Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

1. Воспитательные:

  • развитие чувства справедливости, добра, гордости за мужество за поколения, живших в 20-30-ые годы;
  • ответственности за свои поступки;
  • воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий;
  • формирование у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиции.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умение поисково-исследовательской работы;
  • учить раскрывать причинно-следственные связи исторических событий;
  • совершенствовать коммуникативные умения, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии.

3. Образовательные:

  • накопление знаний и фактов об общественно-политической жизни страны в 20-40-ые годы;
  • познакомить учащихся судьбами людей и их деятельностью;
  • показать противоречия во всех сферах жизни общества (экономической; политической, духовной и социальной);
  • умение оценивать общественные явления прошлого и современности, доказывать правоту своих взглядов;
  • умение самостоятельно работать, заниматься самообразованием;
  • рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономим: культуры;
  • выявить модель советской тоталитарной системы.

4. Дидактические задачи:

  • ввести учащихся в проблематику сущности тоталитарного государства;
  • выработать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности;
  • привести в систему знания, полученные на уроках истории, литературы и обществознания.

Оборудование: Видеосистема, фрагменты фильма «Владеть умами», архивные документы (Постановление правительства СССР и письма, воспоминания, сводки), фотографии и рисунки.

Тип урока: Изучение нового материала 11 класс.

Форма: Практическая, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, литература краеведение, экономика культурология.

Методические рекомендации:

Тема рассчитана на урок. Материалы урока можно использовать для классного часа. Для участия в краевой поисково-исследовательской акции «Красноярский край в годы репрессий, посвященный дню памяти жертв политических репрессий». Материалы урока могут быть использованы на факультативных и элективных курсах. В календарно-тематическом планировании тема включена в региональный компонент. Тему можно расширить, готовя программы по элективным курсам, например: «Культура ГУЛАГа», «Дети ГУЛАГа», «Женщины в системе ГУЛАГа», «Норильск в системе ГУЛАГа», «Ученые в ГУЛАГе» и т.д.

Могут быть проведены интегрированные уроки истории — краеведение, литература, обществознание, правоведение.

Материал к уроку учащиеся подбирают самостоятельно.

Как аргументы учащиеся могут использовать материалы учебников:

  1. Н.В. Загладина «История Отечества XX - нач. XXI в.»
  2. А. А. Левандовского «История России XX - нач. XXI в.»
  3. И.А. Мишиной, Л.Н. Жаровой «История Отечества XX в.»

Ход урока

I. Приветствие. Тема урока (сообщение).

«Общественно-политическая жизнь. Культура, экономика, политическая система, социальная структура, страны победившего социализма».

Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока, место урока.

Есть такой афоризм: «Кто забывает свою историю обречен повторять ее ошибки».

Сегодня на уроке нам предстоит изучить события 20-30-х годов нашей страны, на основе изучения документов, воспоминаний. Постараться понять суть не только процессов, происходивших в стране, но и что пережили люди, жившие в годы репрессий, политические заключенные, рабочие крестьяне и интеллигенция. Сформировать модель той системы и свои личные выводы.

Место сегодняшнего урока очень значимо важно. Наше общество на пути формирования правового государства и гражданского общества.

Всем нам надо научиться разрешить свои разногласия мирным, демократическим путем, на основе диалога, дискуссии, сотрудничества, глубоким уважением личности.

Предлагается учащимся самостоятельно написать по § 49, 50.:

  • ряд экономика (основная черта);
  • ряд политическая система (основные черты);
  • ряд духовная сфера (основные четы).

Проверка устная, фронтальная. (4-5 минут)

Затем на доске вывешивается плакат с образцами ответов, дополняются письменные работы.

(Советская модель тоталитаризма - возвращаемся после практический работы над сферами общества).

Экономика:

  • Ликвидация свободы труда и замена ее внеэкономическим принуждением;
  • Фактическое присвоение государством средств производства и рабочей силы;
  • Государственное регулирование рабочего дня, заработной платы;
  • Фактический запрет забастовок;
  • Экономическая автаркия;
  • Милитаризация экономики;
  • Государственное регулирование имущественных отношений.

В декабре 1936 года была принята Конституция победившего социализма. Государство с такой моделью экономики определяется историками и социологами как «государственный социализм». (Учащиеся делают выводы, приводят доказательства из документов, сводок и воспоминаний).

II. Практическая часть.

Теперь нам надо доказать, что эти черты, указанные вами в экономике, политике, в духовной сферы, существовали.

а) Ведь есть другие точки зрения, например, немецкий писатель Лион Фейхвангер пишет: «В многочисленных магазинах можно в любое время получить продукты питания по ценам, вполне доступным среднему гражданину Союза - рабочему и крестьянину. Социалистическое плановое хозяйство гарантирует каждому гражданину возможность получения в любое время осмысленной работы и беззаботную старость» …

б) А. Стаханов: «Не желание, а прямо-таки страсть была. Не суди строго, но в молодости пуще всего хотелось наесться. Хлеб по ночам снился! Позже помнилась потребность понять, зачем живу на белом свете. Захотелось доказать, что без меня не могут обойтись шахта, коллектив. И лишь потом в сознании утвердилось: Я - рабочий, равный среди равных представителей рабочего класса. Этим я стал мерить свою жизнь, поступки».

