Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки, Работа с родителями


18-19 апреля 2007 г. городе Астане состоялся международный Конгресс чтения “Читающее   общество – основа конкурентоспособной страны”, ставший событием большой значимости в культурной жизни Казахстана. Мероприятие прошло под эгидой ЮНЕСКО и Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA).

Целью этого мероприятия было способствование всемерной поддержке Чтения как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности личности и общества.

Я была одним из участников этого форума. Большое впечатление на меня произвели выступления зарубежных коллег на секции “Детское чтение” с опытом работы по проблемам чтения. В целях продвижения детского чтения и детской книги в общество, привлечения учащихся в школьную библиотеку наша библиотека постоянно ищет новые нестандартные способы и пути решения этой задачи. В 2007/08 учебном году мы стали инициаторами проекта “Мама, Папа и Я – читающая семья”.

Особое значение мы придаем сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Школьная библиотека и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви, к чтению начиная с первого класса.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Этому способствует разрабатываемая в библиотеке творческая Программа чтения “Книжный океан”, в рамках целевого комплексного проекта

“Мама, Папа и Я - читающая семья”, который мы предлагаем для ознакомления коллегам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодара

УДК 027.8

Утверждаю:

Директор ГУ СОШ №43

__________ Н.З. Семига

Целевой комплексный проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”

Сроки реализации ЦКП: 2007-2011годы

Руководитель проекта: Копнышева Марина Васильевна

Автор проекта: Овсянникова Людмила Павловна

Павлодар, 2007

1. Паспорт проекта

Полное название проекта Целевой комплексный проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”
Целевая группа Учащиеся начальной школы
Основание для разработки проекта Инициативная разработка в рамках реализации Национальной программы поддержки чтения “Читающий Казахстан” 2007-2010 гг.
Автор проекта Овсянникова Людмила Павловна, заведующая школьной библиотекой.
Руководитель проекта Копнышева Марина Васильевна, заведующая учебной частью
Научный консультант Колодина Наталья Александровна, магистр библиотековедения, руководитель сектора методической работы Научной библиотеки Павлодарского педагогического института
Основные цели и задачи проекта Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

Основные ресурсы и источники их финансирования Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Ожидаемые результаты Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

100% охват школьников библиотечным обслуживанием

50% систематически читающих школьников

30% привлечение родителей в ШБ

Развитие культуры чтения школьников

Период и этапы реализации проекта 2007-2011 годы

1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2007-2008 гг.

2 этап – Практически-экспериментальный – 2007-2011 гг.

3 этап – Аналитико-обобщающий – 2010-2011 гг.

Миссия проекта Организация информационного пространства школьной библиотеки, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание в школьной библиотеке условий для творческого общения детей и взрослых.
Предпосылки проекта Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка

Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека”

Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей

Наличие необходимых ресурсов:

Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки, релевантный репертуар периодических изданий)

Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)

Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта)

Сводный список исполнителей

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - руководитель программы, заведующая школьной библиотекой - автор программы, школьный психолог - участник программы, учителя начальной школы - участники программы, учащиеся начальной школы - участники программы, родители учащихся начальных классов СОШ № 43 - участники программы.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОекта

1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на Всемирном Конгрессе Чтения “Читающая страна – основа конкурентоспособного общества”, прошедшем в г. Астане, было обращено особое внимание на программы по приобщению детей и молодежи к чтению.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.2. Обснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

1.3. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

1.4. Ожидаемые результатя реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

1.5. Календарный план реализации проекта

  Наименование работ и основные этапы его выполнения Исполнители Сроки исполнения Ожидаемый результат

1 этап – Подготовительный (моделирующий) – 2007-2008 гг.

1 Проведение теоретического исследования “Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарей, педагогов, родителей). Овсянникова Л.П. Сентябрь 2007 Обзорный реферат
2 Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта. Овсянникова Л.П. 2007-2008 гг. Картотека инновационных форм работы
3 Участие в Республиканском семинаре-тренинге “Современные информационные технологии на службе молодежи: реалии и перспективы”

(Усть-Каменогорск)

Овсянникова Л.П. Октябрь 2007 Выступление на методическом семинаре
4 Разработка проекта и презентация проекта на метод. объединении начальных классов школы. Овсянникова Л.П. Октябрь 2007 Рекомендация к внедрению
5 Разработка документов программы чтения “Книжный океан”. Овсянникова Л.П. Ноябрь 2007 Утверждение программы на педагогическом совете

2 этап - Практический (экспериментальный) – 2007-2010 гг.

1 Апробация и корректировка авторской программы чтения “Книжный океан”. Овсянникова Л.П.,

Гладышева С.А..

2007-2008 уч.г. Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы.
2 Марафон родительских собраний Овсянникова Л.П. Октябрь-ноябрь 2007, 2008, 2009 Формирование родительского актива
3 Акция родителей “Подарим библиотеке книжки” Учителя начальных классов Январь 2008, 2009, 2010 Пополнение фонда библиотеки
4 Торжественный старт программы при Посвящении в читатели. Овсянникова Л.П. Декабрь 2007, 2008, 2009 Привлечение новых читателей в библиотеку
5 Фестиваль чтения Овсянникова Л.П.

Учителя начальных классов

Март 2008 Пропаганда лучших книг
6 Конкурсная программа “Лето с книгой” Овсянникова Л.П. Май 2008, 2009, 2010 Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей
7 Награждение Лучших читающих семей Овсянникова Л.П. Май 2008

2008, 2009

Стимулирование семейного чтения
8 Закрепление в годовом плане ШБ системы работы по развитию чтения младших школьников Овсянникова Л.П. Сентябрь 2008 Годовой план работы

3 этап - Аналитико-обобщающий – 2010-2011 гг.

1 Отчет по проекту на педагогическом совете Овсянникова Л.П. Май 2008, 2009 Решение пед.совета
2 Информирование профессионального сообщества о проекте Овсянникова Л.П. Декабрь 2007 Статья в областную педагогическую газету
3 Информационные сообщения по проекту на заседаниях метод. объединения начальных классов Овсянникова Л.П. Дек 2007 март 2008

Окт 2008

 
4 Обобщение опыта реализации программы “Книжный океан” Овсянникова Л.П. 2009 Статья в журнал
5 Работа ШБ по поддержке семейного чтения Овсянникова Л.П. 2008 Мастер-класс для ШБ
6 Развитие интереса к чтению младших школьников Овсянникова Л.П. 2008 Выступление на МО, семинаре
7 Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов Овсянникова Л.П.

Гладышева С.А

2008, 2009, 2010 Анализ анкет, отзывы родителей
8 Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве Овсянникова Л.П.

Будкова О.Б.

постоянно Публикации на сайте школы
9 Подведение итогов реализации проекта Овсянникова Л.П.

Администрация школы

2011 Отчет, обобщение опыта работы над проектом

Приложения к проекту

Комплект участника проекта:

Приложение 1. Правила участия в программе

Приложение 2. Путевка участника программы

Приложение 3. Буклет юного читателя

Приложение 4. Памятка для родителей

Приложение 5. Анкета для родителей

Приложение 6. Карта путешественника

Приложение 7. Маршрутный лист путешественника