Тема: «Центрально-Черноземный район».
Цели урока:
- создание образа территории, через решение географических задач;
- формирование познавательного интереса учащихся, мотивации обучения;
- формирование коммуникативных навыков учащихся.
ХОД УРОКА
1. Опрос на знание географических объектов
Перед изучением темы или раздела учащиеся
получают список объектов, вклеивают его в
тетрадь, отмечают объекты на карте.
На каждом уроке опрашиваются 2–3 ученика.
Опрос ведут учащиеся по очереди, каждый ученик
задает вопрос по объектам.
К опрашиваемому ученику обращаться со
словами: «Покажи, пожалуйста, ...»
нельзя повторять объекты.
Контроль за правильностью ответов,
осуществляет учитель или ученик, который отлично
знает карту и уже сдал по ней зачет.
Опрашиваемый ученик отворачивается от карты
и ученики ему задают вопросы на
взаиморасположение объектов: севернее или южнее,
западнее или восточнее, больше или меньше по
площади и т.д.
Опрос на выявление закономерности.
1) Найти в заданном ряду лишний объект.
Объяснить почему. (Тула, Орел, Тверь, Белгород –
Тверь, все остальные находятся на Среднерусской
возвышенности)
2) Найти признак, который объединяет объекты.
(Ярославль, Тверь, Владимир, Тамбов– города на
Волге и ее
2. Изучение нового материала, через постановку учебной задачи
Задача: «Металл и чернозем»
– Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О его соседях известно следующее:
О первом | Этот объект расположен на самой большой низменности Центральной России. Главный город находится на притоке Оки. |
О втором | Это самый маленький по площади субъект ЦЧР |
О третьем | На территории этого субъекта есть АЭС, главный город субъекта расположен на притоке Днепра |
О четвертом | Экономика этого субъекта опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. Здесь сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны. |
Назовите субъект Х и его соседей . По
возможности прокомментируйте подробности. После
определения объекта, попробуйте
охарактеризовать его .Дополните информацию про
соседей.
Для дополнительной характеристики территории
можно использовать материал, собранный в
презентацию по субъектам данного района.
Например, по Тамбовской и Воронежской
областям (Приложение 1).
3. Закрепление изученного материала
1. Каждому ученику выдается конверт, в котором
лежит вопрос и ответ (вопрос на цветной бумаге,
ответ на белой– можно дифференцировать и
другими способами).
2. Конверты пронумерованы, на листах с вопросом и
ответом те же номера.
3. Ученик в конце тетради чертит таблицу:
п/№ |
№ карточки |
Фамилия,имя |
Ответ |
Оценка |
|
4. Затем, вынимает из конверта, вопрос
отвечает на него и сверяется с ответом. Ставит
себе оценку.
5. Поднимает руку, говоря этим, что он справился со
своим заданием.
6. Учитель предлагает ему перейти к другому
ученику, справившемуся с заданием (или за
свободную парту садятся два ученика, которые
справились с заданием).
7. Ученики меняются заданиями. Выполняют их. Затем
проверяют друг друга и ставят оценки в таблицу.
После выполнения задания поднимают руку и
снова меняются местами и вопросами уже с другими
учениками.
8. По истечении времени (учитель заранее
оговаривает, сколько времени ученики будут
работать) подводятся итоги.
Примеры вопросов в конвертах: (см. Приложение 2).