Дизайн и сценарий проведенного урока в 1-м классе на тему "Алгоритм сложения с переходом на десятки"

Разделы: Математика


Конструктивное обучение это творческое, деятельностно-операциональное обучение, которое представляет возможность каждому ученику строить свое новое знание обосновываясь на свой опыт, на свои имеющие знания.

Конструктивное обучение нацелено на изменение деятельности учителя и ученика в учебном процессе, которое в итоге приводит к изменению не только самого учебного процесса, но и всех соответствующих его компонентов.

Технология КО – это универсальная технология . Она применяется как

в начальных так и в старших классах. Его универсальность выражается в том, что принципы КО и элементы построения урока, т.е. общие понятия КО применимы как в математике начальных классов, так и в математике старших классов.

В конструктивном обучении урок состоит из двух частей. В первой части урока учитель работает вместе с учениками над изучаемой темой, делает поиск в знаниях учащихся, как они понимают значение темы и находят место темы в системе знаний. После выяснение всего этого, ученикам предлагается решить примеры, задачи, изменить их, самим составлять примеры, чтобы углубить это понятие, расширить и сохранить его в мышлении.

Вторая часть урока посвящена работе учеников над заранее подготовленным учителем заданий . Задания учителя многогранны. Они дают возможность учителю контролировать уровень понимания темы и оперирования ими.

Презентация, т.е. представление учащимся выполненных заданий, создает возможность ученикам отразить свое видение и понимание, а учителю узнать насколько ученики смогли развить свои знания, насколько они правильно решили задания. Как оценили они свою учебную деятельность.

Учитель заранее делает дизайн урока. В дизайне отражено 7 элементов урока, с помощью которых строится конструкция урока и наполняется вопросами. Ученики, отвечая на поставленные мною вопросы, идут к той точке познания, которая намечена мною. Ответы учеников в1-м классе обычно бывают короткими из 3-4 слов и роль учителя состоит в том, чтобы научить учащихся выразить свое внутреннее видение более шире и глубже, ясно и четко. Организация учебной деятельности учащихся в командах позволяет вовлекать в обсуждение поставленного вопроса весь класс и выслушать ответ обсужденного вопроса всем классом через лидеров команды. Вопросы как? почему вы так думаете?, поставленные на ответ лидеров, стимулирует учащихся к более глубокому, более ясному объяснению своего понимания вопроса. Выделение и поощрение самого оригинального ответа и вопроса имеет для учащихся начальных классов большее значение, так как они находятся в таком возрасте, в таком психологическом развитии, которое требует обязательного оценивания и подтверждения правильности их действий.

Дизайн урока.

Класс: I

Предмет: математика

Тема: алгоритм сложения с переходом на десятки.

Цели:

  • исследовать уровень понимания учащихся сложения и вычитания, расширить и углубить его; научить учащихся алгоритму сложения;
  • развить навыки совместной работы, объективности, умения передачи знаний и активного слушания.

Педагог.

1 Место темы в системе знаний

(поиск)

Сложение, вычитание, знаки “+”, “-”, “>”,“<”,“=”,“
2 структуры Логические структуры Объединение и разъединение структур знаний, замещение одной структуры знаний другой структурой. 8-5=3;(3+5)=8 “=”; “?”

Круглый стол в команде; телефон; работа в команде.

Структуры деятельности
3 Логические операции мышления 1.Разъединение целого на части.

2.Постановка чисел и выявление закономерности

4 Связь Десятки, сотни, сложение, вычитание;
5 Вопросы Что для вас означают математические знаки? Какие вы знаете знаки? Как вы провели замену, что для вас означает табло с цифрами? Почему Вы так думаете?
6 Дополнения и результаты Алгоритм сложения; быстрое сложения с переходом на десятки; знак не равенства
7 Отражение или же презентация Задание для команд.

Ход урока

I часть урока

Урок начинается с организации команд . Заранее готовятся примеры, которые написаны на листах и разложены на столах. Приложение № 1

Числа для столов

Примеры для учащихся

Ответы этих примеров поставлены на столах. Ученики берут свои листы, решают пример и находя ответ садятся за столом с ответом. Тем ученикам, которые не нашли свой стол, т. е. неправильно, решили оказывается помощь другими учениками. В этой деятельности проверяется в то же время устный счет учащихся.

