Интегрированный урок (география ХМАО + история ХМАО) "С древности до наших дней". Тема урока "Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа. История исследования и формирования территории"

Разделы: География, История и обществознание


Цели:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей географического положения территории ХМАО.
  2. Выявление этапов освоения и формирования территории нашего округа.

Задачи:

  • развить устную речь;
  • развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;
  • развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
  • сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО.
  • сформировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа
  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Учебно-наглядный комплекс: карта Тюменской области, компьютер, лазерный проектор, программное обеспечение – презентация “Географическое положение. История освоения и формирования территории”, контурные карты.

1. Организационный момент.

Историк – Здравствуйте, садитесь.

Географ – Мы начинаем наш первый урок географии ХМАО.

Слайд 1.

Песня “Западная Сибирь”.

2. Вступительное слово.

Географ

...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.

Историк

И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!

Юван Шесталов.

Географ – Сегодня вы начинаете изучать свою малую Родину – ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло.

Историк – Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Географ – Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Историк – Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Географ – Изучение своего края – это не просто усвоение тех знаний, которые вы получаете от учителя или из учебного пособия. Это еще и стремление самому узнавать новое, получать информацию из газет, журналов, теле- и радиопередач, бесед с жителями. Краеведение- это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

Историк – Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Географ – Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

Слайд 2.

Географ – Тема сегодняшнего урока: “Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа.

Историк – История исследования и формирования территории”.

Географ – Цель нашего урока выявить особенности географического и экономико-географического положения ХМАО

Историк – … и выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа

3. Изучение нового материала.

I. Географическое положение ХМАО.

Географ. – ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск.

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

Слайд 3.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.

Слайд 4.

– Сравните площадь ХМАО с площадью европейских государств?

– Площадь какого европейского государства почти в 2 раза меньше площади ХМАО? (Великобритании)

– С какими государствами округ имеет практически равную по площади территорию?

Слайд 5. (Контурная карта)

Работа по физической карте и слайду.

Крайняя северная точка округа расположена в горах Приполярного Урала в Березовском районе у истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском районе, недалеко от пос. Куминский. На западе крайняя точка находится в горах Северного Урала у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в Нижневартовском районе у истоков р. Вах.

Задания:

1. На контурных картах отметьте крайние точки на контурной карте. Определите их географические координаты и подпишите географические координаты этих точек на к\карте. (Приложение 2)

2. Определите протяженность ХМАО с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 66° в.д.

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-< Площадь Ханты-Мансийского ai тономного округа превосходит тех риторию любого европейского г< сударства, кроме Франции.

Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы узнать протяженность территории с севера на юг? (С севера на юг максимальная протяженность составляет приблизительно 900 км)

С запада на восток округ простирается на 1400 км

Работа по физической карте Тюменской области.

- ХМАО занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших низменных равнин земного шара. Равнинный характер территории нарушается лишь на крайнем западе, где простираются горные районы – Северный и Приполярный Урал. Центральную часть округа пересекают две великих рек России – Оби и Иртыша. Ханты-Мансийский автономный округ – край рек, озер и болот, занимающих более половины его территории.

Слайд 6. “Административная карта ХМАО”

– Назовите субъекты РФ, с которыми граничит наш округ. (На северо-западе округ граничит с Республикой Коми, на севере – с ЯНАО, на востоке и юго-востоке – с Красноярским краем и Томской областью, а на юге – с Тюм. областью, на юго-западе он имеет общую границу со Свердловской областью)

Задание: Посмотрите внимательно на карту, еще раз повторите субъекты РФ, граничащие с округом, и подпишите их на контурной карте.

Слайд 7. (Проверка выполнения работы)

- Географическое положение округа своеобразно: он располагается в срединной части и Евразийского материка, и России.

Слайд 8.

Расстояние от Ханты-Мансийска до:

Москвы– 2050 км

Санкт-Петербурга – 2130 км

Екатеринбурга – 690 км

Тюмени – 480 км

– Общая протяженность внешних границ округа достигает 4750 км.

Задание: Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в Западной Сибири.

(Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода в океан.)

– Вся территория Ханты-мансийского автономного округа специальным постановлением правительства страны отнесена к районам Крайнего Севера.

– Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в России.

(Территория округа на тысячи километров удалена от западных и восточных границ России, от экономически развитых регионов страны (см. слайд ). )

Географ – Ребята, с историей исследования и формирования территории ХМАО Вас познакомит наш учитель истории.

II. История исследования и формирования территории ХМАО

Историк – Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Слайд 9. “Ермак”

Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Слайд 10.

Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака (1-- нападение на стан казаков; 2 – гибель дружины Ермака; 3 – поминки по Ермаку у татар;).

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

Слайд 11.

- С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов.

Сообщение учащегося о Березове. (Приложение 3)

Слайд 12. “Березово”

- На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово. Побывали в березовской ссылке декабристы – И. Фохт, А. Черкасов, А. Ентальцев, известные революционеры Л. Троцкий, С. Гусев и В. Ногин. В 30-40-е годы XX века сюда шли потоки спецпереселенцев. А вот так выглядит город сегодня.

Слайд 13. “Березово сегодня”

Слайд 14. “Сургут”

Сообщение о Сургуте. (Приложение 3)

Слайд 15. “Сургут сегодня”

Особое место в ряду русских городов занимала Мангазея.

Слайд 16. “Мангазея”

Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок.

Слайд 17. “Мангазея” (1-острог, 2-деревянные башни Мангазеи)

Сообщение о Мангазее. (Приложение 4)

Слайд 18. (Русские города в Сибири)

Задание: На контурных картах отметьте те города, которые в настоящее время находятся на территории ХМАО и даты их основания (Сургут – 1594, Березово – 1593).

- Если мы внимательно посмотрим на карту, то обратим внимание, что интенсивное освоение края происходило в XVI-XVII вв.

Слайд 19. “Рост территории Русского государства”

- Среди фамилий исследователей, мы встречаем такие известные, как Хабаров Е. П., Поярков В. Д. и другие.

Слайд 20, 21. “Хабаров, Поярков”

- После того, как территория окончательно вошла в состав Русского государства, начинает формироваться ее административно-территориальное деление. Основные вехи этого процесса мы вам напомним.

Приложение 4

Слайд 22.

Слайд 23.

Географ – 25 июля 2003 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа.

Историк – Отныне 86-й субъект Российской Федерации именуется “Ханты-Мансийский автономный округ – Югра”.

4. Закрепление изученного на уроке материала.

Историк – Что нового вы узнали на уроке?

Географ – В настоящее время в состав Ханты-Мансийского автономного округа входят 9 районов, 15 городов, множество поселков городского типа (рабочих поселков), сельских населенных пунктов.

Слайд 24.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Историк – Наш урок завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках истории и географии ХМАО.

Слайд 25.

Географ

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.

В. Плесовских