Как справедливо отмечено российскими методистами, география является единственным школьным предметом, призванным изучать реальное обитаемое пространство (“География” № 31 / 2004). Б?льшая часть населения как Украины, так и России проживает в городах; между тем, соответствующая специфика среды в школьной программе не отражена. Контакты школьников-горожан с нетрансформированными природными объектами объективно затруднены. Природа, изучаемая в школьном курсе географии, обезличена. А в сензитивном к формированию экологического сознания возрасте 10-13 лет подросткам необходимо ее субъектифицировать, иначе проблематично достичь личностности мотивации экологически целесообразной деятельности! “Палочкой-выручалочкой” в очередной раз может послужить систематическая внеклассная работа.
Географическое краеведение обращалось к проблеме изучения природы города. Достаточно вспомнить классические работы И.М. Гревса в России (1924), М.Г. Русакова в Украине (1958). В последние десятилетия усилился интерес географов-краеведов к геоэкологическим аспектам проблемы (Г.М. Лаппо; М.А. Никонова, Н.Н. Родзевич), к изучению городских ландшафтов (Н.Ф. Винокурова, В.А. Глуздов, В.В. Николина, В.М. Смирнова; отдельно отметим особенно импонирующее нам оригинальное пособие Е.Ю. Колбовского [2]).
Нами обосновано построение экологически направленных кружковых программ по географическому краеведению для шестиклассников на основе ценностного подхода в образовании, положений экологической психопедагогики, использования в краеведческой работе достижений соответственно ориентированных направлений географической науки и смежных дисциплин [3; 4; 5; 7]. Разработана соответствующая программа на 216 ч. (6 часов в неделю), содержание и логика построения которой максимально соотнесены с содержанием и логикой действующей школьной программы по географии для 6 класса [6]. Ее использование в рамках руководимого нами регионального педагогического эксперимента “Воспитание экологических ценностных ориентаций подростков в процессе изучения общей географии” позволяет сделать предварительные выводы о результативности предложенного подхода. Однако как по содержанию, так и по объему программу проблематично считать оптимальной для реалий городских школ.
Попытка сконструировать аналогичную специфически-городскую программу для школьных кружков наталкивается на ряд проблем, связанных с собственно географическим ее наполнением. Географическое изучение города традиционно антропоцентрично; вполне справедливо замечание экологов относительно “двойных стандартов” географов, отвергающих биоцентризм относительно естественного ландшафта / экосистемы, но в то же время рассматривающих человека как биотического “хозяина” ландшафта антропогенного. Поэтому опыт исследования городов географами-краеведами и соответствующие методические рекомендации трудно применить для изучения природы в городе.
Активно популяризируемое в последнее время геоэкологическое краеведение в большинстве случаев сводится к констатированию антропогенных трансформаций (прежде всего негативных) отдельных компонентов геосистем. Таким образом, претензии сторонников геоэкологии на приоритет в экологизации современной географии не имеют достаточных оснований и на краеведческом уровне.
Изучение вопросов о сочетании в ландшафте черт естественной и общественной истории, ландшафтном обустройстве и т.п. представляется весьма продуктивным, но сам принцип целостного восприятия ландшафтов проблематично реализовать: школьная программа по географии для 6 класса ориентирована на покомпонентное изучение природы. Кроме того, географические исследования городских ландшафтов тоже уделяют мало внимания биоте в городе и не направлены на субъектное восприятие подростками объектов природы.
Существенным подспорьем для изучения растительности и животного мира города являются исследования по экологии города (урбоэкологии) [8; 9]. У урбоэкологов найдем также характеристику города как экосистемы. Географы и сами охотно используют термин “экосистема” применительно к городу, однако долгая история не слишком успешных попыток согласования понятий экосистемы и геосистемы понуждает осторожно относиться к выбору базового понятия и, соответственно, подхода: кружок-то задумывается как географический!.. (Кроме того, одинаково ли понимают экосистему города экологи и географы? В интереснейшем исследовании столичных географов читаем: “Каждый большой город (городская среда и городская территория), в зависимости от цели исследования, может рассматриваться как геосистема или как экосистема. В том случае, когда исследуются компоненты среды, природные и измененные человеком, принято говорить о “геосистемах”. Когда же на первое место выдвигаются проблемы человека (ее жизнеобеспечение, отношения со средой), используют термин “экосистема”” [1, с. 11]).
