Урок литературного чтения в 1-м классе. Урок — интеллектуальная навигация

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения письменности;
  • познакомить с тем, как оформляли книги в древности и как их оформляют сейчас;
  • обобщить знания детей о разных классификациях книг;

2. Развивающие:

  • развивать читательские умения: осознанное, выразительное чтение; умение, читать пиктограммы;
  • развивать: логическое мышление; умения обобщать, делать выводы; воображение; внимание; память;
  • пополнить словарный запас учащихся, развивать кругозор.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению, к книге, к бережному отношению к книге.

Оборудование: мультимедийная презентация урока; карточки для индивидуальной работы №1-5; памятки для чтения вслух №1 и про себя №2; верёвочки для работы в парах (узелковое письмо), листы А-4 для индивидуальной работы.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент.  
  - Сегодня наш урок пройдёт в форме интеллектуальной навигации (объяснить смысл по словарю иностранных слов, стр. 386) по сайтам Интернета. Чтобы перейти от одного уровня к другому, более сложному, вы должны, что сделать…?

Чтобы узнать тему урока, предлагаем вашему вниманию сценку.

Разыгрывание сценки.

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его ………… зовут.

-А что такое учебник!
- А что такое книга?
- А ещё какие учебные книги вы знаете?

(Выставка учебных книг)

Правильно выполнить задание, иначе не попадём на следующий уровень.

Юзефович, Протасова.

Учебником

- Учебная книга.

Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом.

2. Постановка учебной задачи.  
2.1. -Предположите тему урока, что бы вы хотели узнать о книге?

Сегодня вы побываете на следующих сайтах:

  1. Сайт “Пословицы”;
  2. Сайт “Исторический”;
  3. Сайт “Азбука”;
  4. Сайт “Мудрая книга”.

Побывав на этих сайтах, вы узнаете:

- когда и где возникла письменность;
- когда появились первые печатаные книги;

- как передавали и сохраняли информацию до возникновения письменности;

- на чём и чем писали древние книги;
- как оформляли рукописные книги.

- А также мы рассмотрим книги современного мира, их классификацию

Будьте внимательны, чтобы в конце урока вы смогли ответить на многие вопросы из истории языка.

 
2.2. Прочитайте:

-Предложение это или слово?

ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО

- Почему сложно прочитать предложение?

- Найдите правильный ответ, прочитав текст на стр.82

- Попробуйте прочитать сказку на стр.82.
- Легко ли прочитать? Почему?

Молодцы, ребята, вы успешно прошли первый уровень и можете перейти к сайту “Пословицы”.

 
3. “Открытие” детьми нового знания  
3.1. 1: Сайт “Пословицы”

!!Назовите пословицы о книгах.
!!Соедините пословицы.

- Прочитайте.
- Смысл, какой пословицы вам непонятен?
- Какой вывод можем сделать?

Оцените свою работу на этой станции.

…..

Кто много читает, тот… (много знает).

Хорошая книга – …(лучший друг).

Грамоте учиться –…( вперёд пригодится).

Книга-зеркало души.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Книги нас учат жить.

3.2. 2. Сайт “Исторический”.

- Как люди в древности передавали информацию?

- Прочитай текст за учителем вслух. Вспомните 2, 3 пункт памятки для чтения вслух.

А) (Текст читает учитель, а дети читают жужжащим чтением)

До появления азбуки люди передавали друг другу полезные сведения с помощью разных предметов. Так, древние скифы, идя на кого-нибудь войной, посылали своим противникам птицу, мышь, лягушку, а также пять стрел. Смысл этого послания был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет — спешите спасаться. Иначе мы усыпим вас стрелами и истребим всех до единого”.

усыпим - усыпим

- Ребята, давайте попробуем, легко ли было людям писать КИПУ? Составьте предложение по сюжетной картине. (на выбор 2 картины) ---Определите, какого цвета надо взять нить и сколько завязать узелков.

- Покажите письмо, которое вы написали к первой картине.