Когда ученики рассаживаются за столами, учитель вешает на доске табло с числами 3 и 7 и организует структуру деятельности учащихся “круглый стол в команде”.Ученики в команде по часовой стрелке выражают свой взгляд на поставленные вопросы и приходят к общему мнению. Выбранный лидер отвечает на вопрос.

В этой структуре деятельности у учащихся строится навыки общения, умение слушать, тихого говорения, делать выводы, придерживаться очередности.

Вопрос: - Если вы на основании этих цифр построите задачу или пример какими воспользуетесь знаками?

Ответ: - “-”, “+”; “=”, “<”, “>”. К каждому ответу к доске прикрепляется соответствующий знак.

Вопрос: - Что для вас означают эти знаки?

Ответы: - “- ” минус это отнять; отдать; “+” плюс – давать, было мало стало больше.

- “-” это значит уходить, “=” равно значит одинаково, например:

3=3; “<” меньше т.е. 6 меньше 7, 6< 7 или же 7 больше 6 7 > 6

- “+” это вместе, 3 + 7 = 10, “-” минус это что-то отнимают. 6 – 3 = 3

Учитель: - Мы сегодня познакомимся с новым знаком.

Учитель вывешивает на доске табло с числами 6, 6; 7, 7; 3, 3 ;

Вопрос: - Какой знак можно поставить между ними?

Ответ: - знак “ = ” равно

Учитель, 7 = 7; 3 = 3; 6 = 6;

Хорошо если я одну часть изменю и прикреплю на 7, 6,3 числа 8,5,9

(8=7; 5=3; 9=6) тогда будет ли равно 8 и 7; 3 и 5; 9 и 6?

Ответ: нет, не будет равно;

8 > 7; 3 < 5; 9 > 6.

Учитель: значит не равно, оно становится или больше или меньше и перечёркивает знак равенство “?” полученный знак означает не равно.

6 ? 2; 7 4; и т. д.

Задание командам: придумайте примеры со знаками “+”, “-”, “? ”, “<”, “>”, “

Примеры команд.

10 8 3 < 5 20 > 15 8 < 12
20 15 7 15
6 + 7 = 13 7 + 3 = 10 25 + 5= 30 15 + 4= 19
20 + 40 = 60
20 + 41 = 61 11 + 4 = 15 10 – 3= 7 35 + 10 = 45
50 – 20 = 30 16 + 20 = 36 36 + 1 = 37 23 + 2 = 25

Использование учащимися примеров числами в пределах сотни говорит о том, что они могут перенести свои знания сложения вычитания без перехода на десятки на числа в пределах сотни. Это показывает умение учащихся применять свой опыт, свои знания в новых условиях.

После обсуждения ответов учеников, выбранных из команд, на доске вывешивается табло с однозначными числами.

Установка командам: замените однозначные числа на двузначные, составьте примеры и напишите в своих тетрадях.

7 8 3 4
4 5 1 2
8 6 5 7
9 4 2 6
3 3 6 9

Каждая команда заменяет одну колонку. Эта установка нацелена на то, чтобы мышление учащихся направить на русло соединения, построения. Это является и новым построением и в то же время здесь у учеников строятся навыки обмена мыслями, навыки слушания.

Вопрос: - Как вы провели замену?

Ответы: - Мы данные числа приняли как десятки, потом рядом поставили свое число: 70, 40. 83, 91, 34. 70 -40 = 30 91 ? 34.

- Рядом с числами написали другие числа: 81, 56, 64, 43, 34

43 < 64, 81 > 56 .

- Мы написали рядом то же число: 44, 22, 77, 33, 66, 99

22 + 33 = 55; 7 > 33; 22 44

Анализируя составленные примеры, нетрудно заметить, что учащиеся работали в той сфере, которая была удобной для них или же делали легко. Это пример:70 – 40 = 30; 22 + 33 = 55 на знаки “=”, “<”, “>”. Поэтому учитель должен обратить внимание учащихся на то, чтобы они старались пользоваться разными числами и числами без нуля.