Немало проблем и чисто методических. Синхронность тем программы по географии и кружковой программы обеспечивает их взаимодополняемость, добавляет единства и целостности процессу воспитания экологических ценностных ориентаций. Однако согласно действующей украинской программе по общей географии, земные оболочки изучаются в последовательности “литосфера – атмосфера – гидросфера”, тогда как по значимости факторов размещения поселения после рельефа следовало бы изучать водные объекты.
Программу школьного кружка оптимально рассчитывать на 35 ч., т.е. 1 час в неделю: б?льшая нагрузка для учителя, не получающего за внеурочную работу дополнительной оплаты, неподъемна. Но урочные темы “Биосфера” и “Географическая оболочка” в сумме занимают всего 5 часов. Следовательно, при корреляции урочной и внеурочной работы на изучение растений и животных города возможно отвести не больше трех занятий – капля в море, учитывая повальную натуралистическую безграмотность и необходимость формирования субъектного отношения к объектам городской биоты! “Безжизненность” школьной географии здесь особенно бросается в глаза.
Вдобавок прокрустово ложе жестко лимитированного времени провоцирует переполнить программу информацией, изъяв из нее даже намек на то разнообразие форм работы, которое делает полнокровной жизнь кружка и отличает программу, направленную на воспитание, от традиционной учебной. Что важнее для экологизации сознания – экологическим ликбезом научить подростков хоть немного ориентироваться в жизни городской биоты или отрефлексировать и развить отношение к ее представителям на экотреннинге? Трудноразрешимых вопросов хватает.
Однако, как говорится, “глаза боятся, а руки делают”… Опыт нашего сотрудничества с региональным экспериментальным учебным заведением Полтавской гимназией № 6, десятилетней кружковой работы в Кобелякской специальной общеобразовательной школе-интернате позволяет представить общие контуры программы кружка “Исследователи природы в городе” (35 ч.) в следующем виде.
1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)
Сущность и задания краеведения, его междисциплинарный характер. Природа родного города как объект географического краеведения. Источники знаний и методы исследований. Основные формы работы кружка. Ориентировочный план работы кружка на текущий учебный год. Правила поведения во время теоретических и практических занятий.
Практическое занятие. Составление образной схемы города на основе картографического материала.
2. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И ОКРЕСТНОСТЕЙ (7 ч.)
Первые поселения на территории современного города и окрестностей, природные условия местности в прошлом. Особенности выбора места для поселения и специфика природопользования в разные исторические времена.
Основание города, его историческая обусловленность. Характерные особенности городского поселения. Связь занятий населения города и сельской округи с природными условиями и природными ресурсами.
Развитие города с введением регулярной планировки. Интенсификация изменения окружающей среды в ХІХ – 1 пол. ХХ вв.
Практические занятия. Ознакомление с вербальной / графической реконструкцией древнейшей части города в контексте природных условий на фоне ее современного вида. Воссоздание вида города конца ХІХ – нач. ХХ вв. по картографическим материалам, описаниям и справочной информации, фотооткрыткам. Изучение планов города ХІХ – ХХ вв., их сравнение. Отслеживание формирования типичных черт современной городской застройки. Отражение природных условий и занятий населения в названиях районов и улиц города, пригородных урочищ. Тематическая экскурсия в местный краеведческий музей.
3. ЛИТОСФЕРА И ЕЕ АНТРОПОГЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ (7 ч.)
Геологическое прошлое, характеристика геологического строения местности. Методика проведения простейших геологических исследований, инструментарий. Местные минералы и горные породы, их использование человеком для строительства и ведения хозяйства в ретроспективе. Полезные ископаемые, которые поставлялись и поставляются для нужд населения из другой местности.
Формы рельефа местности, факторы их образования. Рельеф как один из ведущих факторов размещения ядра поселения. Учитывание естественных неровностей поверхности и антропогенные изменения рельефа в процессе возникновения и развития поселения. Проблема антропогенной дестабилизации геологической среды.