- Покажите письмо, которое вы написали ко второй картине.

- Почему отличается цветом.

Г) - Прочитай текст за учителем про себя.

-Вспомните 1 пункт памятки для чтения про себя.

- Найдите ответ на вопрос: “Как ещё люди в древности передавали информацию?”

-Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Эти сигналы-символы без помощи слов обозначали, запрещали или разрешали что-либо. Например, костёр или дробь барабана видны и слышны на большом расстоянии. Сигналы в жизни людей до сих пор значат много.

!! Приведи примеры использования в нашей жизни цветовых и звуковых сигналов.

- Когда же возникла письменность?

- Рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали историю человеческой жизни. Рисунки имели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением.

!! Приведите пример использования пиктограмм в современной жизни.
!!Напишите предложение при помощи пиктограмм.

На выбор одно предложение:

“Светит солнце”. Или “На лугу веяло ароматом цветов”.

- Почему сложно изобразить в виде пиктограммы 2 предложение?

- Да, далеко не всё можно выразить при помощи рисунка, поэтому и появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, но действие и понятие – ИДЕОГРАММА, а в Древнем Египте возникли ИЕРОГЛИФЫ, – Которые называли “священными знаками”. Каждый из них обозначал слово или его часть.

!!Какие народы в наше время пишут иероглифы?

-Какой вывод можем сделать?

Оцените свою работу на этой станции.

Мы справились с работой на этом сайте, немного отдохнём и перейдём на следующий сайт

Они хранили информацию в памяти и передавали её друг другу, используя различные сигналы-символы.

Б) Рассказ Гавина Васи: “В древности люди начали использовать различные предметы для записи. Например, индейцы использовали для передачи информации ВАМПУЛЫ. Это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имели определённое значение (например, белый цвет обозначал мир, фиолетовый войну).

В) Рассказ Гажеева Сарула: “Другие народы использовали узелковое письмо – КИПУ. Это палочки или толстая верёвка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовали узелки на шнурах. Значение имели цвет, длина шнура и количество узелков.

Работа в парах. Договоритесь, каким цветом и какой длины будут ваши слова.

На первой картине девочка покупает игрушку и радуется. А на второй картине мальчика ругает милиционер, за то, что он играет на мостовой. У мальчика настроение плохое. Разное настроение мы показали разным цветом.

Светофор, пожарные машины, скорая помощь, милиция…

Мы можем только догадываться.

Древний человек рассказывал о своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ.

(Дети дома делают рекламу любимой книги или вещи, по желанию)

Рекламные щиты.

Не знаем, как нарисовать действие.

Китайцы, японцы, корейцы.

Информация может передаваться по разному, не только в книге.

3.3 остановка - Светофор Упражнения для глаз
3.4. 3. Сайт “Азбука”.

Ребята, а вы знаете, как образовалось слово “Азбука”? (чтение про себя)

-Откройте “Я читаю” 3 часть, стр.2 Прочитайте текс, постарайтесь ответить на этот вопрос.

- Ребята, а вы знаете, кто создал первую славянскую азбуку?

- Карпов Егор расскажет об этом.
- Наконец-то появилась письменность.
- А из чего же делали книги?
- Найданова Арюна вам об этом расскажет.
- Свобода Паша.

!! Попробуйте скатать свиток из листа бумаги и написать на нём как на папирусе. Удобно ли это?

3. Прочитайте, из чего делали книги Древние римляне:

Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек. Несколько дощечек выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя страницы воском не заполнялись. Такие книжки хранились долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Такая форма книги получила название КОДЕКС.

!! Чем отличались такие книги от глиняных и папирусных?

Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе и на Руси.

Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ была с одного конца острой (для письма), с другой – круглой (для затирания воска).

4. А вы знаете, кто придумал и напечатал первый букварь в России? Какой он был?

- Прочитайте цепочкой текст на стр.3 “Я читаю” 3 часть.

- Какой вывод мы можем сделать на этом сайте?

- Оцените свою работу на этом сайте.