Учитель вывешивает на доске табло.

1 2 3 4 5
wpe1.jpg (817 bytes)
9 8 7 6 5

Вопрос: - Что для вас означает это табло?

Ответы: - Здесь показано как получается десятка 3 и 7, 4 и 6, 2 и 8.

Верхнее число и нижнее число складываем и получаем 10, например: 5 и 5, 3 и 7

Мы дополняем числа и получаем 10, 6 дополнить 4, 8 дополнить 2 и т.д.

Обобщение учителя: - Значит это табло десятки, здесь показано, сколько надо добавить к числу, чтобы получить 10. Сейчас мы с вами выучим алгоритм. Алгоритм – это шаги которые надо делать: первый шаг, второй шаг, третий шаг.

Организация работы учеников в структуре “телефон”

Из каждой команды один ученик удаляется из класса. Ученикам объясняется, что они выучат алгоритм, проверят друг друга, затем их проверит учитель. Потом удаленные ученики вернутся в класс. Они научат удаленного члена команды, затем учитель их проверит.

Объяснение алгоритма.

Чтобы удобно решить пример, например: 7 + 9 = надо сделать следующие шаги:

1 шаг - 7 дополняем 3 и получаем 10, пишем в разряде десятки 1

2 шаг - от 9 отнимаем 3 получаем 6 и пишем в разряде единицы. Читаем ответ 16.

Эти шаги отрабатываются учителем вместе с учениками хором совместно с работой класса над примерами. В итоге, дети приходят к мысли, что в первом шагу одному нужно давать, а во втором шагу у другого надо отнимать

Команда учителя:

проверьте в команде друг друга, решая примеры. На доске вывешивается табло.

На эту работу отводится 5 минут. После этого учитель спрашивает алгоритм у членов команды. Убедившись, что они выучили шаги алгоритма и этим способом решают примеры, учитель приглашает удаленных учеников в класс. Члены команды поочередно объясняют своему товарищу правило и спрашивают его. Убедившись, что удаленный ученик знает алгоритм и решают примеры, лидеры команды поднимают руку, что означает, что команда готова к ответу. Удаленные ученики приглашаются к доске. Они решают примеры с алгоритмом, проговаривая шаги . Команды, обсуждая оценивают ответы удаленных учащихся и отмечают насколько они были точны.

Эта структура деятельности вырабатывает у учащихся навыки передачи знаний, умения общаться, слушать. И самое главное здесь выстраивается чувство ответственности, ибо члены команды знают, что успех команды зависит от успеха всех членов команды.

II часть урока.

Во второй части урока все члены команды вместе работают над заданиями.

Команда № 1 (для каждой команды составляются такие рабочие листки)

3 ) 7+4 = 6+5 = 9+3 =
+ - + - + -
3 3 4
6+6 = 7+9 = 7+8 =
+ - + - + -
4
8+9 = 6+9 = 5+8 =
+ - + - + -
2
4) 8+5 = 20-10 = 10-8 =
6+3 = 15-5 = 7-5 =
9-3 = 13-3 = 9-2 =

Эти задания нацелены на:

  • закрепление пройденного и доведение его до автоматизации;
  • повторение пройденного;
  • построение учащимися примеров на расчленение целого на части и т.д.

После выполнения задания, выбранные из каждой команды лидеры представляют выполненные задания. Активное слушание учащихся дает им возможность выявить неточность ответа, ошибки команды, задать им вопрос с целью выяснения непонятного им момента. Учащиеся по установке учителя привлекаются к оценивании ответов. Каждая команда обсуждая ответы лидеров, отмечает на сколько правильно были выполнены задания, какие они ошибки допустили. После этого они выставляеют оценки и вместе с оценкой учителя в итоге выводится оценка каждой команде. После задания на дом урок заканчивается вопросом учителя к командам:

- Легко ли решать алгоритмом примеры? Что вам понравилось на этом уроке?