа состоит из 9 подпрограмм: семейное воспитание – “СемьЯ”, трудовое – “Самоделкин”, правовое “Закон и порядок”, историко-культурологическое “Наследие”, нравственно-этическое “Зеркало”, психологическое “Доверие”, эстетическое “Радуга”, медико-гигиеническое “Здоровье” и спортивно-оздоровительное “Юниор”.
Подпрограмма семейного воспитания “СемьЯ”
Рисунок 1
Цели и задачи:
- формирование представления о семейных ролях;
- приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи;
- формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Тематика и основные формы работы:
Цикл: Личность, общество, семья. Семейное законодательство.
- Семья в зеркале науки (заповеди семейного воспитания В. А. Сухомлинского). Функции семьи. Анкетирование “Мое представление о семье”.
- Регистрация брака. Брачный договор. Венчание. Заседание “Круглого стола”: Как выбрать спутника жизни? Кинетический рисунок предполагаемой семьи.
- До и после свадьбы: семейные споры. Защита материнства и детства. Анкетирование “Конфликтная ли вы личность?”
- Семьи: их структура и тип. Свадьба: условия семейного счастья. “Кто в семье хозяин?”: роль в семье мужчины и женщины. Беседа-дискуссия “Распределение обязанностей в семье”.
Цикл: Супружество: наука и искусство.
- Искусство быть супругами: психология семейных отношений. Брейн-ринг “Люблю и ее, и себя, и будущее, и весь мир…” (Л.Н. Толстой и С.А. Толстая; А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова).
- Любовью дорожить умейте: психология интимного. Литературная гостиная “Чистейшей прелести чистейший образец” (А. Блок и Л. Менделеева; А. Ахматова и Н. Гумилев).
- Искусство быть родителями: основные начала воспитания. Викторина “Легко ли быть родителем?”.
- Родители и дети: союз поколений. По законам труда и морали. Театрализованное представление “Я + Мы = СемьЯ”.
Цикл: Семейные праздники.
- Уют в доме: полезные домашние советы. Практикум “В мастерской у Самоделкина”.
- Культура домашнего стола: секреты сервировки и кулинарные рецепты. Ток-шоу “Кулинарный поединок”.
- Мы идем в гости. Практикум “Как выбрать подарок?”.
- О семейной экономике. Бизнес-игра “Мы играем в семью”.
Цикл: Здоровье семьи.
- Духовное и физическое здоровье. Викторина “Кто ты, какой ты?”.
- О здоровом и рациональном питании. Инструктивное практическое занятие – “Кафе “Витаминка””.
- Активный отдых: что это такое? Игра-путешествие “Не за тридевять земель”.
- В здоровом теле – здоровый дух. Эстафета “СемьЯ”.
Подпрограмма историко-культурологического воспитания “Наследие”
Рисунок 2
Цели и задачи:
- формирование гражданско-патриотических качеств воспитанников;
- воспитание уважения к русским народным традициям;
- формирование умения высказывать свое отношение к происходящим событиям, обогащать словарный запас воспитанников;
- воспитание любви и уважения к своему краю посредством приобщения к искусству.
Тематика и основные формы работы:
Цикл: “О, Волга! Колыбель моя!”
- История появления украинцев и немцев на Волге. Чтение книги “Мифы древней Волги”, выставки, дидактические игры.
- “Красота земли родной” Творчество художников-пейзажистов: Мыльникова и Вебера, графика Кравченко. Экскурсии, выставка “Мир спасет красота”.
- “Застывшая музыка”. Жизнь и творчество А. Шнитке. Экскурсия, конкурс рисунков, беседа о музыкальных инструментах, игра “Угадай мелодию”.
- “Все дороги ведут в “Кондуит”. Творчество Л. Кассиля. Посещение Дома-музея писателя, конкурс рисунков “Страна Швамбрания”, викторины.
Цикл: “Волшебные силы природы”
- “Узнай меня, я рядом”. Красная книга Саратовской области, викторины, игры, решение проблемных ситуаций.
- “Птичьи разговоры”. Чтение рассказов В. Бианки, викторины, кроссворды, конкурс рисунков.
- Рыбное богатство. Викторины, дидактическая игра “Узнай меня”, конкурс рисунков, беседы, экскурсия.
- Лекарственные растения. Игры “Исключи лишнее”, “Узнай по запаху”, викторины.
Цикл: Русские народные традиции и обычаи
- “Осенины”. Театрализованные представления “В гости к Терешечке”, “Семенов день”, “Покров – натопи избу без дров”, “Кузьма и Демьян”.
- Рождественские колядки и новогодние песни (“овсени”). Посиделки – “пришла Коляда – отворяй ворота”, “Святочный вечерок”, театрализованное представление “Крещение”, русские народные игры “Прялица”, “Скакалка”.
