Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомить с историей возникновения письменности;
- познакомить с тем, как оформляли книги в древности и как их оформляют сейчас;
- обобщить знания детей о разных классификациях книг;
2. Развивающие:
- развивать читательские умения: осознанное, выразительное чтение; умение, читать пиктограммы;
- развивать: логическое мышление; умения обобщать, делать выводы; воображение; внимание; память;
- пополнить словарный запас учащихся, развивать кругозор.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, к книге, к бережному отношению к книге.
Оборудование: мультимедийная презентация урока; карточки для индивидуальной работы №1-5; памятки для чтения вслух №1 и про себя №2; верёвочки для работы в парах (узелковое письмо), листы А-4 для индивидуальной работы.
Ход урока:
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент. | |
- Сегодня наш урок пройдёт в форме
интеллектуальной навигации (объяснить смысл
по словарю иностранных слов, стр. 386) по сайтам
Интернета. Чтобы перейти от одного уровня к
другому, более сложному, вы должны, что сделать…? Чтобы узнать тему урока, предлагаем вашему вниманию сценку. Разыгрывание сценки. - Учитель у меня в портфеле! Его ………… зовут. -А что такое учебник! (Выставка учебных книг) |
Правильно выполнить задание, иначе не
попадём на следующий уровень. Юзефович, Протасова. Учебником - Учебная книга. Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом. |
|
2. | Постановка учебной задачи. | |
2.1. | -Предположите тему урока, что бы вы
хотели узнать о книге? Сегодня вы побываете на следующих сайтах:
Побывав на этих сайтах, вы узнаете: - когда и где возникла письменность; - как передавали и сохраняли информацию до возникновения письменности; - на чём и чем писали древние книги; - А также мы рассмотрим книги современного мира, их классификацию Будьте внимательны, чтобы в конце урока вы смогли ответить на многие вопросы из истории языка. |
|
2.2. | Прочитайте: -Предложение это или слово? ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО - Почему сложно прочитать предложение? - Найдите правильный ответ, прочитав текст на стр.82 - Попробуйте прочитать сказку на стр.82. Молодцы, ребята, вы успешно прошли первый уровень и можете перейти к сайту “Пословицы”. |
|
3. | “Открытие” детьми нового знания | |
3.1. | 1: Сайт “Пословицы” !!Назовите
пословицы о книгах. - Прочитайте. Оцените свою работу на этой станции. |
….. Кто много читает, тот… (много знает). Хорошая книга – …(лучший друг). Грамоте учиться –…( вперёд пригодится). Книга-зеркало души. Книга для ума – что тёплый дождик для всходов. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Книги нас учат жить. |
3.2. | 2. Сайт “Исторический”. - Как люди в древности передавали информацию? - Прочитай текст за учителем вслух. Вспомните 2, 3 пункт памятки для чтения вслух. А) (Текст читает учитель, а дети читают жужжащим чтением) До появления азбуки люди передавали друг другу полезные сведения с помощью разных предметов. Так, древние скифы, идя на кого-нибудь войной, посылали своим противникам птицу, мышь, лягушку, а также пять стрел. Смысл этого послания был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет — спешите спасаться. Иначе мы усыпим вас стрелами и истребим всех до единого”. усыпим - усыпим - Ребята, давайте попробуем, легко ли было людям писать КИПУ? Составьте предложение по сюжетной картине. (на выбор 2 картины) ---Определите, какого цвета надо взять нить и сколько завязать узелков. - Покажите письмо, которое вы написали к первой картине. - Покажите письмо, которое вы написали ко второй картине. - Почему отличается цветом. Г) - Прочитай текст за учителем про себя. -Вспомните 1 пункт памятки для чтения про себя. - Найдите ответ на вопрос: “Как ещё люди в древности передавали информацию?” -Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Эти сигналы-символы без помощи слов обозначали, запрещали или разрешали что-либо. Например, костёр или дробь барабана видны и слышны на большом расстоянии. Сигналы в жизни людей до сих пор значат много. !! Приведи примеры использования в нашей жизни цветовых и звуковых сигналов. - Когда же возникла письменность? - Рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали историю человеческой жизни. Рисунки имели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением. !! Приведите пример использования
пиктограмм в современной жизни. На выбор одно предложение: “Светит солнце”. Или “На лугу веяло ароматом цветов”. - Почему сложно изобразить в виде пиктограммы 2 предложение? - Да, далеко не всё можно выразить при помощи рисунка, поэтому и появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, но действие и понятие – ИДЕОГРАММА, а в Древнем Египте возникли ИЕРОГЛИФЫ, – Которые называли “священными знаками”. Каждый из них обозначал слово или его часть. !!Какие народы в наше время пишут иероглифы? -Какой вывод можем сделать? Оцените свою работу на этой станции. Мы справились с работой на этом сайте, немного отдохнём и перейдём на следующий сайт |
Они хранили информацию в памяти и
передавали её друг другу, используя различные
