Цели:
- Дальнейшее формирование умения решать задачи, а именно выделять условие и вопрос,
- Устанавливать отношения между искомыми и данными величинами,
- Развивать умение моделировать условие задачи,
- Применять способы умножения и деления суммы на число в решении текстовых задач,
- Продолжать формирование приемов умственных действий.
Оборудование:
- учебник Н. Б. Истомина “Математика 3 класс”,
- тетрадь по математике “Учимся решать задачи” 3 кл. (1- 4) Н. Б. Истомина.
I. Орг. момент
II. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
- Любите ли вы решать задачи?
- Где в жизни можно встретиться с задачей? Приведи примеры.
- Сегодня мы с вами будем решать задачи, используя знакомые свойства и умножения и деления.
III. Повторение пройденного
Ответьте на вопросы
1. Верное ли равенство? Почему?
4 + 4 + 4 = 3 + 3 + 3 + 3
Какое свойство поможет ответить на вопрос, не считая?
2. (14 + 8) х 3 = 14 х 3 + 8 х 3
Какое свойство умножения использовано для записи данного равенства.
Найди значение.
3. Я утверждаю, что данное равенство верное. Согласны ли вы со мной?
Почему?
(18 + 4) : 2 = 18 + 4 : 2
4. Какое число нужно вставить, чтобы равенство было верное? Почему?
(96 : 6) = (60 + …) : 6
5. Верно ли утверждение, что задача – это текст, где есть условие и вопрос?
Приведи пример.
IV Основной материал.
1. Мы сказали, что в задаче условие и вопрос должны быть взаимосвязаны по смыслу.
А будет ли это задача и сможем ли мы ее решить? Почему?
В коробке было 15 красных шаров и 10 зеленых. Все шары раздали детям. Сколько детей получили шары?
Посмотри на схему к задаче и дополни условие, чтобы оно соответствовало схеме.
Выбери и запиши решение задачи.
1. 15 : 5 2. 15 х 5 + 10 х 5
10 : 5
3 + 2
3. (10 + 15) : 5
Объясни, почему? Дай ответ.
2. Работа с тетрадью. Учимся решать задачи. С. 42. № 63
а) Прочитай условие задачи.
В двух одинаковых наборах 28 шоколадных конфет и 54 карамельки.
б) Запиши, что обозначают выражения:
28 + 54
(28 + 54) : 2
28 : 2 + 54 : 2
28 : 2
54 : 2
Прочти выделенный текст. Будет ли это задача? Почему? Что обозначают числа 28, 54?
Начерти схему к этому условию. (Все варианты схем выносятся на доску)
Дети обсуждают. Доказывают какие схемы верные.
- Прочти задание б).
Выполни, что сможешь.
Проверка.
- Что интересного вы заметили при выполнении этого задания?
- Что можно сказать о 2 и 3 выражениях?
- Составьте задачу, чтобы 2 или 3 выражения являлись решением этой задачи.
- Сколько конфет в 2 коробках? В 1 коробке?
- Сколько шоколадных конфет в 1 коробке?
- Сколько карамелек в 1 коробке?
3. Работа с учебником с 113 № 360
Сравни тексты задач, чем они похожи, чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить двумя способами?
а) Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей, по 6 штук в каждой, и 5 коробок, по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований?
б) Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей, по 6 штук в каждой, и столько же коробок, по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований?
- Прочти тексты задач, отметь карандашом, чем похожи задачи, чем отличаются?
- Объясни, как ты понимаешь условие 1-й и 2-й задачи.
Составь схему к каждой задаче.
(Дети самостоятельно выполняют. Учитель следит за работой ребят, затем предлагает детям вынести на доску разные варианты.)
Кто прав? Докажи. Попробуйте решить самостоятельно.
Слабым ребятам предлагаю карточки.
1). Сколько было мячей в 7 коробках?
2). Сколько было мячей в 5 коробках?
3). Прочти главный вопрос и ответь на него.
Проверка. Кто хорошо разобрался в решении задачи и сможет объяснить другим?
- У кого есть какие вопросы по решению? Обсуждение. Можно ли эту задачу решить двумя способами? Почему?
Решение задачи вынести на доску. 2-3 человека. Обсуждение.
Задачу б) предложить решить самостоятельно.
- Я соберу тетради и посмотрю, в каких вопросах нам необходимо еще разобраться.
V. Итог.
Какие свойства умножения и деления использовали при решении задач?
Какие из данных выражений демонстрируют эти свойства?
1. (7 + 6) х 10 = 7 х 10 + 6 х 10
2. (6 х 2) х 3 = 6 х (3 х 2)
3. (15 + 20) : 5 = 15 : 5 + 20 : 5
Какие трудности вы испытываете при решении задач?
Оцени свою работу на уроке
Д/3 учебник с 114, № 365.