- Мы справились с работой на этом сайте, немного отдохнём и перейдём на следующий сайт.

По названию первых букв алфавита.

В 9 веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию (ныне современная Чехия) и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. А в 863 г. они создали славянскую азбуку. Создав её, братья стали переводить главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Этот язык получил название старославянского.

К нам письменность пришла в 10 веке, после крещения Руси князем Владимиром в 988 г.

1.В древних государствах Вавилон, Ассирия книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трёхгранным резцом. При нажатии на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твёрдыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или сотен глиняных “страниц”, уложенных в деревянный ящик. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг.

2. В Древнем Египте по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Из него делали самые необходимые вещи: ткань для одежды, речные лодки, паруса и даже употребляли в пищу, но самое главное – это был материал для письма.

Из папируса делали книги в виде свитков. Писали тростниковой палочкой - КАЛАМОМ, обмакивая её в чёрные чернила, которые приготавливались из угля. Писали узкими столбцами, в два столбика.

Папирусные свитки были длиной до 40 метров. Их наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры.

Или 3.Рассказ Сафоновой Алины.

Запись можно было стереть и заполнить заново.

Книги делали по-разному в разных странах, но они были нужны для передачи информации, обычаев, веры в бога. Так как людям в те времена жилось тяжело, а вера в бога помогала им жить.

3.5. Остановка – Светофор Сейчас зима. Представьте, что мы были на улице и играли в снежки. И наши руки замёрзли. Давайте согреем их. Подышим на руки. Потрите ладошки.

Теперь стало жарко. Подуйте на руки.

3.6. 4.Сайт “Мудрая книга”.  
  - Ребята, а вы можете предположить, почему книгу называют “мудрой”?

- Рассмотрите книгу, хранящуюся в нашей библиотеке.

- Обратите внимание на красные буквы в начале текста. Как вы думаете, для чего?

- А какие бывают книги?
- Книги бывают учебные, научные …

Учебные:словари, справочники, энциклопедии – это книги, которые знают всё.

Вся литература различается по назначению:

медицина, история, техника, спорт, политика, культура, религия, искусство и т.д.

Д.М.

- Видеопрезентация книжек для детей.
- А где же живут книги?

Вот как много нового и интересного рассказала нам Мудрая Книга.

- А мы как воспитанные гости, чем можем порадовать Мудрую Книгу?

В ней можно узнать мудрые советы.

Разные. Стихи, сказки, рассказы.

Женя Дашиева:

Книжки бывают
Кортике и длинные,
Новые, старинные,
Обычные и странные,
И даже иностранные.
Серьёзные, учебные,
Весёлые, волшебные.
Про море и про лес,
С картинками и без.

В библиотеке.

Поблагодарить за рассказ, пообещать, что будем бережно относиться к книгам. Будем читать книги разные…

4. Итог урока.  
  1. Соотнеси форму книги и материал, из которого она была сделана (соедини стрелками):

Книга-свиток пергамент
Книга-табличка папирус
Книга-кодекс глина

2. Объясни значение русской поговорки: “Прочитать книгу от доски до доски”.

3. Вы были внимательны на уроке?

  • Как звали двух учёных монахов (братьев), которые создали славянскую азбуку?
  • Как звали первого летописца?
  • Какие виды передачи информации вы знаете?
  • Какие бывают книги?

Оцените свою работу на уроке.

Какой вывод можем сделать в конце урока?

Книжки разные нужны, книжки разные важны!
5. Домашнее задание

Выбрать:

 
  Домашнее задание:
  1. Перехвальская Е. “Откуда азбука пошла”. – М.: Малыш, 1989.
  2. Липин.Б., Белов А. “Глиняные книги”. – М., 1952
  3. Придумать иероглифы к понятиям: смеяться, плакать, спать.
  4. Узнать в каком городе находилась самая большая библиотека из папирусных свитков.
  5. Стр. 4 прочитать текст: “Какие бывают книги”.
 

Приложение 1.

Приложение 2.