- Масленица. Песни, русские народные игры “Горелки”, “Летят – не летят”.
- Театрализованные представления – Вербное воскресение, Пасха, Красная горка. Русские народные игры “Верба-вербочка”, “Заря-заряница”. Представление кукольного театра “Петрушка и солдат”.
Цикл: Народные художественные промыслы
Рисунок 3
- Художественная резьба и роспись по дереву (чеканка, инкрустация). Выставки “Волшебный мир дерева”, “Маленькие чудеса”.
- Русская народная игрушка. Конструирование кукол из соломы и ткани – “Потешная скоморошина”, “Добрым людям на заглядение”.
- Русское народное искусство: костюмы, женский головной убор, полотенце. Конструирование из бумаги и ткани. Выставка народного быта, народные игры.
- Русское народное искусство: вышивка, кружево, набойка. Выставки, конкурсы.
Подпрограмма спортивно-оздоровительного воспитания “Юниор”
Рисунок 4
Цели и задачи:
- формирование умений и навыков по овладению основными видами движений;
- оздоровление воспитанников;
- формирование доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, сознательного отношения к своему здоровью;
- способствовать всестороннему развитию воспитанников, помогать процессу их адаптации к условиям современной жизни.
Тематика и основные формы работы:
Цикл: Виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие).
- “Знаю, умею, научу”. Состязательные соревнования.
- Спортивный праздник “Первые Олимпийские игры”.
- Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
- Подвижные спортивные игры, соревнования.
Цикл: Спортивный клуб (акробатика, силовая гимнастика, аэробика)
- Военно-спортивный праздник.
- Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
- Эстафета “Я могу”.
- Подвижные спортивные игры, соревнования.
Цикл: „Вместе весело играть” (физкультурный досуг)
- Игра-викторина “Что? Как? Почему?”
- Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
- Подвижные спортивные игры, соревнования.
- Игра-путешествие “Дорога к доброму здоровью”.
Цикл: „Помоги себе сам” (дыхательная гимнастика, самомассаж)
- “Минута шалости” – снятие эмоционального и физического напряжения.
- “Царская осанка”. Специальный корректирующий комплекс упражнений.
- Профилактические беседы “Курение и спорт””, игры и упражнения.
- “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья” (о закаливающих процедурах).
Подпрограмма медико-гигиенического воспитания “Здоровье”
Цели и задачи:
- закрепление умений воспитанников о своём организме и умений заботиться о своём здоровье;
- формирование здорового образа жизни;
- профилактика вредных привычек.
Тематика и основные формы работы:
Цикл: “В здоровом теле здоровый дух”.
- Питание. Дидактическая игры „Приготовь обед”, составление.
- Закаливание. Спорт. Лекции врачей-специалистов, выпуск буклетов, конкурс „Я ль на свете всех милее”, подвижные спортивные игры, соревнования.
- Гигиена – это важно! „Сон в руку”, „Цветик-семицветик”.
- Иммунитет. Викторины, игры - „Собери помощников организма”
Цикл: Предупреждение вредных привычек.
- Привычка или болезнь.
Беседа с врачом, рисование плакатов, дидактическая игра „Хорошо - плохо”,посещение центра „Здоровье”. - Табак и его последствия.
Чтение сочинения „Дневник народившегося ребёнка”, игра „Вообрази и нарисуй” - „Нет” наркотикам! Обсуждение ситуаций, анкетирование, беседа-диспут, изодеятельность „Это в наших силах”.
- О вреде алкоголизма. Чтение басни С. Михалкова„Непьющий воротей”, беседа-диспут, конкурс рисунков и плакатов.
Цикл: Азбука для мальчиков и девочек.
- Половое воспитание: развитие мальчиков. Выступление специалистов, знакомство с „Энциклопедией для мальчиков”, игра на воображение „Каким я буду”.
- Половое воспитание: развитие девочек. Выступление специалистов, знакомство с „Энциклопедия для девочек”, игра на воображение „Какой я буду”.
- Дружба. Игра „Пьедестал”, совместное изготовление поделок. Моделирование ситуаций.
- Первая любовь. Чтение книги „Дикая собака Динго”, игра по кругу „Красивые слова”, моделирование ситуаций.
Цикл: Азы безопасности
- “Если случилась беда”. Служба спасения. Игра „Проверь себя”, „Ромашка”, рисование моментов.
- Осторожно, транспорт.
ПДД. Кроссворды, загадки, изодеятельности, моделирование ситуаций. Театрализованное представление. - Стихийные бедствия в природе.
Моделирование ситуаций, составление и рисование плакатов, составление пазлов. - Не навреди другому.
Обыгрывание жизненных ситуаций, беседы, игра „Броуновское движение”, составление мозаики.