Практические занятия. Работа с палеогеографическими картами и схемами. Ознакомление с коллекцией местных минералов и горных пород, их свойствами, методикой определения минералов и горных пород. Ознакомление с использованием полезных ископаемых во время экскурсии по городу. Характеристика рельефа по физической и топографической картам, определение влияния рельефа на развитие поселения.
4. ЗИМНИЕ ЭКСКУРСИИ (на каникулах вне сетки часов)
Ознакомление с природой и хозяйственно-культурной жизнью своего / соседнего региона.
5. АТМОСФЕРА И ГОРОД (6 ч.)
Зависимость хозяйственных занятий и быта от климатических условий, влияние погоды и климата на духовную жизнь населения. Агрокалендарь и народные праздники. Связь праздников зимнего цикла с природными ритмами, климатом и погодой.
Городской микроклимат. Влияние “острова тепла” на концентрацию веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Основные источники загрязнения воздуха в городе, загрязняющие вещества.
Практические работы. Сравнение погодно-климатических условий, описанных в историко-краеведческих источниках, с современными. Экскурсия на метеостанцию / метеоплощадку, работа с приборами. Исследование загрязненности воздуха твердыми частицами в отдельных участках города (используются снеговые пробы или пылеуловители).
6. ОБЪЕКТЫ ГИДРОСФЕРЫ В ГОРОДЕ (7 ч.)
Главные реки местности. Значение рек для размещения и развития поселения. Хозяйственное использование местных водоемов в ретроспективе.
Подземные воды. Городское водоснабжение и канализация. Город как водосборный бассейн. Водные потоки – “зодчие рельефа”. Неблагоприятные процессы, связанные с текущими водами.
Факторы негативного влияния на реки и другие водоемы в черте города. Требования водоохранного законодательства. Методика, инструментарий элементарных гидрологических и гидроэкологических исследований.
Практические занятия. Сравнение гидрологических характеристик реки, на которой находится город, в историческом прошлом и настоящем (по картографическому материалу, историко-краеведческим описаниям, справочным материалам, фотографиям, собственным наблюдениям). Наблюдение за местной рекой в период половодья, очистка пойменной зоны от мусора. Экскурсия на местное предприятие, занимающееся водоснабжением / водоочисткой.
7. БИОСФЕРА В ГОРОДЕ. ГОРОД КАК ГЕОСИСТЕМА (4 ч.)
Гео /экосистема города (городской ландшафт). Функции зеленых насаждений в городе.
Практические занятия. Изучение почвы в городе как “памяти ландшафта” и “культурного слоя”. Определение факторов, влияющих на изменение почвы. Изучение растительности края (местных и интродуцированных видов) по иллюстрациям, гербарным образцам, устному народному творчеству. Знакомство со старейшими деревьями города. Изучение животного мира города по иллюстрациям, следам жизнедеятельности, устному народному творчеству. Упражнения по распознаванию животных-синантропов. Ознакомление с городским парком как специфической геосистемой.
8. НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА (2 ч.)
Количество, половая и возрастная структура населения города. Общая характеристика занятости населения и хозяйства города. Факторы ухудшения состояния городской среды, меры по ее охране. Проблема твердых бытовых отходов, возможные пути ее смягчения.
Практическое занятие. Обучение простым методикам геоэкологического мониторинга на прилегающей к учебному заведению территории.
9. ВЫПОЛНЕНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ В ГОРОДЕ (вне сетки часов)
Согласно положениям экологической психопедагогики (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), показателями (критериями) сформированности экологических ценностных ориентаций можно считать:
- понимание единства человечества и природы,
- субъектное восприятие ряда природных объектов (они признаются самоценными, могут выступать полноправными партнерами в общении, взаимодействие с ними включено в сферу этически регулируемого поведения),
- стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, воплощаемое в соответствующих технологиях.
Соответственно, работа по программе должна быть нацелена на достижение перечисленных результатов.
Работу над созданием ориентировочной программы планируем завершить к началу 2008 / 2009 учебного года. Подготовительные материалы к ней публикуем в надежде, что они могут стать подспорьем для коллег – ведь удачное заимствование опыта является собственным творчеством на основе заимствованных идей.
Литература (Приложение)