Я вижу, что вы настроены документально доказать свои точки зрения, подготовили постановления советского правительства, архивные документы, письма, сводки тех лет.

Учащиеся приводят примеры, на плакате знаком «V» отмечаем, если доказательство подтверждает существование (наличие) данного признака в экономике политике и культуре.

Политическая система:

  • Господство однопартийной системы;
  • Физическое уничтожение политических оппонентов;
  • Сращивание партийного и государственного аппаратов;
  • Создание системы официальных (огосударствленных) массовых организаций;
  • Унификация всей общественной жизни;
  • Культ харизматического вождя;
  • Создание мощного репрессивного аппарата;
  • Мощный аппарат обработки массового сознания (документальные доказательства).

Таким образом, происходит огосударствление политической системы в стране, где Конституция провозглашает неотъемлемые права человека и личности.

Пример из документа хрестоматия по истории стр.271 (зачитать).

Какие же основные черты духовной сферы вы выделили? (дополняют)

Духовная сфера:

  • Огосударствление партийной идеологии;
  • Изъятие и уничтожение литературы, неукладывающейся в идеологические рамки режима;
  • Государственный контроль над средствами массовой информации;
  • Создание единой системы идеологизированного образования;
  • Идеологическая изоляция страны;
  • Унификация и стандартизация духовной жизни;
  • Деятельность пропартийных творческих союзов.

Выводы делаются учащимися после просмотра фильма «Владеть умами и душами», «Авангардисты».

Примечание:

  1. Приводят примеры и по Норильскому Горлагу (очень коротко). Просмотр фильма «Владеть умами», по ходу выделяем черты политической и духовной сфер.
  2. Сюжет «Власть умами». Сюжет «Создание системы официальных (огосударствленных) массовых организаций.
  3. Сюжет «Мощный аппарат обработки массового сознания. Огосударствление партийной идеологии».
  4. Сюжет «Деятельность пропартийных творческих союзов» и т. д.

Вопрос:

Как вы думаете, чей голос за кадром вы слышали? (Голос И. Смоктуновского)

Затем (Озаглавливание таблицы). «Советская модель тоталитаризма»

Что такое тоталитаризм?

Тоталитаризм - это государственное политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личность (личная диктатура), характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

III. Итог урока.

Тоталитаризм - в переводе с итальянского означает целостный. Появился в 20-х годах XX века для характеристики режима Б. Муссолини.

Исторический опыт показывает, что все тоталитарные режимы, как правило, не в состоянии обеспечивать жизнеспособность общества длительное время. Поэтому причина их краха кроется в них самих:

  • В ограниченных возможностях саморазвития;
  • В плохой приспособленности к быстро меняющимся внешним и внутренним
    условием;
  • К невозможности приспособится к новым реалиям жизни.

Разновидности тоталитарного режима:

  1. Фашизм - Италия Муссолини.
  2. Военно-фашистский - Испания генерал Франко.
  3. Национал-социализм - германия А. Гитлер.
  4. Военно-бюрократический, коммунистический:
  • советский режим И.В. Сталина;
  • Китай – режим Мао Цезя – Дуна;
  • Кампучия – режим Пол-Пота.
  1. Тирания:
  • Уганда - режим И. Амина;
  • ЦАР - режим Бокасса;
  • Парагвай - режим Стреснера;
  • Гаития - режим Дю валье.
  1. Теократический:
  • Иран - режим А. Хомейнн;
  • Ирак - режим С. Хусейна;

IV. Домашнее задание.

  1. Индивидуальное задание - желающим участвовать в краевой поисково- исследовательской акции «Красноярский край в годы репрессии», посвященной, дню памяти жертв политических репрессий (с разрешения одноклассников материалы документы передаются желающим участвовать).
  2. Все получают задание с примерными вопросами прошлогодних ЭГЭ.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Хрестоматия по истории СССР 1900 конец 1930-х гг. пособие для учителя, М.: «Просвещение» 1988 г.
  2. Хрестоматия по истории СССР. Учебное пособие для педагогических институтов 1917-1945 гг. под. ред. Э.М. Щагина.
  3. «История России XX - нач. XXI в.» 11 класс А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, М.: «Просвещение» 2004 г.
  4. «История Отечества XX - нач. XXI в. 9 класс» Л.Н. Жаров, И. А. Мишин, М.:«Центр гуманитарного образования» 2005 г.
  5. «Урок дает история» Афанасьев, Смирнов, М.:«Политиздание» 1989 г.
  6. «Тоталитаризм и независимая культура» Вопросы философии. 1991 г. - А. Р. Якимович.
  7. «В круге первом» А.И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ», Издательство «Художественная литература» 1990 г.
  8. «Норильский мемориал» выпуски 1990, 1991, 1996 гг. Музей истории освоения и развития НПР.
  9. «Политические режимы» А.Л. Громыко «Общество, знание Российской федерации».
  10. «От Сталина до Горбачева и далее» Т.Н. Кауль, М.: «Прогресс» 1991 г.