Урок "Центрально-Черноземный район", 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Тема: «Центрально-Черноземный район».

Цели урока:

  • создание образа территории, через решение географических задач;
  • формирование познавательного интереса учащихся, мотивации обучения;
  • формирование коммуникативных навыков учащихся.

ХОД УРОКА

1. Опрос на знание  географических объектов

Перед изучением темы или раздела учащиеся получают список объектов, вклеивают  его в тетрадь, отмечают объекты на карте.
На каждом уроке опрашиваются 2–3 ученика.
Опрос ведут учащиеся по очереди, каждый ученик задает вопрос по объектам.
К опрашиваемому ученику обращаться со словами:  «Покажи, пожалуйста, ...»
нельзя повторять объекты.
Контроль за правильностью ответов,  осуществляет учитель или ученик, который отлично знает карту и уже сдал по ней зачет.
Опрашиваемый ученик отворачивается от карты и  ученики ему задают вопросы на взаиморасположение объектов: севернее или южнее, западнее или восточнее, больше или меньше по площади и т.д.
Опрос на выявление закономерности.

1) Найти в заданном ряду лишний объект. Объяснить почему. (Тула, Орел, Тверь, Белгород – Тверь, все остальные находятся на Среднерусской возвышенности)
2)  Найти признак, который объединяет объекты. (Ярославль, Тверь, Владимир, Тамбов– города на Волге и ее

2. Изучение  нового материала, через    постановку учебной задачи

Задача:  «Металл и чернозем»

– Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О его соседях известно следующее:

О первом Этот объект расположен на самой большой низменности Центральной России. Главный город находится на притоке Оки.
О втором Это самый маленький по площади субъект ЦЧР
О третьем На территории этого субъекта есть АЭС, главный город субъекта расположен на притоке Днепра
О четвертом Экономика этого  субъекта  опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. Здесь сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны.

Назовите субъект Х  и его соседей . По возможности прокомментируйте подробности. После определения объекта, попробуйте охарактеризовать его .Дополните информацию про соседей.
Для дополнительной характеристики территории можно  использовать материал, собранный в презентацию по субъектам данного  района.  Например,  по Тамбовской и Воронежской областям (Приложение 1).

3. Закрепление изученного материала

1. Каждому ученику выдается конверт, в котором лежит вопрос и ответ (вопрос на цветной бумаге, ответ на белой–  можно дифференцировать и другими способами).
2. Конверты пронумерованы, на листах с вопросом и ответом те же номера.
3. Ученик в конце тетради чертит таблицу:

п/№

№ карточки

Фамилия,имя

Ответ

Оценка
 

 

       

4. Затем, вынимает из конверта,  вопрос отвечает на него и сверяется с ответом. Ставит себе оценку.
5. Поднимает руку, говоря этим, что он справился со своим заданием.
6. Учитель предлагает ему перейти к другому ученику, справившемуся с заданием (или за свободную парту садятся два ученика, которые справились с заданием).
7. Ученики меняются заданиями. Выполняют их. Затем проверяют друг друга и ставят оценки в таблицу. После выполнения задания  поднимают руку и снова меняются местами и вопросами уже с другими учениками.
8. По истечении времени (учитель заранее оговаривает, сколько времени ученики будут работать) подводятся итоги.

Примеры вопросов в конвертах: (см. Приложение 2).