сигналы-символы. Б) Рассказ Гавина Васи: “В древности люди начали использовать различные предметы для записи. Например, индейцы использовали для передачи информации ВАМПУЛЫ. Это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имели определённое значение (например, белый цвет обозначал мир, фиолетовый войну). В) Рассказ Гажеева Сарула: “Другие народы использовали узелковое письмо – КИПУ. Это палочки или толстая верёвка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовали узелки на шнурах. Значение имели цвет, длина шнура и количество узелков. Работа в парах. Договоритесь, каким цветом и какой длины будут ваши слова. На первой картине девочка покупает игрушку и радуется. А на второй картине мальчика ругает милиционер, за то, что он играет на мостовой. У мальчика настроение плохое. Разное настроение мы показали разным цветом. Светофор, пожарные машины, скорая помощь, милиция… Мы можем только догадываться. Древний человек рассказывал о своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ. (Дети дома делают рекламу любимой книги или вещи, по желанию) Рекламные щиты. Не знаем, как нарисовать действие. Китайцы, японцы, корейцы. Информация может передаваться по разному, не только в книге. |
3.3 | остановка - Светофор | Упражнения для глаз |
3.4. | 3. Сайт “Азбука”. Ребята, а вы знаете, как образовалось слово “Азбука”? (чтение про себя) -Откройте “Я читаю” 3 часть, стр.2 Прочитайте текс, постарайтесь ответить на этот вопрос. - Ребята, а вы знаете, кто создал первую славянскую азбуку? - Карпов Егор расскажет об этом. !! Попробуйте скатать свиток из листа бумаги и написать на нём как на папирусе. Удобно ли это? 3. Прочитайте, из чего делали книги Древние римляне: Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек. Несколько дощечек выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя страницы воском не заполнялись. Такие книжки хранились долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Такая форма книги получила название КОДЕКС. !! Чем отличались такие книги от глиняных и папирусных? Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе и на Руси. Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ была с одного конца острой (для письма), с другой – круглой (для затирания воска). 4. А вы знаете, кто придумал и напечатал первый букварь в России? Какой он был? - Прочитайте цепочкой текст на стр.3 “Я читаю” 3 часть. - Какой вывод мы можем сделать на этом сайте? - Оцените свою работу на этом сайте. - Мы справились с работой на этом сайте, немного отдохнём и перейдём на следующий сайт. |
По названию первых букв алфавита. В 9 веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию (ныне современная Чехия) и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. А в 863 г. они создали славянскую азбуку. Создав её, братья стали переводить главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Этот язык получил название старославянского. К нам письменность пришла в 10 веке, после крещения Руси князем Владимиром в 988 г. 1.В древних государствах Вавилон, Ассирия книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трёхгранным резцом. При нажатии на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твёрдыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или сотен глиняных “страниц”, уложенных в деревянный ящик. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. 2. В Древнем Египте по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Из него делали самые необходимые вещи: ткань для одежды, речные лодки, паруса и даже употребляли в пищу, но самое главное – это был материал для письма. Из папируса делали книги в виде свитков. Писали тростниковой палочкой - КАЛАМОМ, обмакивая её в чёрные чернила, которые приготавливались из угля. Писали узкими столбцами, в два столбика. Папирусные свитки были длиной до 40 метров. Их наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Или 3.Рассказ Сафоновой Алины. Запись можно было стереть и заполнить заново. Книги делали по-разному в разных странах, но они были нужны для передачи информации, обычаев, веры в бога. Так как людям в те времена жилось тяжело, а вера в бога помогала им жить. |
3.5. | Остановка – Светофор | Сейчас зима. Представьте, что мы были на
улице и играли в снежки. И наши руки замёрзли.
Давайте согреем их. Подышим на руки. Потрите
ладошки. Теперь стало жарко. Подуйте на руки. |
3.6. | 4.Сайт “Мудрая книга”. | |
- Ребята, а вы можете предположить,
почему книгу называют “мудрой”? - Рассмотрите книгу, хранящуюся в нашей библиотеке. - Обратите внимание на красные буквы в начале текста. Как вы думаете, для чего? - А какие бывают книги? Учебные:словари, справочники, энциклопедии – это книги, которые знают всё. Вся литература различается по назначению: медицина, история, техника, спорт, политика, культура, религия, искусство и т.д. Д.М. - Видеопрезентация книжек для детей. Вот как много нового и интересного рассказала нам Мудрая Книга. - А мы как воспитанные гости, чем можем порадовать Мудрую Книгу? |
В ней можно узнать мудрые советы. Разные. Стихи, сказки, рассказы. Женя Дашиева:
В библиотеке. Поблагодарить за рассказ, пообещать, что будем бережно относиться к книгам. Будем читать книги разные… |
|
4. | Итог урока. | |
1. Соотнеси форму книги и материал, из
которого она была сделана (соедини стрелками): Книга-свиток
пергамент 2. Объясни значение русской поговорки: “Прочитать книгу от доски до доски”. 3. Вы были внимательны на уроке?
Оцените свою работу на уроке. Какой вывод можем сделать в конце урока? |
Книжки разные нужны, книжки разные важны! | |
5. | Домашнее задание Выбрать: |
|
Домашнее задание:
|