Обобщение и систематизация знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами". Урок по химии в 8-м классе

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Повторить, закрепить классификацию химических реакций по составу и количеству участвующих веществ.
  2. Закрепить умения записывать суть происходящих в химических реакциях превращений.
  3. Добиться понимания закона сохранения массы как теоретической основы для проведения простейших расчетов по уравнениям реакций.
  4. Закрепление практических навыков обращения с оборудованием и реактивами.
  5. Воспитание умения работать в колле5тиве, чувства сопереживания за успехи товарищей.

Оборудование и реактивы:

  1. Наборы реактивов – микролаборатория.
  2. Инструктивные карты.
  3. Раздаточный материал.
  4. Карты-схемы с обобщением материала.
  5. Бенгальский огонь.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

а) определение целей урока
б) формирование команд
в) выборы капитанов
г) название и представление команд

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – СОРЕВНОВАНИЕ

I ТУР. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитаны выбирают билеты с вопросами, они могут ответить сразу или посовещаться с командой. За скорость дополнительные очки.

  1. Какие реакции называются эндотермическими?
  2. Какие реакции называются экзотермическими?
  3. Какие реакции относят к реакциям горения?
  4. Первое правило ряда напряжения металлов.
  5. Второе правило ряда напряжения металлов.
  6. Закон сохранения массы.

II ТУР.

Каждый ученик получает по две карточки. На одной надо уравнять реакцию и указать ее тип, на другой определить вид явления. Карточки с ответами складываются в корзины. Разрешается просить помощь у капитана.

Вопросы первой карточки:

  • WO3 + H2 = W + H2O
  • Al(OH) 3 = Al 2O3 + H2O
  • Mg(OH) 2 + H3 PO4 = Mg 3 (PO 4) 2 + H2O
  • Zn + HCl = ZnCl 2 + H2
  • Na + S = Na2 S

Вопросы второй карточки:

  • Замерзание воды
  • Горение ацетона
  • Испарение воды
  • Ржавление железа
  • Плавление алюминия
  • Пригорание пищи

После окончания работы корзины с ответами передаются на проверку соперникам.

Этот этап работы можно провести с использованием ИКТ (приложение)

III ТУР. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

По инструктивным картам в парах проводятся опыты между:

  1. Гидроксидом кальция и серной кислотой
  2. Хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия
  3. Гидроксидом железа (III) и соляной кислотой
  4. Цинком и соляной кислотой

Записываются уравнения реакций, определяется их тип и признаки реакций.

Капитаны оценивают правильность выполнения работы.

IV ТУР.

Из частей схем реакций составить схемы всех типов реакций.

  1. A+ B=
  2. AB=
  3. AB + C =
  4. AB + CD =

После этого проводится заключительное обобщение по теме с использованием схемы на доске. Ученикам такая схема выдается. (Приложение)

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Капитаны выступают с оценкой деятельности своей команды и каждого участника, выставляются оценки.

В заключении в честь победителей зажигается бенгальский огонь.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2004.
  2. Титова И.М. Уроки химии VIII класс. Система личностного развития учащихся. Материалы для специалистов образовательных учреждений. С-Пб.: КАРО,2002.