Цели:
- Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве, о своем городе.
- Познакомить учащихся с флагом, гербом, гимном России; с глобусом, как моделью Земли.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением оленя, белого медведя, тайги, гор, известных мест Москвы, Санкт-Петербурга.
- Глобус.
- Аудиозапись гимна России.
- Герб, флаг, портрет президента.
- Видеомагнитофон, телевизор.
- Открытки, буклеты, книги о Калуге и Кирове.
Ход урока
I. Орг. момент
приветствие
положительный настрой на урок.
II. Постановка темы и цели урока.
1. Ребята, нам подбросили письмо. Но оно не обычное, а звуковое. Давайте послушаем его
Здравствуйте!
Мы жители планеты Турулумба.
Мы очень любим свою планету, потому что у нас все очень красивое, а жители – добрые. Но нас мало.
Куда попала наше письмо, мы не знаем.
Хотим лишь знать, кто получил его? Где вы живете? Как называется ваша планета? Страна? Что у вас интересного?
Расскажите нам.
Так может быть кто-нибудь скажет, о чем мы будем с вами говорить?
2. Чтение стихотворения.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно …
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
О какой планете это стихотворение? А мы жители, какой планеты?
3. Рассказ учителя о планете.
Земля – третья планета Солнечной системы. Она движется вокруг Солнца. И за год успевает облететь 1 раз. Но еще она вращается вокруг своей оси. Пока она вращается проходит 24 часа. Когда космонавты глядят из космоса, то она им кажется светящимся шаром голубого цвета.
А кто из вас знает, как называется модель Земли?
III. Тема урока
1. Мы можем узнать на каком континенте мы живем. Какие есть другие страны, народы, города. Подумайте, а как называется страна, в которой мы живем?
2. Рассказ учителя о России
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, а матушкой – потому, что она вскормила своим хлебом.
3. Работа с учебником стр. 36-37. как велика Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.
4. Индивидуальная работа с учащимися (рассказ учащихся)
а) Север
б) Дальний Восток
в) Тайга (горы, города, деревни, села)
IV. Физкультминутка
5. Рассказ учителя:
а) Санкт-Петербург
б) Москва
в) Летим дальше – а на пути у нас Калужская область – город Калуга
г) Но мы рассказали не обо всем?
Видеофрагмент
А вы узнали эти места? Где это?
Киров – открытки, вырезки газет и др.
Посмотрите, ребята на нашу цепочку
Что здесь самое большое? А маленькое?
А может быть еще меньше?
Посмотрите: для нас это является существенным, а наш город (маленький) играет какую-то роль для страны! Оказывается, да. Есть в нашем городе предприятия.
Учитель показывает учащимся “продукцию” (данных комбинатов)
V. Закрепление
1. Учитель зачитывает отрывки, а учащиеся помогают определить что это?
а) это столица нашей Родины
б) третья планета солнечной системы. Из космоса напоминает светящийся шар голубого цвета.
в) центральный город Калужской области. Есть музей космонавтики.
г) самая большая страна от Северо-Ледовитым океана до Черного моря
д) город, где ты сейчас живешь, где есть завод.
Воспитательная работа: как дети относятся к своей Родине?
VI. Итог урока