Цели урока:
- Повторить, закрепить классификацию химических реакций по составу и количеству участвующих веществ.
- Закрепить умения записывать суть происходящих в химических реакциях превращений.
- Добиться понимания закона сохранения массы как теоретической основы для проведения простейших расчетов по уравнениям реакций.
- Закрепление практических навыков обращения с оборудованием и реактивами.
- Воспитание умения работать в колле5тиве, чувства сопереживания за успехи товарищей.
Оборудование и реактивы:
- Наборы реактивов – микролаборатория.
- Инструктивные карты.
- Раздаточный материал.
- Карты-схемы с обобщением материала.
- Бенгальский огонь.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
а) определение целей урока
б) формирование команд
в) выборы капитанов
г) название и представление команд
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – СОРЕВНОВАНИЕ
I ТУР. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитаны выбирают билеты с вопросами, они могут ответить сразу или посовещаться с командой. За скорость дополнительные очки.
- Какие реакции называются эндотермическими?
- Какие реакции называются экзотермическими?
- Какие реакции относят к реакциям горения?
- Первое правило ряда напряжения металлов.
- Второе правило ряда напряжения металлов.
- Закон сохранения массы.
II ТУР.
Каждый ученик получает по две карточки. На одной надо уравнять реакцию и указать ее тип, на другой определить вид явления. Карточки с ответами складываются в корзины. Разрешается просить помощь у капитана.
Вопросы первой карточки:
- WO3 + H2 = W + H2O
- Al(OH) 3 = Al 2O3 + H2O
- Mg(OH) 2 + H3 PO4 = Mg 3 (PO 4) 2 + H2O
- Zn + HCl = ZnCl 2 + H2
- Na + S = Na2 S
Вопросы второй карточки:
- Замерзание воды
- Горение ацетона
- Испарение воды
- Ржавление железа
- Плавление алюминия
- Пригорание пищи
После окончания работы корзины с ответами передаются на проверку соперникам.
Этот этап работы можно провести с использованием ИКТ (приложение)
III ТУР. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
По инструктивным картам в парах проводятся опыты между:
- Гидроксидом кальция и серной кислотой
- Хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия
- Гидроксидом железа (III) и соляной кислотой
- Цинком и соляной кислотой
Записываются уравнения реакций, определяется их тип и признаки реакций.
Капитаны оценивают правильность выполнения работы.
IV ТУР.
Из частей схем реакций составить схемы всех типов реакций.
- A+ B=
- AB=
- AB + C =
- AB + CD =
После этого проводится заключительное обобщение по теме с использованием схемы на доске. Ученикам такая схема выдается. (Приложение)
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Капитаны выступают с оценкой деятельности своей команды и каждого участника, выставляются оценки.
В заключении в честь победителей зажигается бенгальский огонь.
Литература:
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2004.
- Титова И.М. Уроки химии VIII класс. Система личностного развития учащихся. Материалы для специалистов образовательных учреждений. С-Пб.: КАРО,2002.